УИД № 11RS0001-01-2021-005801-05 Дело № 2а-4632/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Брязгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
10 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Тарпошяна Араика Ашотовича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании постановления о наложении взыскания, признании незаконными действий и бездействия,
установил:
Тарпошян А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, просил признать действия (бездействие) административного ответчика, направленное на незаконные и необоснованные составления актов нарушения режима содержания административного истца незаконными, признать незаконными постановления, вынесенные дисциплинарной комиссией 11.03.2021 и 22.03.2021, признать незаконными действия административного ответчика по изъятию у административного истца нательного белья установленного образца при водворении его в штрафной изолятор и невыдаче нательного белья из подменного фонда.
В обоснование административного искового заявления указано, что 11.03.2021 административный истец был водворен в штрафной изолятор сроком на 11 суток, а постановлением от 22.03.2021 – вновь водворен в штрафной изолятор сроком на 6 суток. Административного истца водворили в штрафной изолятор в одних трусах, так как он отказался одевать костюм из подменного фонда без нательного белья, так он провел в изоляторе 17 суток. О дате, времени и месте проведения дисциплинарных комиссий административный истец не был уведомлен, в связи с чем был лишен возможности подготовить защиту. Административный истец не был информирован о характере выдвинутых обвинений, не предоставлены время и условия для подготовки защиты, истцу как гражданину Армении не была предложена помощь переводчика. После проведения дисциплинарных слушаний административному истцу не были вручены копии постановлений, не разъяснен порядок их обжалования.
Определением суда от 20.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, требования административного иска и доводы в его обоснование поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.
Заинтересованное лицо ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми представителя в судебное заседание не направило, о дате и времени судебного разбирательства по делу извещено надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 11 УИК РФ, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В силу части 6 статьи 11 УИК РФ, неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Статьей 82 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, положения пунктов 16 - 17 которых предусматривают обязанность осужденных выполнять требования законов Российской Федерации и названных Правил, а также содержат запрет приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем (Приложение N 1).
В силу пункта 17 указанного Перечня к запрещенным вещам относятся средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу.
В силу части 1 статьи 116 УИК РФ изготовление, хранение или передача запрещенных предметов являются злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В силу части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 4 данной статьи).
Частью 1 статьи 119 УИК РФ предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Как установлено судом, Тарпошян А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с марта 2016 года, по прибытии в исправительное учреждение был ознакомлен с правами и обязанностями, установленными Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно заключению комиссии, утвержденному начальником ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми 11.03.2021, 19.02.2021 в 20 час. 10 мин. во время проведения внепланового обыска в отряде №9 (ОСУОН №1), при проведении подполковником внутренней службы Курганским В.С. неполного личного обыска осужденного Тарпошяна А.А. в туалетной комнате отряда № 9 (ОСУОН №1), в кармане куртки от костюма установленного образца было обнаружено и изъято зарядное устройство с проводом «Type-c», предназначенным для зарядки сотового телефона.
Указанное нарушение подтверждено актом № 529 от 19.02.2021, подписанным заместителем начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Курганским В.С. и ОУ ОО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Патрушевым В.П.
26.02.2021 Тарпошян А.А. был опрошен об обстоятельствах допущенного им нарушения, однако от объяснений отказался, факт изъятия запрещенного предмета отрицал.
В рамках проведенной проверки вина Тарпошяна А.А. в нарушении Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения нашла свое подтверждение, принято решение осужденного Тарпошяна А.А. за хранение запрещенного предмета привлечь к дисциплинарной ответственности.
Постановлением начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от 11.03.2021 Тарпошян А.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в штрафной изолятор сроком на 11 суток.
Указанное постановление было объявлено административному истцу 11.03.2021,что подтверждается подписью Тарпошяна А.А.
Дисциплинарное взыскание отбыто административным истцом 22.03.2021.
Наложенное на административного истца дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор соответствует обстоятельствам совершения нарушения, личности осужденного. Взыскание назначено исправительного учреждения, т.е. лицом, которому ст. 119 УИК РФ предоставлено право наложения указанного взыскания; порядок применения взыскания, установленный ст. 117 УИК РФ, соблюден.
В период содержания в штрафном изоляторе административный истец 4 раза привлекался к дисциплинарному взысканию в виде выговора в связи с нарушениями ношения одежды установленного образца – в помещении изолятора Тарпошян А.А. находился в трусах и майке, без костюма установленного образца, выданного из подменного фонда штрафного изолятора на период отбывания дисциплинарного взыскания. Указанные взыскания административным истцом не оспорены.
18.03.2021 в 08 час. 32 мин. прапорщиком внутренней службы ... А.А. и прапорщиком внутренней службы ... И.А. выявлено, что осужденный Тарпошян А.А. находится в камере ШИЗО №8, где отбывает дисциплинарное взыскание в виде водворения в ШИЗО, без костюма установленного образца, без нагрудного отличительного знака, в трусах и в футболке. Законное требование прапорщика внутренней службы Сенькина А.А. надеть костюм установленного образца осужденный Тарпошян А.А. не выполнил, при этом костюм установленного образца находился в камере №8.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются в административном иске, напротив, он указывает, что нарушение допущено им, поскольку при водворении в штрафной изолятор у него было изъято нательное белье, одевать же костюм из подменного фонда он отказался.
На основании п. 152 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время.
При приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (п. 159 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения).
При указанных обстоятельствах, изъятие у административного истца нательного белья при водворении его в штрафной изолятор обусловлена необходимостью соблюдения установленной Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения процедуры.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 N 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, согласно норме N 1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, белье нательное выдается в местностях с жарким климатом. Поскольку ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми расположено в местности с особо холодным и холодным климатом, выдача нательного белья не предусмотрена.
Доводы административного иска не опровергают факта нарушений им Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, исключительных обстоятельств, свидетельствовавших об отсутствии вины истца в указанном нарушении, суду не представлено.
С учетом изложенного, Тарпошян А.А. постановлением начальника ФКУ ИК-25 от 22.03.2021 обоснованно привлечен к дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 6 суток.
При назначении административному истцу дисциплинарных взысканий учтены обстоятельства допущенных им нарушений Правил, личность осужденного, его поведение в период отбывания наказания.
Указанное постановление было объявлено административному истцу 22.03.2021,что подтверждается подписью Тарпошяна А.А.
Каких-либо нарушений в рамках привлечения административного истца к дисциплинарным взысканиям судом не установлено.
Доводы административного иска о том, что административный истец не был обеспечен переводчиком при разбирательстве дисциплинарных проступков, не могут быть приняты во внимание, поскольку он не обращался к администрации исправительной колонии с просьбой о необходимости предоставления ему переводчика. Истцом не представлено суду доказательств нарушения его прав администрацией исправительной колонии и отказа в предоставлении ему переводчика при рассмотрении дисциплинарных проступков. Кроме того, из протокола судебного заседания следует, что русским языком Тарпошян А.А. владеет, в судебном заседании пользовался процессуальными правами, давал пояснения по делу, отвечал на вопросы суда, проявляя знание русского языка.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Тарпощяна А.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Тарпошяна Араика Ашотовича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании постановления о наложении взыскания, признании незаконными действий и бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 20 июля 2021г.