Решение по делу № 2-129/2019 от 16.05.2019

Дело № 2-129/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         20 августа 2019 г.                                с. Новый Некоуз

Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю.,

при секретаре Моховой О.Н.,

с участием прокурора Бородулиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некоузского района, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности,

у с т а о в и л:

Прокурор Некоузского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области с требованиями о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно (с учетом последующих уточнений) в срок до 31 декабря 2020г.:

- оборудовать стационарным наружным освещением и тротуарами (пешеходными дорожками) автодорогу «Углич-Некоуз-Брейтово» в границах населенного пункта п. Шестихино Некоузского района Ярославской области;

- оборудовать стационарным наружным освещением и тротуарами (пешеходными дорожками) автодорогу «Мышкин-станция Волга-Шестихино» в границах населенного пункта п. Шестихино Некоузского района Ярославской области.

В обоснование требований указано, что 17.04.2019г. в ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России «Некоузский» и представителем ГКУ «Ярдорслужба» установлено несоответствие указанных выше автодорог требованиям, предъявляемым к ним ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 4.5 и 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (ред. от 09.12.2013).

В судебном заседании помощник прокурора Некоузского района Ярославской области Бородулина Ю.А. иск поддержала в полном объеме с учетом уточнений, по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что по данным автодорогам осуществляется движение школьного автобуса и школьников к месту его остановки, передвигаются и родители с несовершеннолетними, посещающими МДОУ Шестихинский детский сад, который находится в непосредственной близости от автодороги «Углич-Некоуз-Брейтово». Отсутствие освещения и тротуаров (пешеходных дорожек) существенно влияет на безопасность передвигающихся по автодороге пешеходов, создает угрозу безопасности граждан, нарушает их законные интересы и права на обеспечение безопасности дорожного движения.

Департамент дорожного хозяйства (далее ДДХ) Ярославской области ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя, поддержал ранее представленные в письменном виде возражения на иск.

ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба», Отдел ГИБДД МО МВД России «Некоузский», ПАО «Межрегиональная распределительная компания Центра» филиала ОАО «МРСК Центра-«Ярэнерго», Администрация Волжского сельского поселения представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Постановлением Правительства ЯО от 12.03.2008 N 83-п (ред. от 19.09.2018), автомобильные дороги общего пользования «Углич-Некоуз-Брейтово» и «Мышкин-станция Волга-Шестихино» включены в перечень автомобильных дорог регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области.

    Исходя из положений п.п.1, 6 ст. 12 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществление дорожной деятельности в отношении данных автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 2.2, 2.3 ПП ЯО от 28.03.2018 N 195-п «Об утверждении Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области», области органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области, является департамент дорожного хозяйства Ярославской области, который уполномочен осуществлять дорожную деятельность в отношении региональных автомобильных дорог и мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также по осуществлению регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ч.1) определяет в качестве задачи охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно – целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 4.5.1.1. пункта 4.5.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

В силу подпункта 4.6.1.1 пункта 4.6.1 того же ГОСТ, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4].

Пунктом 7.2.18 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие Письмом Минтранса России от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, предусмотрено, что для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на дорогах всех категорий, проходящих через населенные пункты, а также на подходах к ним от автобусных остановок, мест приложения труда, отдыха и торговли независимо от количества пешеходов.

В силу п. 10.2.3 «ВСН 25-86. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», утвержденных Минавтодором РСФСР 29.01.1986 для повышения безопасности движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

Пунктом 11.16. ч.3 ТР ТС 014/2011. «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (ред. от 12.10.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» предусмотрено, что при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки.

Документально подтверждено, что 17 апреля 2019г. прокуратурой района совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России «Некоузский», представителем ГКУ «Ярдорслужба» проведена проверка автодорог Углич-Некоуз-Брейтово и Мышкин-станция Волга-Шестихино проходящих по населенным пунктам Новая Ура, Веретея, Шестихино, в ходе обследования эксплуатационного состояния участков дорог в указанных населенных пунктах выявлено отсутствие пешеходных дорожек или тротуаров, а также стационарного электрического освещения.

Вышеуказанные обстоятельства, установленные в ходе проверки, а также дополнительной комплексной проверки от 17.07.2019г., и их существование в настоящее время ответчиком не оспариваются.

При этом, в обоснование возражений ДДХ ЯО указывает, что автодороги Углич-Некоуз-Брейтово и Мышкин-станция Волга-Шестихино имеют четвертую техническую категорию, следовательно, наличие тротуаров для них не предусмотрено, работы же по освещению относятся к компетенции органов местного самоуправления в ходе организации благоустройства территории населенного пункта.

Ответчиком не представлено документальное подтверждение классификации и отнесения автомобильных дорог Углич-Некоуз-Брейтово и Мышкин-станция Волга-Шестихино к четвертой категории по результатам оценки их технического состояния. Вместе с тем, данное обстоятельство истцом не оспаривается, доказательств иного не представлено.

Тем не менее, с возражениями ответчика суд согласиться не может.

В соответствии с подпунктом 4.5.1.1 пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, на который ссылается ответчик, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах с первой, второй и третьей категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. Данная формулировка не содержит в себе запрета устраивать на дорогах четвертой категории тротуары и пешеходные дорожки. Требованиями ГОСТ категоризация дорог используется для целей установления дополнительных оснований к их оборудованию тротуарами. Более того, из буквального толкования вышеуказанного пункта следует, что дороги 4 категории с твердым покрытием должны быть в обязательном порядке обустроены тротуарами или пешеходными дорожками, на дорогах I - III категорий обязательным является обустройство тротуаров на всех участках, проходящих через населенные пункты.

Установлено и подтверждено документально, что автодороги «Углич-Некоуз-Брейтово» и Мышкин-станция Волга-Шестихино, проходящие через п. Шестихино Некоузского района Ярославской области, выполнены в асфальто-бетонном покрытии, которое является твердым.

Необходимость в пешеходных дорожках обусловлена так же дорожной ситуацией, поскольку их отсутствие на участках автомобильных дорог в границах населенного пункта пос. Шестихино Некоузского района Ярославской области создает опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку является сопутствующим условием дорожно-транспортных происшествий.

Общими положениями ПДД определено понятие «Дорога» как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости. Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.

Таким образом, организация стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах в границах сельского поселения является составляющей частью содержания дорог и дорожной деятельности в целом, в связи с чем, подлежит осуществлению ДДХ ЯО, а не муниципальным образованием.

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лица филиала ОАО «МРСК Центра» - Ярэнерго» подтверждена техническая возможность устройства уличного освещения (установки опор) в полосе отвода автомобильных дорог в условиях сформированной     застройки населенного пункта и инженерных коммуникаций с учетом уже установленных линий освещения вдоль автодорог.

Как следует из выписки из Правил землепользования и застройки Волжского сельского поселения, представленной Администрацией Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района, а также фрагмента генерального плана Волжского сельского поселения, части автомобильной дороги Мышкин – станция Волга- Шестихино находится в пределах пос. Шестихино.

При указанных обстоятельствах, суд находит доводы истца соответствующим закону, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд учитывает, что предметом настоящего спора бюджетные правоотношения не являются, в связи с чем, вопросы бюджетного финансирования обязательств Ярославской области и ДДХ ЯО не рассматриваются и не разрешаются. Отсутствие в бюджете денежных средств на проведение указанных работ не являются основанием для освобождения ответчика от их выполнения.

Суд принимает во внимание значимость исполнения решения суда в интересах безопасности дорожного движения. В то же время, с учетом положений ст. 210 ГПК РФ с целью реального исполнения судебного решения, принимая во внимание положения бюджетного законодательства и необходимости формирования муниципального бюджета на 2020г., а также сроков, установленных в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, суд полагает возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств реальной возможности проведения необходимых мероприятий ранее, как и данных о размере необходимых затрат, истцом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 31 октября 2021 года выполнить следующие работы по обеспечению безопасности движения на автодорогах «Углич-Некоуз-Брейтово» и «Мышкин-станция Волга-Шестихино», проходящих через населенный пункт поселок Шестихино Некоузского района Ярославской области: обустроить пешеходные дорожки и оборудовать стационарное искусственное наружное освещение в границах населенного пункта поселок Шестихино Некоузского района Ярославской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    Судья                                    Е.Ю. Пикунова

2-129/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
администрация Волжского сельского поселения
ГКУ ЯО "Ярославская областная дорожная служба"
ОАО "МРСК Центра"
Прокурор Некоузкого района
Филиал ОАО "МРСК Центра - "Ярэнерго"
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
Отдел ГИБДД МО МВД России "Некоузский"
Суд
Некоузский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
nekouzsky.jrs.sudrf.ru
16.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2019Судебное заседание
08.07.2019Судебное заседание
31.07.2019Судебное заседание
20.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее