Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2022 года р.п. Дальнее Константиново
Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Филатовой А.В.,
с участием истцов Антонычевой А.Н., Остроумовой Е.Н., Слапогузовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Мироновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонычевой А. Н., Остроумовой Е. Н., Слапогузовой А. М., Кошкиной Л. И. к главе Дубравской сельской администрации Шабанову А. М., начальнику Дальнеконстантиновского участка «ТНС энерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханову В. А. об обязании установить индивидуальные приборы учета электрической энергии, об обязании возвратить денежные средства, об обязании относить затраты по электроэнергии на общедомовые нужды на счет администрации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Антонычева А.Н., Остроумова Е.Н., Слапогузова А.М., Кошкина Л.И. обратились в суд с иском к главе Дубравской сельской администрации Шабанову А. М., начальнику Дальнеконстантиновского участка «ТНС энерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханову В. А. об обязании установить индивидуальные приборы учета электрической энергии, об обязании возвратить денежные средства, об обязании относить затраты по электроэнергии на общедомовые нужды на счет администрации, взыскании компенсации морального вреда, указав, что они являются собственниками квартир в многоквартирном /иные данные/, платят за электроэнергию на обще домовые нужды (ОДН) оченьбольшие суммы. За период с августа 2020года по май 2021 года истцами выплачено;
/адрес/ - 11076,39 (Одиннадцать тысяч семьдесят шесть руб. 39 коп.)
/адрес/ - 9924,98 (Девять тысяч девятьсот двадцать четыре руб. 98коп.)
/адрес/ - 14186,75 (Четырнадцать тысяч сто восемьдесят шесть руб. 75 коп.)
/адрес/ - 14186,75 (Четырнадцать тысяч сто восемьдесят шесть руб. 75 коп.)
Общая сумма выплат по ОДН составила - 49374,87 (Срок девять тысяч триста семьдесятчетыре рубля 87 копеек)
До августа 2020 года они платили не больше 6 (шести) рублей в месяц. С августа 2020года поменялся расчёт ОДН.
К ОДН относится также плата за электроснабжение и обслуживание элементов коммуникационных устройств (усилителей кабельного ТВ и сетей Интернет, например). Список дополняется расходами на электропитание установленных в подъезде систем сигнализации, общих антенных усилителей, а также насосов и другого оборудования. Но в их доме ничего нет, только общий коридор и лестничная площадка, нет не подвальных, не чердачных помещений. Значит, они должны платить только за лампочку в подъезде. Но истцы полагают, что они платят за соседей у которых в квартирах не установлены электросчетчики. В 2016 году их дом был отключён от центральною отопления, в муниципальных в квартирах №/номер/,5,6,7 были установлены электрические котлы. В /адрес/ электрический котёл был установлен в ноябре 2020года. самим собственником, до 2020 года квартира вообще не отапливалась и только шесть квартир в их доме отапливаются газом, остальные квартиры электрообогревателями. По счетам на оплату за электроэнергию /адрес/ видно, что при отоплении электрическим котлом идёт большой расход электроэнергии. Осенью 2020года, они в устной форме обращались к главе Дубравской администрации Шабанову, чтобы остановили электросчетчики на лестничной площадке, так как жильцы муниципальных
квартир не хотят устанавливать электросчетчики в своих квартирах, им не выгодно, так как оплачивают расход электроэнергии по нормативу 50кв. на человека. Он пообещал, что электросчетчики установят в декабре, при повторном обращении к нему перенёс на январь 2021 года, потом на июнь, скоро второй декабрь наступит, а электросчетчиков нет. И вообще предложил убрать у нас электросчетчики. В январе 2021 года они написали заявление начальнику Дальнеконстантиновского участка «ТНСэнерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханову В. А., о перерасчете ОДН и установлению счетчиков на лестничной площадке. В марте месяце получили ответ от начальника Дальнеконстантиновского участка «ТНСэнерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханова В. А., в котором он сообщает, что все 16 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета электрической энергии, но при этом им начисляют потребление электроэнергии по нормативу. И что энергия на обще домовые нужды за расчётный период подлежит распределению между собственниками помещений полностью, пересчитать ОДН не предоставляется возможным, а по установке электросчётчиков на лестничной площадке надо обратиться к собственнику квартир. Сотрудниками Дальнеконстантиновского участка «ТНСэнерго Нижний Новгород» Кстовское отделение не правильно производится расчет по начислению ОДН. Согласно формулы по начисления ОДН, чем больше площадь квартиры тем больше будет сумма ОДН. Площадь /адрес/ - 40,6м2 в декабре 2020года ОДН начислено 1606 руб. 15 коп (Одна тысяча шестьсот шесть руб. 15 коп), а площадь /адрес/- 57,8м2 в декабре 2020года ОДН начислено 704 руб.53 коп. (Семьсот четыре руб.53 коп.), а в летний период ОДН нам не начисляли с учётом отрицательного показателя ОДН, но в случае предъявления отрицательной суммы оплаты по ОДН, разница пропорционально списывается со счетов потребителей. Указанный порядок четко прописан в статье /номер/ правительственного постановления. Но нам, почему то перерасчет не делали, тут халатность или умышленное действие сотрудников, а простые жильцы не могут проверить, правильность начисления ОДН, тут нужна полная проверка по организации. Согласно РЕШЕНИЮ Региональной Службы по тарифам Нижегородской области /номер/ от 19.12.2019г., Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2020 год. РЕШЕНИЮ Региональной Службы по тарифам Нижегородской области /номер/ от 18.12.2020г., Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2021 год 3. Установить понижающие коэффициенты, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельской местности, и для каждой из приравненных к населению категорий потребителей на 2021 год согласно Приложению 3.
Жильцы задавали вопрос начальнику Дальнеконстантиновского участка «ТНС энерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханову В. А., на что он ответил, что в тариф уже включен понижающий коэффициент, а по установке электросчётчиков на площадке обращаться главе Дубравской администрации, так как квартиры муниципальные. Так и получается, каждый посылает к другому, и никто ничего не хочет делать. И опять приходит новый отопительный сезон, опять они будут платить за соседей. Из-за бездействия и халатного отношения Главы Дубравской сельской администрации Шабанову, начальника Дальнеконстантиновского участка «ТНС энерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханова В. А. был нанесён не только моральный вред, но и материальный ущерб, они оказались в тяжелом финансовом положении. Потому что не могли вовремя оплачивать по счетам за ОДН, в результате отрезают свет, вводят штрафные санкции и начисляют пени. Устанавливая электрические котлы в муниципальных квартирах, они не подумаличто будет большая нагрузка, что в отопительный сезон электроэнергии не будет хватать, что может привести к поломке оборудования.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истцы просят:
- Обязать ответчиков установить индивидуальные приборы учета электрической энергии на лестничной площадке в подъездах /иные данные/
- Обязать ответчика ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород», вернуть истцам денежные средства оплаченные за общедомовые нужды, согласно счетов на оплату по электроэнергии:
Антонычевой А. Н. - 22.391 руб. 12 коп., Остроумовой Е.Н.-16.880 руб. 25 коп., Слапогузовой А.М.-16.839 руб. 34 коп.. Кошкиной Л.И.022.391 руб. 12 коп.
- Обязать ответчика ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» затраты по электроэнергии на общедомовые нужды относить на счет администрации Дубравского Сельсовета.
- Проверить законность не применения понижающего коэффициента на электроэнергию в квартирах, где установлено электрическое отопление.
- Взыскать с ответчиков за моральный ущерб в пользу истцов: Антонычевой А. Н. - 100 ООО (сто тысяч) рублей Остроумовой Е. Н. - 100 000 (сто тысяч) рублей Слапогузовой А. М. --- 100 000 (сто тысяч) рублей Кошкиной Л. И. - 100 000 (сто тысяч) рублей
Истцы в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дала пояснения согласно иска.
Ответчик- глава Дубравской сельской администрации Шабанов А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно поступившему отзыву, заявленные Истцами требования установить индивидуальные приборы учеты электроэнергии в /адрес/ не подлежат к обязательствам Ответчика, т.к. в соответствии с постановлением Правительства РФ от /дата/ /номер/ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» с /дата/ установка (замена) ИПУ осуществляется гарантирующими поставщиками и сетевыми компаниям.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от /дата/ /номер/- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, содержания муниципального фонда и осуществление муниципального контроля.
/дата/ в адрес администрации поступило устное обращение по принятию мер по установке приборов учета электрической энергии по вышеуказанному адресу. В целях принятия мер, администрацией направлена в адрес Д. Константиновского участка Кстовского отделения ПАО «ТИС энерго НН» заявка от 01.12.2020г. на бесплатное выполнение электромонтажных работ по установке, замене прибора учета электроэнергии. На сегодняшний день данная заявка осталась без удовлетворения, результат о рассмотрении заявки отсутствует, причины не известны.
В соответствии с пунктом 80 2 постановления Правительства РФ от /дата/ /номер/ установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев.
Заявленные Истцами требования относить затраты по электроэнергии на общедомовые нужды за счет Ответчика не подлежат к обязательствам Ответчика, т.к. общедомовые нужды (ОДН) - это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на собственника помещения, нанимателя жилого помещения и т.д.
Как следует из искового заявления, Истцы являются собственниками жилых помещений, следовательно обязательства но оплате за жилищио- коммунальные услуги возложены на них.
Требование Истцами о компенсации морального вреда в размере по 100 000 рублей каждому Истцу заявлено ими в связи с тем, что из-за бездействия и халатного отношения Ответчика и Поставщика они оказались в тяжелом финансовом положении.
Согласно ст. ст. 151, 1099, 1100 ГК РФ компенсация морального вреда возможна в случаях, прямо предусмотренных законом.
В силу ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда возможна в случаях защиты нематериальных благ. Так, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и др.), либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
" Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ /номер/ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.1-0.96. /номер/, от /дата/ /номер/) постановлено, что разрешения конкретного спора о компенсации морального вреда суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для конкретного спора.В связи с чем считает, что законные основания для требований Истцов о компенсации морального вреда отсутствуют.
Представитель ответчика ПАО « ТНС энерго Нижний Новгород» на основании доверенности Королева Е.С. в судебное заседание не явилась. В суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно возражений на исковое заявление с данными исковыми требованиями ПАО «ТНС энерго НН» не согласно в полном объеме по следующим основаниям.
По адресу: /адрес/ установлен общедомовой прибор учета Меркурий 230 АКТ 01.
1. Требование об обязании установить индивидуальные приборы учета электрической энергии на лестничной площадке в подъездах /номер/ по /адрес/ является несостоятельным.
Согласно п.1 ч.1 ст.36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от /дата/ N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, технические подвалы, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подп. а,в).
Согласно пункта 136 Постановления Правительства РФ от /дата/ N 442 (ред. от /дата/) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" Гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов(за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества),включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Установка индивидуальных приборов учета электрической энергии на лестничной площадке не относится к компетенции ПАО «ТНС энерго НН», так как согласно пункта 8 Постановление Правительства РФ от /дата/ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линийтелефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Установка индивидуальных приборов учета на лестничной площадке влечет за собой изменение проекта внутридомовых сетей, которые находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности собственников.
Требование об обязании вернуть истцам денежные средства, оплаченные на общедомовые нужды не подлежат удовлетворению, так как согласно п. 1 ч.1 ст.154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
Пунктом 12 части 3 Постановления Правительства РФ /номер/ от /дата/ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» признан утратившим силу абзац второй пункта 44 в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Ранее абзац второй пункта 44 Правил содержал следующую информацию « Размер платы за коммунальную услугу; предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
В связи с внесенными изменениями Постановлением Правительства РФ /номер/ от /дата/ в Правила предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов распределяемая между потребителями, проживающими в МКД с непосредственной формой управления положительная величина объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период,больше не ограничивается уровнем норматива потребления и подлежит распределению между владельцами помещений полностью. Вследствие изменения законодательства начисления расходов ОДН значительно увеличились.
- Невыполнимым является требования об обязании относить затраты по электроэнергии на общедомовые нужды на Дубравскую сельскую администрацию ввиду того, что частью 2 статьи 153 Жилищного Кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
- арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
- нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
- члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
- лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
- застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Основания проверки законности не применения понижающего коэффициента на электроэнергию не состоятельны.
Пунктом 3 Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2020 год» установлены понижающие коэффициенты, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельской местности, и для каждой из приравненных к населению категорий потребителей на 2020 год согласно Приложению 3.
Тариф для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненные к ним рассчитывается по формуле:
тариф для населения и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3 (базовый)) * понижающий коэффициент, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельской местности, и для каждой из приравненных к населению категорий потребителей на 2020 год
3,71 руб.*0,721=2,67 руб/кВт*ч (первое полугодие 2020 г.);
3,84руб.*0,721=2,77 руб/кВт*ч (второе полугодие 2020 г.);
Таким образом, в тариф, применяемый для жителей сельских населенных пунктах и приравненных к ним уже включен понижающий коэффициент.
- Моральный вред в пользу истцов не подлежит возмещению по следующим основаниям.
В силу абз.1 пункта 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Условиями наступления гражданско-правовой ответственности по основаниям указанной нормы являются противоправность поведения лица, нарушающего субъективное право, наличие вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившими последствиями, наличие вины.
Указанные обстоятельства входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Только при наличии совокупности данных условий возможно возложение ответственности за вред на ответчиков.
Необходимо учитывать, что в гражданском праве установлена презумпция вины правонарушителя.
Потерпевший обязан доказать факт правонарушения, а в необходимых случаях также наличие вредных последствий и причинной связи.
Исходя из приведенных выше норм права, требования о возмещении вреда могут быть удовлетворены при наличии в совокупности четырех условий: факта причинения вреда, противоправного поведения (действия, бездействия) причинителя вреда, причинно- следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, вины причинителя вреда. Обязанность по доказыванию первых трех обстоятельств лежит на истце. Ответчик должен доказать отсутствие вины.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину ПАО «ТНС энерго НН» в причиненных истцам существенных неудобствах, физических и нравственных страданий. В связи с чем, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик Тиханов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Иванова К.Ю., Кирилов М.А., Макарова Э.А., Остроумов В.А., Остроумов Е.В., Остроумова В.А., Остроумова М.В., Антонычев Д.Н., Злыднев М.С., Зеленова Н.В., Фадеева Г.Е., Сурнина Т.К., Зеленов А.Н., Пряхина С.А., Родина Н.Н., Кириллова М.А., Филонова Т.М., Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие ходатайств об отложении, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся ответчиков и третьих лиц.
Заслушав истцом, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями с ч. 3,4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
В судебном заседании установлено, что истец Антонычева А.Н. является собственником /адрес/. Истец Остроумова Е.Н. является собственником /адрес/. Истец Слапогузова А.М. является собственником /адрес/. Истец Кошкина Л.И. является собственником /адрес/. В квартирах истцов установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Собственником квартир /номер/, 5, 6,7,8,10,11,12,14 /адрес/ является администрация Дубравского сельсовета. Договор найма /адрес/ заключен с Филоновой Т.М., договор найма /адрес/ заключен с Кирилловой М.А., договор найма /адрес/ заключен с Родиной Н.Н., договор найма /адрес/ заключен с Пряхиной С.А., договор найма /адрес/ заключен с Зеленовым А.Н., договор найма /адрес/ заключен с Суриной Т.К., договор найма /адрес/ заключен с Фадеевой Г.Е., договор найма /адрес/ заключен с Зеленовой Н.В., договор найма /адрес/ заключен с Злыдневым М.С.
Истцы просят обязать ответчиков установить индивидуальные приборы учета электрической энергии на лестничной площадке дома.
Из ответа Государственной жилищной инспекции Нижегородской области следует, что многоквартирный /адрес/ дальнеконстантиновского района Нижегородской области находится в непосредственной форме управления.
Индивидуальные приборы учета электрической энергии установлены в жилых помещениях (квартирах) /адрес/ по проекту. Требование установить индивидуальные приборы учета электрической энергии в местах общего пользования (лестничная клетка) влечет за собой изменение проекта внутридомовых сетей, то есть является переустройством.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу пункта 7 Постановление Правительства РФ от /дата/ N 491 (ред. от /дата/) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
При переустройстве или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).
На проведение работ по изменению характеристик помещения или всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом.
Материалами гражданского дела установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: /адрес/ переустройстве внутридомовой системы электроснабжения путем переноса индивидуальных приборов учета электрической энергии из квартир на лестничные площадки, не имеется.
Для выполнения работ по переустройству внутридомовой системы электроснабжения необходимо получение согласия всех собственников многоквартирного дома, изготовление соответствующего проекта и разрешительной документации, а также получение согласования соответствующих органов и организаций.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ решение данных вопросов, в том числе по утверждению сметы расходов и установлению источников финансирования, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
Следовательно, в отсутствие принятого решения собственников помещений МКД о переносе индивидуальных приборов учета электрической энергии на лестные клетки, возложение на ответчиков обязанности выполнить данные работы, является преждевременным и не соответствующим требованиям закона.
Суд полагает, что заявляя указанные требования, истцы избрали неверный способ защиты своего права.
Требования истцов вернуть им денежные средства, оплаченные за общедомовые нужды и об обязании отнести затраты по электроэнергии на общедомовые нужды на администрацию Дубравского сельсовета удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям:
Согласно п. 1 ч.1 ст.154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение собсвтенников жилых помещения о оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений ст. 36 и 39 ЖК РФ.
Истцы являются собственниками жилых помещений в /адрес/, соответственно на них возложена обязанность по внесению платы не только за электрическую энергию, потребленную внутри занимаемого жилого помещения, но также за электрическую энергию, потребленную, в процессе использования общего имущества МКД.
Законных оснований для отнесения расходов по оплате электроэнергии на общедомовые нужды за счет администрации Дубравского сельсовета не имеется.
Пунктом 3 Решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2020 год» установлены понижающие коэффициенты, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельской местности, и для каждой из приравненных к населению категорий потребителей на 2020 год согласно Приложению 3.
Тариф для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненные к ним рассчитывается по формуле:
тариф для населения и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3 (базовый)) * понижающий коэффициент, применяемые к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, для населения, проживающего в сельской местности, и для каждой из приравненных к населению категорий потребителей на 2020 год
3,71 руб.*0,721=2,67 руб/кВт*ч (первое полугодие 2020 г.);
3,84руб.*0,721=2,77 руб/кВт*ч (второе полугодие 2020 г.);
Таким образом, в тариф, применяемый для жителей сельских населенных пунктах и приравненных к ним уже включен понижающий коэффициент.
Следовательно, при расчете истцам платы на электрическую энергию понижающий коэффициент применен.
Повышение платы за электрическую энергию, потребленную, в процессе использования общего имущества МКД, вызвано изменением законодательства.
Так. Пунктом 12 части 3 Постановления Правительства РФ /номер/ от /дата/ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» признан утратившим силу абзац второй пункта 44 в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Ранее абзац второй пункта 44 Правил содержал следующую информацию « Размер платы за коммунальную услугу; предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
В связи с внесенными изменениями Постановлением Правительства РФ /номер/ от /дата/ в Правила предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов распределяемая между потребителями, проживающими в МКД с непосредственной формой управления положительная величина объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период,больше не ограничивается уровнем норматива потребления и подлежит распределению между владельцами помещений полностью. Вследствие изменения законодательства начисления расходов ОДН значительно увеличились.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушение со стороны ответчиков прав истцов, оснований для взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Антонычевой А. Н., Остроумовой Е. Н., Слапогузовой А. М., Кошкиной Л. И. к главе Дубравской сельской администрации Шабанову А. М., начальнику Дальнеконстантиновского участка «ТНС энерго Нижний Новгород» Кстовское отделение Тиханову В. А. об обязании установить индивидуальные приборы учета электрической энергии, об обязании возвратить денежные средства, об обязании относить затраты по электроэнергии на общедомовые нужды на счет администрации, взыскании компенсации морального вреда -отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В.Филатова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 марта 2022года.