Решение по делу № 2-11072/2023 от 18.10.2023

УИД 11RS0001-01-2023-013810-66

Дело № 2-11072/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,

при секретаре Жерняк О.Л.,

с участием помощника прокурора Коданевой И.И.,

представителя ответчика Гилевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

05 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах Швендра Арвида Скайстутисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации,

установил:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Швендра А.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании обеспечить Швендра А.С. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: чехлом на культю бедра из полимерного материала (силиконовый), протезом бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии, костылями подмышечными с устройством противоскольжения, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (пара), протезом бедра для купания в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что Швендра А.С. является инвалидом ... группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему предусмотрена выдача технических средств реабилитации, которыми он не обеспечен.

В порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соистца привлечен Швендра А.С.

В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Истец Швендра А.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Швендра А.С., ** ** **, является инвалидом ... группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида №... (2)И1 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №... от ** ** ** Швендра А.С. нуждается, в том числе, в следующих технических средствах реабилитации: костыли подмышечные с устройством противоскольжения 1 пара; протез для купания 1 шт.; протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, 1 шт.; чехол на культю бедра из полимерного материала (силиконовый) 1 шт.; ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез без утепленной подкладки (1 пара); ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной подкладке (1 пара).

Срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, определен с ** ** ** (на ортопедическую обувь – с ** ** **) бессрочно, исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

На основании заявления от ** ** ** Швендра А.С. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.

По предоставленной ответчиком информации следует, что ** ** ** ОСФР по Республике Коми было размещено извещение о проведении электронного конкурса на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, по результатам которого был заключен государственный контракт от ** ** ** №... на выполнение работ по изготовлению для инвалидов протезов нижних конечностей. Направление на изготовление протеза бедра для купания, протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии с полимерным чехлом, были выданы по ранее поданным заявлениям.

В целях обеспечения Швендра А.С. протезами для нижних конечностей ОСФР по Республике Коми на официальном сайте единой информационной системы ** ** ** размещен запрос ценовой информации с целью формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта. Коммерческие предложения не поступили, что делает невозможным проведение закупки и заключение государственного контракта.

** ** ** ОСФР по Республике Коми на официальном сайте единой информационной системы размещен запрос цен на выполнение работ по изготовлению протеза бедра с целью формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта. При поступлении коммерческих предложений будет сформирована начальная (максимальная) цена государственного контракта и размещена закупка на изготовление протеза бедра. Если по результатам проведения закупки будет заключен государственный контракт на изготовление протеза бедра, ОСФР по Республике Коми направит в адрес Швендра А.С. направления на их изготовление.

По вопросу недополучения технических средств реабилитации сообщено, что за период, в котором Швендра А.С. не был обеспечен техническими средствами реабилитации, Отделением может быть выплачена компенсация при условии их самостоятельного приобретения в этот период.

В части обеспечения Швендра А.С. костылями подмышечными с устройством противоскольжения, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (пара) Отделением представлены направление от ** ** ** на получение ортопедической обуви сложной на сохраненную конечность и обуви на протез без утепленной подкладки (1 пара), направление от ** ** ** на получение ортопедической обуви сложной на сохраненную конечность и обуви на протез на утепленной подкладке (1 пара), направление от ** ** ** на получение костылей подмышечных с устройством противоскольжения.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитацией инвалидов признается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов (далее ИПР), разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ИПР - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных дм инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным TCP или видом реабилитации.

Согласно Правилам № 240 обеспечение инвалида TCP, указанными в ИПР, осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по месту жительства инвалида.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 240 установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 № 86 внесены изменения в Правила № 240, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил № 240, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Вместе с тем, Швендра А.С. на момент рассмотрения дела не был обеспечен требуемыми техническими средствами реабилитации, за исключением ортопедической обуви и костылей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 15(1) Правил № 240, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации TCP и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пункта 15 (2) Правил № 240 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, приведенные правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению названных в Перечне технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, а также их приобретение с использованием электронного сертификата является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом в части возложения обязанности обеспечить Швендра А.С. ортопедической обувью и костылями – не приводить в исполнение.

Вместе с тем, суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по предоставлению ТСР в течении 15 дней с момента вступления в законную силу решения не отвечают требованиям закона.

Так, статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В данном случае оснований для немедленного исполнения решения суда в соответствии со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривается.

В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Процедура исполнения судебного акта не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу произведено взыскание, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению.

Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11.05.2012 № 804-0 и от 13.02.2018 № 249-0, в системе действующего регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

С учетом изложенного прокурору следует отказать в иске в части установления срока предоставления ТСР: в течении 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав, в защиту которых обратился прокурор, длительность не обеспечения истца необходимым ему ТСР, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности в течении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обеспечить Швендра Арвида Скайстутисовича (...) техническими средствами реабилитации, а именно: чехлом на культю бедра из полимерного материала (силиконовый), протезом бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезом бедра для купания в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обязанности обеспечить Швендра Арвида Скайстутисовича костылями подмышечными с устройством противоскольжения, ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на сохраненную конечность и обувью на протез на утепленной подкладке (пара) - считать исполненным.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Докукина

2-11072/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Швендра Арвида Скайстутисовича
прокурор Эжвинского района
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и Социального страхования РФ по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Докукина Анна Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее