ДЕЛО № 2а- 3242/ 2020 (УИД 44RS0001-01-2020-004131-03)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макаровой С.И.
с участием помощника Буйского межрайонного прокурора ФИО3
представителя административного ответчика ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Буйского межрайонного прокурора Костромской области в интересах ФИО1 к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным заключения от <дата>№, приказа Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> №,
У С Т А Н О В И Л:
Буйский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с административным иском в интересах ФИО1 о признании незаконными заключения Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области об отказе в признании невозможным проживания в жилом помещении от <дата> № и Приказа Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № « Об отказе во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в отношении ФИО1Просит возложить на Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанность включить Киселёву А.А. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленной позиции указал, что проверкой проведенной прокуратурой по обращению ФИО1 было установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно решению Буйского районного суда Костромской области от <дата> одинокая мать ФИО5. была лишена родительских прав в отношении ФИО1 и ФИО2 <дата> между администрацией г.о.г. Буй и ФИО5. в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения по адресу <адрес> аварийным, заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны несовершеннолетние ФИО1. и ФИО2 По заявлению от <дата> данное жилое помещение было передано в собственность ФИО5 с учётом двух детей( по 1/3 доле) про договору приватизации от <дата>. Постановлением администрации г.о.г. Буй от <дата> № жилое помещение по вышеназванному адресу закреплено за ФИО1 и ФИО2 По результатам рассмотрения заявления ФИО1 о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области принято решение об отказе во включении в данный Список. Основанием для принятия данного решения послужило наличие на праве собственности у ФИО1 1\3 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, размер которой превышает учётную норму площади жилого помещения, установленную решением Думы г.о.г. Буй Костромской области от 29.12. 2005 № 16. Считая данный приказ и заключение противоречащими ст. 109.1 ч.1 ЖК РФ, ст. 26.3 п.2 п.п. 24 ФЗ РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит признать их незаконными. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО5.(лишённая родительских прав) и её дети: ФИО1 ФИО2, которым жилое помещение принадлежит на праве собственности в равных долях. Проживание ФИО1 с Киселёвой О.Ф. невозможно и противоречит интересам ФИО1 Указанные обстоятельства при принятии оспариваемых заключения и приказа- приняты во внимание не были.
В судебном заседании, истец ФИО1. исковые требования Буйского межрайонного прокурора поддержала. Суду пояснила, что она окончила техникум в <дата> году. После его окончания, она работала в Вологде. Уволившись в <дата> г. возвратилась в <адрес>, вселилась в принадлежащую ей квартиру. Но проживать там не смогла из-за поведения проживающей там же матери, которая употребляет спиртное, собирает компании. С матерью у неё возникали постоянные конфликты. В настоящее время она живёт на съёмном жилье.
Помощник Буйского межрайонного прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. Дополнительно указал, что ФИО1 после окончания обучения, вселилась в принадлежащее ей жилое помещение и пыталась в нём проживать. Но её мать злоупотребляет спиртными напитками, возникали скандалы. В силу данных обстоятельств, проживание ФИО1 в данном жилом помещении невозможно.
Представитель административного ответчика- Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области- ФИО4 ( имеющий высшее юридическое образование и действующий по доверенности) исковые требования не признал. В обоснование заявленной позиции суду пояснил, что оспариваемые решения были приняты с учётом всех обстоятельств. Считает, что представленные документы не свидетельствуют о наличии неприязненных отношений между ФИО1 и её матерью ФИО5 Как из них следует, конфликты у ФИО1 возникали с другими лицами. ФИО5 наоборот беспокоилась о судьбе своей дочери, о месте её нахождения. Кроме того, названные выше конфликты происходили более 2 лет назад. Считает, что юридически значимым обстоятельством является то, что ФИО1 является собственником жилого помещения. Принадлежащая ей доля превышает минимальную площадь, установленную решением Думы <адрес>. После достижения совершеннолетия ФИО1 договор приватизации не оспаривала. Доля в праве ею не выделена. Пункт 1 ч.4 ст. 8 Закона № 159 в данном случае не может быть применён, т.к. отсутствует решение суда о принудительном обмене жилой площади. Процессуальный истец не правильно толкует вышеназванную норму, допуская, по его мнению, расширение категории лиц, которым может быть предоставлено жилое помещение.
Третьи лица-Киселёва О.Ф. и администрация г.о.г. Буй Костромской области о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. В судебное заседание не явились.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В силу статьи 218 КАС РФ граждан, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено:
ФИО1 относится к числу детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<дата> ФИО1 обратилась с письменным заявлением в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области о включении её в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
<дата> письменно ФИО1 была уведомлена, что рассмотрение её заявления о включении в Список приостановлено до принятия решения о признании невозможным её проживания в жилом помещении или об отказе в признании невозможным её проживания в жилом помещении.
<дата> она обратилась на имя директора Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области с письменным заявлением об установлении факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении, собственником которого она является.
<дата> Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области в отношении административного истца ФИО1 вынесено Заключение « Об отказе в признании невозможным проживания в жилом помещении» №, согласно которому ФИО1 отказано в признании невозможным проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, т.к. она является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв. метра. На данной жилой площади зарегистрировано 3 человека. Решением Думы городского округа горд. <адрес> от 29.12. 2005 № «Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения в городе Буй» установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения- в размере 12 кв. метра общей площади жилого помещения на одного человека. На ФИО1 приходится 12.23 кв. метра площади, что более учётной нормы площади жилого помещения.
Приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № « Об отказе во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» ФИО1 отказано во включении в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Основанием для принятия оспариваемого Приказа явился протокол комиссии по реализации статьи 10.1 Закона Костромской области от 05 октября 207 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» от 30 апреля 2020 года № 9.
Как следует из содержания Протокола заседания комиссии…. от <дата> № основанием для отказа во включении в Список ФИО1 явилось то, что ФИО1. является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,7 кв. метра. На ФИО1 приходится 12.23 кв. метра площади, что более учётной нормы площади жилого помещения, установленной решением Думы городского округа горд. <адрес> от <дата> № «Об установлении нормы предоставления и учётной нормы площади жилого помещения в городе <адрес>»(12 кв. метра).
Анализ принятых решений свидетельствует о том, что основаниями для их принятия явился факт владения ФИО1 на праве общей долевой собственности жилым помещением(1/3 доля в праве) в котором размер жилого помещения, приходящегося на долю административного истца, превышает учётную норму.
В тоже время, по мнению суда, при принятии оспариваемых решений административным органом не было учтено:
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки перечисленных выше лиц определяются ФЗ РФ 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1 ст. 8 которого установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены таким лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме таких лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 3 ст. 8 приведенного федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи.
Исходя из положений статей 8 и 11 Федерального закона № 159-ФЗ порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В Костромской области отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Костромской области, на жилое помещение регулируются Законом Костромской области «О специализированном жилищном фонде Костромской области» № 196-4-ЗКО от 27 сентября 2007 года, статьёй 10.1 которого предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце втором настоящей части, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях(п.1).
Исполнительный орган государственной власти Костромской области, обеспечивающий проведение государственной политики в сфере социальной защиты населения, в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно части 1 настоящей статьи.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п.3)
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( п.4).
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается администрацией Костромской области( п.5).
Администрацией Костромской области принято Постановление от 19 августа 2019 г. № 305-а, которым утверждён Порядок установления факта невозможности проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно вышеназванному Порядку установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, осуществляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области( п.2).
Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»( п.3).
Установление факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях производится на основании заявления об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, поданного в организацию социального обслуживания, находящуюся в ведении Костромской области, предоставляющую социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, по форме, установленной департаментом:….лицами из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
К числу документов, прилагаемых к заявлению, Порядок относит копии документов, подтверждающих факт невозможности проживания в жилом помещении (один из них):
-вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, право пользования которым по договору социального найма имеют лица, лишенные родительских прав в отношении гражданина, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается;
-справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную систему здравоохранения, о том, что лицо, проживающее в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота, страдает тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при котором совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно;
-заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»;
-выписки из домовой (поквартирной) книги или иного документа, содержащего сведения о проживающих совместно с детьми-сиротами лицах в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Департамент в течение 45 календарных дней со дня получения пакета документов от организации социального обслуживания Костромской области:…принимает решение о признании невозможным проживания в жилом помещении или об отказе в признании невозможным проживания в жилом помещении.
Решение о признании невозможным проживания в жилом помещении принимается при наличии в представленных документах сведений об имеющем место хотя бы одном из обстоятельств, указанных в пункте 3 Порядка.
Решение оформляется в виде заключения, форма которого утверждается департаментом.
Анализ действующего в данной части законодательства Костромской области свидетельствует о том, что дополнительных оснований для признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, кроме предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», оно не содержит.
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела ФИО5 мать административного истца, заочным решением Буйского районного суда Костромской области от <дата> лишена родительских прав в отношении ФИО1. Сведений о том, что в дальнейшем ФИО5 восстанавливалась в родительских правах, материалы дела не содержат.
Киселёва О.Ф. проживает на законном основании в жилом помещении по адресу: <адрес>., т.к. в нём она зарегистрирована по месту жительства, а также владеет долей в праве общей долевой собственности.
ФИО1 была зарегистрирована с <дата> по <дата> ( по месту пребывания) по адресу: <адрес>; с <дата> по <дата>( по месту пребывания) по адресу: <адрес>. С <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
После достижения совершеннолетия и окончания учебного заведения административный истец ФИО1 вселялась в принадлежащее ей жилое помещение.
В судебном заседании нашли своё подтверждение доводы административного истца Киселёвой А.А. о том, что Киселёва О.Ф. злоупотребляет спиртными напитками. В период проживания в жилом помещении ФИО1 в данной квартире ФИО5 собирались компании для распития спиртного, из-за чего между ею, её матерью и проживающим совместно с нею мужчиной, другими лицами( гостями ФИО5.) неоднократного происходили ссоры, входе которых ФИО1 наносились удары, выкидывались её вещи. Данные обстоятельства подтверждаются справкой старшей по дому №а, постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел по заявлениям ФИО1( от <дата>,<дата>)
При таких обстоятельствах, по мнению суда, проживание ФИО1 в жилом помещении, собственником которого она является, является невозможным, т.к. противоречит её интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях матери, лишенной родительских прав в отношении неё родительских прав, ведущей антисоциальный образ жизни.
Ссылка представителя ответчика о невозможности применения в данном случае п.п. 1 п. 4 ст. 8 Закона в связи с тем, что отсутствует вступившее в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может быть признана состоятельной.
Статья 72 ЖК РФ предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
По смыслу части 3 названной статьи в судебном порядке право требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения имеют исключительно наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи, если между ним не достигнуто соглашение об обмене.
Таким образом, положения статьи 72 ЖК РФ регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Закона № 159-ФЗ лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях.
Владение Киселёвой А.А. жилым помещением на праве общей долевой собственности, по мнению суда, не может служить основанием, лишающим её возможности признания факта невозможности проживания по п.п. 1 п.4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ. В данном случае не являются юридически значимым, наличие жилого помещения, приходящегося на долю административного истца, выше учётной нормы.
При обращении <дата> с заявлением об установлении факта невозможности проживания административный истец Киселёва А.А. не указывала в своём заявлении, по какому конкретному основанию, предусмотренному п. 4 ст. 8 Закона 159-ФЗ, она просит установить данный факт. Следовательно, административный орган обязан был проверить наличие- отсутствие всех предусмотренных законом оснований.
При таких обстоятельствах, Заключение Департамента труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № « Об отказе в признании невозможным проживания в жилом помещении» и Приказ Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № «Об отказе во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» принятые в отношении Киселёвой А.А. не могут быть признаны законными.
Следовательно, исковые требования Буйского межрайонного прокурора Костромской области, заявленные в интересах ФИО1 о признании незаконным Заключения от <дата> №, приказа Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> №. подлежат удовлетворению.
Разрешая требования о возложении на Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанность включить ФИО1 в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, судом учитывается:
- согласно Порядку установления факта невозможности проживания…решение о признании невозможным проживания в жилом помещении принимается при наличии в представленных документах сведений об имеющем место хотя бы одном из обстоятельств, указанных в пункте 3 Порядка, т.е. и в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей,
-каждое из оснований, предусмотренных п. 4 ст. 8 Закона №- ФЗ является самостоятельным,
-принятие данного решения является безусловным основанием для исполнительного органа государственной власти Костромской области, для включения данного лица в список.
Следовательно, данные исковые требования также подлежат удовлетворению. На Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области должна быть возложена обязанность включить ФИО1 в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании вышеизложенного и руководствуясь 175 – 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Буйского межрайонного прокурора Костромской области в интересах ФИО1 к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным заключения от <дата> №, приказа Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № удовлетворить.
Признать незаконным Заключение Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № «Об отказе в признании невозможным проживания в жилом помещении».
Признать незаконными Приказ Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № «Об отказе во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23. которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в отношении ФИО1, <дата> года рождения».
Обязать Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области включить ФИО1 в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова
Решение принято в окончательной форме:19 ноября 2020 года.
Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова