Решение по делу № 2-4215/2024 от 27.04.2024

Дело № 2-4215/2024

74RS0002-01-2024-004516-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      10 октября 2024 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Михалевой Е.А.,

с участием прокурора Бабаскина К.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюк ФИО5, Морозова ФИО5, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Костюк ФИО5, Чибышева ФИО5, к Костюк ФИО5, Федеральному казенному учреждению «74 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военно-социальный центр» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области», Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности», Министерству социальных отношений Челябинской области, командиру войсковой части 93992 о лишении права на получение страховой суммы и единовременных выплат в связи с гибелью военнослужащего, признании фактическим воспитателем, признании права на получение страховой суммы и единовременных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Костюк К.В., Морозов В.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Костюк Я.В., Чибышева А.В., обратились в суд иском к Костюк В.А., Федеральному казенному учреждению «74 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКУ «74 ФЭС» МО РФ), Федеральному казенному учреждению «Военно-социальный центр» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Военно-социальный центр), Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» (далее - Военный комиссариат Челябинской области), Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» (далее - АО «СОГАЗ»), Министерству социальных отношений Челябинской области, командиру войсковой части 93992 о лишении Костюк В.А. права на получение страховой суммы и единовременных выплат в связи с гибелью военнослужащего, признании Морозова В.В. фактическим воспитателем, признании права на получение страховой суммы и единовременных выплат (с учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ - том л.д. 1-5).

В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 состояла в зарегистрированном браке с Костюк В.А., в период брака, ДД.ММ.ГГГГ в семье родился сын ФИО5, который погиб ДД.ММ.ГГГГ при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. В связи с гибелью военнослужащего ФИО5, членам его семьи полагаются компенсационные выплаты. Полагают, что отец погибшего ФИО5 - Костюк В.А. не имеет право на получение страховой суммы и единовременных выплат, как член семьи военнослужащего, поскольку фактически таковым не является, фактическим воспитателем погибшего ФИО5 являлся его брат Морозов В.В.

Истец Морозов В.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Костюк Я.В., Чибышева А.В., его представитель Рябинин Д.А. в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.

Истец Костюк К.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о месте и времени его проведения.

Ответчик Костюк В.А. и его представитель Науман Л.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, указанным в письменных возражениях (том л.д. 186-188).

Представитель ответчика Военного комиссариата Челябинской области - Никкель М.Э. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы письменного отзыва на исковое заявление (том л.д. 131-132).

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил письменный отзыв (том л.д. 87-88), просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика Военно-социального центра в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил письменные возражения (том л.д. 93).

Представитель ответчика АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил письменный отзыв на иск (том л.д. 136-139), просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика ФКУ «74 ФЭС» МО РФ в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик командир войсковой части 93992 в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени его проведения.

Прокурор, принимавший участие в деле, полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению в части лишения Костюк В.А. права на получение страховой суммы и единовременных выплат в связи с гибелью военнослужащего, признании Морозова В.В. фактическим воспитателем, признании права на получение страховой суммы и единовременных выплат за истцами, кроме права на получение выплаты по Закону Челябинской области от 29 июня 2022 года № 623-ЗО.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 22-П).

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы.

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство также принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»), такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и Костюк В.А. состояли в зарегистрированном браке.

В период брака ДД.ММ.ГГГГ в семье родился сын ФИО5, который ДД.ММ.ГГГГ заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы по прибытии в войсковую часть 93992 (<адрес>) сроком на 1 год, что подтверждается выпиской из приказа начальника пункта отбора на военную службу по контракту от ДД.ММ.ГГГГ дсп.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 при участии в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины погиб. Смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истцы указали, что мама погибшего ФИО5 - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец погибшего ФИО5 - Костюк В.А. не имеет право на получение мер поддержки, как член семьи военнослужащего, поскольку фактически таковым не является, права на получение страховой суммы и единовременных выплат в связи с гибелью военнослужащего не имеет.

Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ).

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

В силу статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях, на день гибели (смерти) застрахованного лица, его дети в возрасте до 23 лет, прекратившие образовательные отношения с образовательной организацией и поступившие в год прекращения таких отношений в другую образовательную организацию, если гибель (смерть) застрахованного лица наступила в период между прекращением образовательных отношений с одной образовательной организацией и поступлением в другую образовательную организацию; подопечные застрахованного лица; лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель).

Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Указанный перечень выгодоприобретателей, имеющих право на получение страховой выплаты, по указанному Федеральному закону является исчерпывающим.

Федеральный закон от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Пунктом 4 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ, вступившим в силу с 11 августа 2020 года, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактические воспитатели).

Перечень получателей единовременной выплаты по указанному Федеральному закону, имеющих право на получение страховой выплаты, также является исчерпывающим.

АО «Согаз», на основании заключенного с Министерством обороны Российской Федерации государственного контракта, осуществляет выплаты, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях.

Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

С 06 июня 2022 года данный подпункт Указа дополнен указанием на то, что при отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях совершеннолетним детям указанных военнослужащих и лиц либо в случае отсутствия совершеннолетних детей полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98, получение единовременных выплат, установленных настоящим Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и осуществления единовременных выплат, установленных настоящим Указом, возложен на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющим назначение и выплату пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и (или) предоставление иных социальных гарантий.

В соответствии с пп.2 п. 2 Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденным приказом Министра обороны Российской федерации от 22 апреля 2022 года № 236, единовременные выплаты осуществляются членам семей военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, в случае гибели (смерти) указанных военнослужащих - финансовым органом, обеспечивающим воинские части, в которых указанные военнослужащие проходили военную службу на дату их гибели (смерти).

Решение о назначении единовременной выплаты лицам, указанным в пп. 2 п. 2 настоящего Порядка, принимается командиром (начальником) воинской части, в которой военнослужащий проходит (проходил) военную службу.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727 определен Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, в силу которого, денежное довольствие военнослужащим и предоставленные членам их семей отдельные выплаты осуществляются Федеральным казенным учреждением «Военно-социальный центр» Министерства обороны Российской Федерации» или иными финансово-экономическими органами Министерства обороны Российской Федерации (далее - финансово-экономические органы).

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

Законом Челябинской области от 29 июня 2022 года № 623-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины» предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки в связи с проведением специальной военной операции в виде единовременной выплаты, установленной статьей 2 настоящего Закона.

Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции, установленные статьей 2 настоящего Закона, являются расходными обязательствами Челябинской области и осуществляются в соответствии с законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В пп.1, 3 ст.1 закона Челябинской области от 29 июня 2022 года № 623-ЗО поименованы лица, на которых распространяется действие настоящего Закона. К членам семей, указанным в пунктах 4, 5 и 23 части 1 настоящей статьи, относятся супруг (супруга) погибшего (умершего), родители погибшего (умершего), дети погибшего (умершего) в возрасте до 18 лет, дети погибшего (умершего) старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети погибшего (умершего) в возрасте до 23 лет, которые обучаются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения.

К членам семей, указанным в пунктах 8 и 8-1 части 1 настоящей статьи, относятся супруг (супруга) погибшего (умершего), родители погибшего (умершего), дети погибшего (умершего) (независимо от их возраста).

К членам семей, указанным в пункте 22 части 1 настоящей статьи, относятся супруг (супруга) погибшего (умершего), родители погибшего (умершего), дети погибшего (умершего), которым выданы удостоверения членов семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований Морозов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь родным братом погибшего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявляя требования о лишении Костюк В.А. права на получение страховой суммы и единовременных выплат, признании его фактическим воспитателем ФИО5 и признании за ним права на получение страховой суммы и единовременных выплат, указал следующее.

Брак между мамой ФИО5 и отцом (ответчиком) Костюк В.А. был расторгнут в 2011 году, на тот момент ФИО5 было 8 лет.

В период брака в семье так же родились Костюк К.В., 2002 года рождения, Костюк Я.В., 2012 года рождения.

После развода отец (ответчик) Костюк В.А. совместно с семьей, детьми не проживал, с детьми связь не поддерживал, материально не помогал, воспитанием не занимался, вел асоциальный образ жизни.

В 2017 году ФИО5 заключила брак с ФИО5, в котором ДД.ММ.ГГГГ родился Чибышев А.В., неполнородный брат истцов и погибшего ФИО5

Мама погибшего ФИО5 - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ вследствие тяжелого онкологического заболевания, которым страдала с 2020 года.

Указанные истцом обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: свидетельствами о рождении, регистрации брака, расторжении брака, свидетельством о смерти, а так же судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого с Костюк В.А. взысканы в пользу ФИО5 алименты на содержание детей - Костюк К.В., Костюк Я.В. и Костюк Е.В.; постановления Шумихинского РОСП УФССП России по <адрес>, согласно которому задолженность по исполнительному производству -ИП, возбужденному на основании судебного приказа т ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 165646,63 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должник трудоустроен, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о трудоустройстве нет (том л.д. 245,246).

Приговором Шумихинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Костюк В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ппп. «а», «б», ч.2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы 15% в доход государства. Приговором так же установлено, что согласно справкам Костюк В.А. в 2018-2020 годах неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 11.1, 20.20, 20.21 КоАП РФ, административные штрафы не оплачены (том л.д. 36-37).

Приговором Шумихинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Костюк В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 2 лет 3 месяцев лишения свободы. Приговором установлено, что в действиях подсудимого усматривается рецидив преступлений, предусмотренный ч.1 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также в приговоре указано, что Костюк В.А. находится под стражей с ДД.ММ.ГГГГ (том л.д. 38-39).

Согласно ответа на судебный запрос УФСИН России по <адрес>, Костюк В.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, этапирован ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>. За время содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> Костюк В.А. трудоустроен не был, заработная плата не начислялась, иного дохода не имел, алименты в отношении сына ФИО5 не удерживались.

Согласно сведениям о трудовой деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Костюк В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал подсобным рабочим в ФКУ ИК-62 ГУФСИН России по Свердловской области, уволен в соответствии со ст. 172 УИК РФ (основания освобождения от отбывания наказания).

Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях, о том, что в период службы сына ФИО5 в армии по призыву, отец (ответчик) Костюк В.А. часто созванивался с сыном, интересовался, как проходит служба, неоднократно отправлял ему денег, судом признаются несостоятельными, поскольку подтверждающие указанные обстоятельства доказательства (в том числе детализации звонков, сведения по банковским переводам и операциям) суду в материалы дела представлены не были.

При этом, суд так же принимает во внимание тот факт, что указанные ответчиком обстоятельства, хотя и не подкреплены доказательствами, отнесены на период совершеннолетия ФИО5

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО5 (в прошлом подруга ФИО5), пояснила, что после развода ФИО5 и Костюк В.А., старший сын Морозов В.В. подрабатывал, чтобы помочь маме прокормить семью, он ходил по соседям колол дрова, разгружал вагоны, работал грузчиком, постоянно приносил домой деньги, ФИО5 не могла всегда работать, потому что дети были маленькие. Сама ФИО5 осуществляла работы по уборке домов. Костюк В.А. вел аморальный образ жизни, алименты не платил, финансово не помогал. ФИО5 до 2015 года не подавала на алименты, потому что знала, что не было смысла, поскольку Костюк В.А. ничего бы не платил, поскольку он устраивался на работу, работал 2 недели и увольнялся. Однажды при ней было рукоприкладство со стороны Костюк В.А. на супругу, дети ФИО5 (погибший ФИО5) и ФИО5 (истец Костюк К.В) жаловались, что было рукоприкладство и в их сторону. После развода Морозов В.В. взял на себя воспитание братьев и сестру, водил на секции уроки с ними делал. ФИО5 вырос на воспитании Морозова В.В.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО5 (в прошлом подруга и соседка ФИО5), пояснила, что после развода она Костюк В.А. больше не видела, увидела только на похоронах ФИО5 Со слов ФИО5 не помогал детям совсем, никак не участвовал в жизни детей. Дети ФИО5 (погибший ФИО5) и ФИО5 (истец Костюк К.В) ездили в гости к бабушке с дедушкой - родителям Костюк В.А., но не надолго. Морозов В.В. всегда помогал матери с детьми, помогал финансово.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО5 (мама ответчика, бабушка погибшего ФИО5 и истцов) пояснила, что сын (ответчик) Костюк В.А. помогал и воспитывал детей. С сыном ФИО5 - Костюк В.А. общался, когда он приезжал к ним в гости, покупал ему одежду к школе. Она и ее муж (бабушка и дедушка истцов) с ФИО5 (мама детей) общались всегда. После развода дети остались проживать с ФИО5 Свидетель ФИО5 и ее муж увозили детей сами на машине домой, покупали внуку ФИО5 джинсы, кроссовки, дарили ему деньги на день рождение.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО5 (соседка свидетеля ФИО5) пояснила, что отец (ответчик) Костюк В.А. воспитанием детей занимался. ФИО5 (погибший ФИО5) в подростковом возрасте приезжал в гости к бабушке и дедушке на каникулах, гостил неделю или полторы недели, ему покупали одежду к школе. Знает, что ФИО5 ездила к внукам. Не видела, чтобы отец (ответчик) Костюк В.А. обижал детей.

    В то же время, как пояснял сам истец Морозов В.В. в ходе судебного заседания, являясь старшим ребенком в семье, осуществлял помощь матери по содержанию четверых детей, осуществлял работы за плату, без официального трудоустройства на основании договоров подряда с 2015 года, что подтверждается справками ООО «Юридическая компания «ОСА», ИП ФИО5, с 2016 года осуществлял официальную трудовую деятельность, что подтверждается справкой МИФНС России по Челябинской области о доходах, представленных по форме 2НДФЛ за период с 2016-2023 годы. Заработанные денежные средства Морозов В.В. отдавал матери на содержание семьи, в том числе и на содержание ФИО5, приобретение продуктов питания, одежды, принадлежностей для учебы.

    Кроме того, являясь старшим братом ФИО5, он помогал матери с осуществлением обязанностей по воспитанию младшего брата, занимался с ним в спортивных секциях, помогал с выполнением учебных заданий, привлекал к помощи по домашнему хозяйству, а так же поддерживал брата ФИО5 финансово и морально в период его службы в армии по призыву, в период службы по контракту.

    Так же судом отмечается тот факт, что после смерти матери ФИО5 (до смены фамилии ФИО5) Л.Ю., в соответствии с Постановлением администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , над малолетним ФИО5, 2012 года рождения, установлена опека, опекуном назначен Морозов В.В., в соответствии с его заявлением, на которого возложена обязанность по содержанию, воспитанию и обучению малолетнего ФИО5

В соответствии с Постановлением администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , над малолетним ФИО5, 2020 года рождения установлена опека, опекуном назначен так же Морозов В.В., в соответствии с его заявлением, на которого возложена обязанность по содержанию, воспитанию и обучению малолетнего ФИО5

При этом суд, оценивая показания свидетелей ФИО5 и ФИО5, данные в ходе судебного заседания, приходит к выводу, что из данных свидетелями пояснений не следует, что ответчик Костюк В.А. занимался физическим и нравственным воспитанием детей, оказывая им финансовую помощь, поскольку согласно пояснениям свидетелей, дети приезжали в период летних каникул к бабушке и дедушке в гости, бабушка и дедушка отвозили детей обратно, бабушка ФИО5 навещала детей, покупала им новую одежду, дарила подарки и т.д., что не свидетельствует о выполнении со стороны отца (ответчика) Костюк В.А. родительской заботы и опеки над детьми.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны - заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 названного кодекса.

В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов.

При этом, основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав.

В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями для лишения родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 22 ноября 2013 года № 25-П выражена позиция, согласно которой любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 29-П указано, что федеральный законодатель не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения, означают запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 3 февраля 2010 года № 3-П, от 27 февраля 2012 года № 3-П, от 15 октября 2012 года № 21-П и др.).

Из приведенных нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, в том числе военнослужащим, принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, в числе которых выплаты выгодоприобретателям страховой суммы по обязательному государственному страхованию.

К поименованному в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ кругу лиц (выгодоприобретателям) по обязательному государственному страхованию в случае гибели (смерти) застрахованного лица при исполнении обязанностей военной службы в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отнесены фактические воспитатели - лица, признанные судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, фактически воспитывавшими и содержавшими застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия. При определении права указанных лиц на получение мер социальной поддержки по обязательному государственному страхованию, связанных с возмещением вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, должны учитываться конституционные принципы равенства, справедливости и соразмерности, не допускающие различий в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Судопроизводство по гражданским делам в соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиком Костюк В.А. не представлено доказательств того, что он принимал какое-либо участие в воспитании сына - погибшего военнослужащего ФИО5, проявлял заботу о его здоровье, оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал материально, предпринимал какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, а так же доказательств, что между отцом и сыном сложились фактические семейные и родственные связи.

С учетом установленных обстоятельств суд признает, что требование истцов о лишении Костюк В.А. права на меры социальной поддержки как родителя погибшего в ходе выполнения задач специальной военной операции ФИО5, является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Запрет на направление документов на выплату и на производство выплаты страховых сумм и единовременных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 № 98, Законом Челябинской области от 29 июня 2022 года № 623-ЗО Костюк В.А. в связи с гибелью военнослужащего ФИО5 наложен определением суда от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении ходатайства о применении мер по обеспечению иска, в связи с чем, данное требование не подлежит повторному рассмотрению и принятию по нему решения. Кроме того, Костюк В.А. лишен права на получение выплат в связи с гибелью ФИО5, следовательно, его документы для выплаты не будут направлены и ему не будут произведены выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Принимая во внимание предусмотренные законодателем выплаты с целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выражением от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества, а так же допустимость признания лица фактическим воспитателем, учитывая представленные в материалы дела доказательства, сведения о доходах истца Морозова В.В. в период с 2015 года и финансовую помощь маме по воспитанию детей, разницу в возрасте между истцом (страшим братом) Морозовым В.В. и братом (погибшим военнослужащим) ФИО5 в 6 лет, суд признает, что таким лицом может быть признан Морозов В.В., а, следовательно, за ним, как за фактическим воспитателем, следует признать право на получение страховой суммы и единовременных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ, в связи с гибелью военнослужащего ФИО5

В требовании о признании права истца Морозова В.В. на получение выплат, предусмотренных Законом Челябинской области от 29 июня 2022 года № 623-ЗО, следует отказать, поскольку к числу лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, полнородные и неполнородные братья и сестры военнослужащих либо лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего (фактические воспитатели) не относятся.

Так же подлежит признанию право Морозова В.В., Костюк Я.В., Чибышева А.В. и Костюк К.В. на получение в равных долях единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в связи с гибелью военнослужащего ФИО5

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Костюк ФИО5, Морозова ФИО5, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Костюк ФИО5, Чибышева ФИО5, к Костюк ФИО5, Федеральному казенному учреждению «74 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военно-социальный центр» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области», Акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности», Министерству социальных отношений Челябинской области, командиру войсковой части 93992 о лишении права на получение страховой суммы и единовременных выплат в связи с гибелью военнослужащего, признании фактическим воспитателем, признании права на получение страховой суммы и единовременных выплат удовлетворить частично.

    Признать Костюк ФИО5 утратившим право на получение страховой суммы и единовременных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», Законом Челябинской области от 29 июня 2022 года № 623-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины», Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в связи с гибелью военнослужащего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Признать Морозова ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактическим воспитателем ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Признать право Морозова ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как фактического воспитателя на получение страховой суммы и единовременных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», в вязи с гибелью военнослужащего ФИО5.

    Признать право Морозова ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Костюк ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чибышева ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Костюк ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение в равных долях единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в связи с гибелью военнослужащего ФИО5.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:     п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 22 октября 2024 года.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Е.А. Михалева     

2-4215/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Морозов Владислав Валерьевич
Костюк Ксения Валерьевна
Прокурор Центрального района г. Челябинска
Ответчики
ФКУ 74 Финансово-экономическая служба Министерства обороны РФ
ФКУ Военно-социальный центр Министерство обороны РФ
Костюк Валерий Анатольевич
АО СОГАЗ
Министерство социальных отношений Челябинской облати
Командир войсковой части 93992
ФКУ Военный комиссариат Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
27.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.06.2024Предварительное судебное заседание
27.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.07.2024Предварительное судебное заседание
18.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Дело оформлено
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее