Дело № 2-4398/2020
УИД 11RS0001-01-2020-004572-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 30 июля 2020 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием представителя ответчика Иванютиной Юлии Николаевны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хенериной Ольги Ивановны к Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, недоначисленных отпускных, процентов в порядке ст.236 ТК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Хенерина О.И. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 9 944, 30 руб., недоначисленных отпускных за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 4 386,6 руб., за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 7 798,41 руб., за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 670,65 руб., процентов в порядке ст.236 ТК РФ в размере 3 849,73 руб. рассчитанных до ** ** **.
В обоснование требований указала, что при расчете среднедневного заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования за период работы с января по декабрь 2019.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель ответчика с требованиями истца не согласились по доводам возражений, ходатайствовала о применении срока исковой давности в части требований о взыскании недовыплаченных отпускных за период с ** ** ** по ** ** **.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец проходила в Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми гражданскую службу с ** ** ** в должности <данные изъяты>, ** ** ** была уволена по инициативе гражданского служащего, п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от ** ** ** № 79 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
В связи с увольнением по данному основанию истцу была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск.
В период службы истцу выплачивалось материальное стимулирование, сумма которого не была учтена при расчете размера ее денежного содержания в целях определения компенсации, а также при выплате денежного содержания за период пребывания Хинериной О.И. в очередных отпусках в феврале 2019, апреле 2019, августе 2019.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ** ** ** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частью 5 той же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4; ежемесячное денежное поощрение (пункт 5); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6).
Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** ** № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от ** ** ** № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в пункте 2 Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении, а также выплаты денежного содержания за период отпуска.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от ** ** ** № 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 ст. 51 Федерального закона от ** ** ** № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пунктом 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от ** ** ** № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем судом принимается во внимание, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ** ** ** № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 г., было принято Постановление Правительства Российской Федерации от ** ** ** № 238-7, предусматривающее в 2014 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Также судом во внимание принимается Письмо Министерства финансов Российской Федерации от ** ** ** № 14-04-05/34482, где на основе положений статей 50 и 51 Федерального закона от ** ** ** № 79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** ** № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** ** № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.
На основе анализа этих нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от ** ** ** № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации за неиспользованный отпуск.
Вместе с тем ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности в части требований о взыскании недовыплаченных отпускных за период с ** ** ** по ** ** **.
Разрешая данное ходатайство, суд приходит к следующему.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РК)).
Статьей 381 ТК РК установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).
В соответствии ссо ст. 392 ТК РК работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Выражение "должен был узнать" означает, что работник в силу его обычных знаний, в том числе правовых, и жизненного опыта мог и должен был узнать о нарушении его трудовых прав. При этом действует презумпция, что работник мог или должен был узнать о нарушенном праве в момент такого нарушения, а потому обязанность доказывания обратного (не мог и не должен был) возлагается на работника.
При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. При этом перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 2 перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Соответственно, с учетом положений ст. 392 ТК РК в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона от ** ** ** N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации", ст. ст. 352, 353, 354, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что органы инспекции труда и органы прокуратуры, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона.
Признание обращения в прокуратуру и в Государственную инспекцию труда в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора отражено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям".
Указано, что об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
В силу п. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Принимая во внимание дату получения отпускных за период нахождения в отпуске с ** ** ** по ** ** ** (отражены в расчетном листе за январь 2019, с приказом на отпуск ознакомлена ** ** **), дату обращения в суд с настоящим иском (** ** **) суд полагает, что срок исковой давности по требованиям о взыскании с ответчика недовыплаченных отпускных за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 4 386,60 руб. пропущен.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств тому, что имелись обстоятельства, объективно препятствовавшие истцу своевременно обратиться с иском в суд, не представлено. Обращение истца в судебную инстанцию в феврале 2020 основанием для восстановления пропущенного процессуального срока не является, поскольку первоначальное обращение в суд с настоящим иском (материал № 1533/2020) имело место за пределами установленного годичного срока: ** ** **. В трудинспекцию, органы прокуратуры истец с данными требованиями не обращалась. Реальных препятствий для своевременного обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, связанных именно с личностью истца, не установлено и истцом не приведено.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от ** ** ** № 452-О-О, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.
Таким образом, требования истца о взыскании недоначисленных отпускных за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 4 386,60 руб., с учетом применения срока исковой давности удовлетворению не подлежат.
Расчет в части требований о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, недоначисленных отпускных за периоды с ** ** ** по ** ** ** с ** ** ** по ** ** ** у сторон идентичен, является верным, в силу чего с учетом вышеприведенной правовой позиции по существу спора данные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в пользу истца: компенсация за неиспользованный отпуск - 9 944, 30 руб., недоначисленные отпускные за период с ** ** ** по ** ** ** - 7 798,41 руб., за период с ** ** ** по ** ** ** - 12 670,65 руб.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Проверив расчет ответчика, суд находит его арифметически не верным (первоначальные суммы, подлежащие взысканию, указаны не верно), произведя собственный расчет в порядке ст.236 ТК РФ (с учетом даты образования задолженности и периода взыскания, указанного в иске: до ** ** **) без вычета из суммы налога на доходы физических лиц в размере 13%, так как суд не является налоговым агентом по отношению к истцу, суд полагает, что размер выплаты составит 2 960,34 руб., исходя из следующего расчета:
- 7 798,41 руб. х 7,75% / 150 х 66 = 265,92 руб.;
- 7 798, 41 руб. х 7,5% / 150 х 42 = 163,76 руб.;
- 20 469,06 (7 798,41+12 670,65) руб. х 7,25% / 150 х 42 = 415,52 руб.;
- 20 469,06 руб. х 7% / 150 х 49 = 468,06 руб.;
- 20 469,06 руб. х 6,50% х 49 = 434,62 руб.;
- 20 469,06 руб. х 6,25% / 150 х 46 = 392,32 руб.;
- 30 413,36 руб. (7 798,41+12 670,65+9 944,30) х 6,25% / 150 х 10 = 126,72 руб.;
- 30 413,36 руб. х 6% / 150 х 57 = 693,42 руб.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в размере 2 960,34 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хенериной Ольги Ивановны удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми в пользу Хенериной Ольги Ивановны задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 9 944 (девять тысяч девятьсот сорок четыре) рубля 30 копеек, задолженность по оплате отпускных в размере 20 469 (двадцать тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей 06 копеек, компенсацию за задержку выплат в размере 2 960 (две тысячи девятьсот шестьдесят) рублей 34 копейки.
В удовлетворении остальной части требований Хенериной Ольге Ивановне к Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2020
Судья Я.В. Коданева