Решение по делу № 2а-54/2019 от 07.11.2018

дело № 2а-54/2019

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 15 января 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга» к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить дом в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья,

установил:

администрация муниципального образования сельского поселения «Пажга» (далее по тексту – администрация сельского поселения «Пажга») обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее по тексту – администрация МО МР «Сыктывдинский») о признании бездействия по невключению жилого дома <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» незаконным, возложении обязанности включить жилой <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в следующий этап переселения. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.10.2013 на администрацию сельского поселения «Пажга» возложена обязанность выполнить комплексный капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, <адрес> Администрацией сельского поселения «Пажга» были проведены работы по замене кровли и установке снегодержателя, однако впоследствии, а именно, 22.04.2016 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу. Администрацией сельского поселения «Пажга» в адрес администрации МО МР «Сыктывдинский» неоднократно направлялись ходатайства о включении многоквартирного дома <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми, вместе с тем, по мнению административного истца, администрация МО МР «Сыктывдинский» препятствует реализации законных интересов жителей вышеуказанного многоквартирного дома путем невключения многоквартирного жилого дома в целевую программу.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19.12.2018 к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

В судебном заседании представитель административного истца глава сельского поселения «Пажга» Габов С.В., действующий на основании решения Совета сельского поселения «Пажга», настаивал на удовлетворении административного искового заявления по изложенным доводам, дополнительно пояснив, что администрацией сельского поселения «Пажга» неоднократно направлялись ходатайства в адрес администрации МО МР «Сыктывдинский» о включении спорного дома в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», по результатам рассмотрения которых во включении жилого дома в указанную программу было отказано. Представителем административного истца указано, что бездействие администрации МО МР «Сыктывдинский» выражается в неоказании содействия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Представитель администрации МО МР «Сыктывдинский» Мамина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала заявленным требованиям, полагала, что какого-либо бездействия со стороны администрации не допущено, дополнительно пояснила, что при формировании программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в 2019 году в указанную программу будут включаться жилые дома, признанные аварийными с 01.01.2012 по 01.01.2017.

Заинтересованное лицо Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направило, просило о рассмотрении в отсутствие представителей.

Заинтересованные лица отдел судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, Панова А.И., Веретенников К.В., Веретенникова С.В., Ракин А.А., Исмагилова А.В., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Суд определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы исполнительного производства № 8015/14/15/11, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми находится в муниципальной собственности сельского поселения «Пажга».

Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 23.10.2013 на администрацию сельского поселения «Пажга» возложена обязанность выполнить комплексный капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>

По результатам обследования вышеуказанного многоквартирного жилого дома межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Пажга», 22.04.2016 составлены акт и заключение, согласно которым многоквартирный жилой дом <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми признан аварийным и подлежащим сносу.

Указывая на незаконность бездействия администрации МО МР «Сыктывдинский», выразившегося в непринятии мер по включению многоквартирного жилого дома <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», администрация сельского поселения «Пажга» обратилась в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, разрешая который суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Жилищный кодекс РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу пп. 5, 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с чч. 1, 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – Федеральный закон № 185-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Во исполнение Федерального закона № 185-ФЗ, в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013 № 120 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2018 годы.

Задачами Программы являются строительство жилья, приобретение жилых помещений у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2012 и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также ликвидация освободившегося жилищного фонда и создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

Анализ приведенных норм законодательства в их взаимосвязи свидетельствует о том, что вопрос о включении многоквартирного жилого дома в республиканские адресные программы решается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности Правительством Республики Коми.

В соответствии с п. 6.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 14, 16 Федерального закона № 185-ФЗ постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 01.04.2013 № 4/810 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Переселение граждан, проживающих на территории МО МР «Сыктывдинский» из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы, признанного аварийным до 2012 года».

Вдальнейшем постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 05.12.2014 № 12/2452 вышеуказанное постановление администрации МО МР «Сыктывдинский» признано утратившим силу.

В свою очередь постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 11.11.2014 № 11/2213 утверждена муниципальная программа МО МР «Сыктывдинский» «Развитие жилья и жилищно-коммунального хозяйства на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период до 2020 года» вместе с Подпрограммой 3 «Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, проживающих на территории МО МР «Сыктывдинский», которая разработана в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ и республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2018 годы, в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Иных программ на республиканском уровне в указанной сфере отношений не принято.

Перечни многоквартирных жилых домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, этапы их сноса и планируемые сроки переселения проживающих в них граждан утверждены названным постановлением Правительства Республики Коми.

В рамках реализации данных Программ подлежали расселению граждане, проживающие в многоквартирных домах на территории Сыктывдинского района, признанных в установленном порядке аварийными до 01.01.2012, тогда как жилой дом <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми признан аварийным и подлежащим сносу лишь в 2016 году, а равно спорный многоквартирный жилой дом не мог быть включен в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы, поскольку признан аварийным и подлежащим сносу после установленного Федеральным законом № 185-ФЗ срока (ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ в редакции, действовавшей до 28.11.2018).

Кроме того, не может остаться без внимания суда и то, что вопрос о включении того или иного многоквартирного жилого дома в республиканские адресные программы решается Правительством Республики Коми, а равно в полномочия администрации муниципального образования муниципального района не входит.

При этом, в рассматриваемом случае суд полагает необходимым указать, что Федеральный закон № 185-ФЗ не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных администрацией сельского поселения «Пажга» требований о включении указанного жилого дома в региональную и муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда у суда не имеется, а равно доводы административного искового заявления о том, что административный ответчик необоснованно в течение длительного времени отказывает во включении спорного жилого дома в программу переселения из аварийного жилищного фонда являются необоснованными по вышеприведенным мотивам.

Кроме того необходимо отметить, что обращение в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением по существу обусловлено невозможностью исполнения возложенной судебным актом на орган местного самоуправления в лице администрации сельского поселения «Пажга» обязанности по проведению капитального ремонта спорного жилого дома. При этом, исходя из объяснений законного представителя административного истца, целью настоящего обращения в суд является желание избежать штрафных санкций в рамках исполнительного производства путём возложения на администрацию МО МР «Сыктывдинский» обязанности включить спорный жилой дом в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Между тем, указанные доводы сами по себе не могут являться основанием для вывода о незаконном бездействии администрации муниципального района «Сыктывдинский».

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации администрацией сельского поселения «Пажга» не представлено доказательств того, что бездействием администрации МО МР «Сыктывдинский» в рассматриваемом случае нарушены или могут быть нарушены ее права, свободы и законные интересы, либо возникла реальная угроза их нарушения, в то время как административное исковое заявление подлежит удовлетворению в случае, если суд признает оспариваемые действия не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Данной совокупности доказательств в настоящем деле не имеется.

Как указывалось ранее при рассмотрении дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует учитывать, что подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом решение о признании бездействия администрации МО МР «Сыктывдинский» незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, при этом каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Разрешая заявленные требования административного истца, суд учитывает, что признание незаконным бездействия администрации МО МР «Сыктывдинский» должно иметь цель и возможность реального восстановления прав обратившегося в суд лица. Вместе с тем, доводов в подтверждение того, какие права административного истца нарушены и каким образом они будут восстановлены в случае признания незаконным бездействия администрации МО МР «Сыктывдинский» по невключению спорного многоквартирного дома в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, не приведено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление администрации муниципального образования сельского поселения «Пажга» к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить многоквартирный дом <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20.01.2019.

Судья Ю.В. Рачковская

2а-54/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация СП Пажга
Ответчики
Администрация МО МР Сыктывдинский
Другие
Веретенников Константин Валентинович
Веретенникова Светлана Викторовна
Исмагилова Анжелика Витальевна
ОСП по Сыктывдинскому району
Ракин Алексей Александрович
Министерство строительства и дорожного хозяйства РК
Панова Аза Ивановна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее