Решение по делу № 2а-385/2021 от 17.08.2021

31RS0019-01-2021-000605-74                    Дело №2а-385/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года п. Ровеньки

Ровеньский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи                 Горбачевой И.М.,

при секретаре                          Конопля Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области», Управлению образования администрации муниципального района «Ровеньский район», администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,

установил:

    Прокурор Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором уточнив требования, просит обязать МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» (далее – МБОУ «Нагорьевская СОШ»), Управление образования администрации муниципального района «Ровеньский район» и администрацию муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области оборудовать на 1-м этаже МБОУ «Нагорьевская СОШ» помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ (подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ) в срок не позднее 30 ноября 2021 года.

В обоснование ссылается на то, что в здании школы помещение для охраны отсутствует, средства передачи тревожных сообщений в подразделение национальной гвардии РФ и система видеонаблюдения установлены в фойе.

    Представитель административного истца – помощник прокурора Ровеньского района Иванова А.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в ходатайстве об уточнении исковых требований просила возложить обязанность по оборудованию комнаты охраны на всех административных ответчиков.

Представитель административных ответчиков – МБОУ «Нагорьевская СОШ» и Управления образования Ровеньского района по доверенностям Жубатов Р.Ж. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В пояснении на иск от 21.09.2021г. указал, что требования административного истца не признает, поскольку в настоящее время помещение для охраны в здании школы организовано в соответствии с требованиями п. «в» ст. 25 Постановления Правительства РФ от 2.08.2019г. №1006 выполнены.

Представитель администрации муниципального района «Ровеньский район» по доверенности Удовидченко А.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном возражении указал, что против удовлетворения иска прокурора возражает, поскольку администрация Ровеньского района является ненадлежащим административным ответчиком, так как заявленные требования касаются образовательных учреждений, в отношении которых в соответствии с Положением принятие мер к финансированию и распоряжение бюджетными средствами осуществляет Управление образования Ровеньского района.

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам суд признает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела МБОУ «Нагорьевская СОШ» является общеобразовательной организацией с организационной формой - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, что следует из Устава учреждения.

В соответствии с пунктами 1.6, 1.7 Устава учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование «Ровеньский район», функции и полномочия которого осуществляет администрация Ровеньского района и Управление образования администрации района в установленном администрацией Ровеньского района порядке.

Образовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать, штамп, бланки (п. 1.9 Устава). Основной вид деятельности – осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 2.3 Устава).

В соответствии с п. 4.7 Устава источниками формирования имущества Учреждения являются имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, субсидии из бюджета муниципального образования «Ровеньский район» на выполнение Учреждением муниципального задания, целевые субсидии, бюджетные инвестиции, целевые взносы родителей, поступления от оказания Учреждением услуг, другие источники в соответствии с законодательством РФ.

Финансирование Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района «Ровеньский район» (п. 4.7 Устава).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования к защищенности объектов).

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, объектов (территорий) Министерства просвещения (далее - объекты (территории).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно подпункту «в» пункта 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются в том числе мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Ровеньского района проверки из письма врио начальника ОВО по г. Валуйки и Валуйскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Белгородской области» от 9.08.2021г. было выявлено что в образовательном учреждении дела МБОУ «Нагорьевская СОШ», относящемся к объектам 3-й категории опасности, на первом этаже здания школы помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии) не оборудовано, что является нарушением подпункта «в» пункта 25 Требований к защищенности объектов.

Тот факт что здание школы относится к объектам третьей категории опасности, административными ответчиками не опровергается.

В ходе рассмотрения дела образовательным учреждением были предприняты меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения путем заключения и оплаты стоимости услуг по договору от 20.05.2021г. на поставку материалов тревожной сигнализации и выполнение монтажных и пусконаладочных работ по системе передачи тревожных извещений на центральный пункт мониторинга МЧС ЕДДС-1; по договору от 23.08.2021г. на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны (тревожная кнопка) и контракт от 1.10.2021г. на оперативное реагирование группами задержания пункта централизованной охраны «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Белгородской области» в лице отделения вневедомственной охраны по г. Валуйки и Валуйскому району.

Возражая против удовлетворения административного иска представитель административных ответчиков ссылается на то, что в образовательном учреждении организовано помещение для охраны, которое ранее было совмещено с гардеробной, а в настоящее время гардеробная перенесена и в помещении располагается только охрана и оборудование.

В подтверждение указанных доводов административным ответчиком представлены фотоснимки на которых усматривается, что в отдельной комнате действительно установлена система видеонаблюдения и охранная сигнализация.

Однако из ходатайства административного истца об уточнении заявленных требований следует, что в ходе проведенного 7.10.2021 года обследования представителем прокуратуры было выявлено, что средства передачи тревожных сообщений установлены на втором этаже в кабинете директора, а система видеонаблюдения действительно находится в комнате для охраны.

Таким образом поскольку система передачи тревожных сообщений в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ в оборудованном в здании школы помещении для охраны не установлена, а располагается на 2-м этаже в кабинете директора, то оснований для вывода о выполнении административными ответчиками требований подпункта «в» пункта 25 Требований к защищенности объектов в полном объеме, у суда не имеется.

С учетом изложенного суд полагает, что имеются основания для частично удовлетворения административного иска и возложения на МБОУ «Нагорьевская СОШ», Управление образования Ровеньского района и администрацию Ровеньского района обязанности по установке в помещении для охраны средств передачи тревожных сообщения в подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии.

Доводы возражений представителя администрации Ровеньского района в том, что администрация надлежащим административным ответчиком не является, со ссылкой на передачу администрацией Ровеньского района полномочий учредителя Управлению образования Ровеньского района отклоняются.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Решением Муниципального совета муниципального района «Ровеньский район» №20/171 от 27.03.2020г. утверждено Положение об Управлении образования администрации муниципального района «Ровеньский район» (далее - Положение).

Пунктом 1.8 Положения предусмотрено, что Управление образования является органом администрации Ровеньского района зарегистрированным в качестве юридического лица и учрежденным в форме муниципального казенного учреждения и является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, баланс, лицевой счет, печать, наименование, штамп и бланк, может быть истцом и ответчиком в судах.

Функции и полномочия учредителя Управления осуществляет муниципальное образование «Ровеньский район» в лице администрации Ровеньского района, за исключением функций и полномочий, осуществляемых Муниципальным советом Ровеньского района. Права собственника имущества осуществляет администрация Ровеньского района. Управление образования подчиняется и подотчетно главе администрации Ровеньского района, а непосредственно по вопросам своей деятельности – заместителю главы администрации Ровеньского района, который координирует и контролирует деятельность Управления (п. 1.9 Положения).

Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что Управление образования отвечает по свои обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет администрация Ровеньского района.

Согласно п. 1.13 Положения Управление образования осуществляет операции с поступившими средствами через лицевые счета, открываемые в финансовом органе администрации Ровеньского района.

Управление образования осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении муниципальных учреждений Ровеньского района в их уставных капиталах в соответствии с возложенными на Управление полномочиями, и использует бюджетные средства в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в бюджете Ровеньского района по отрасли «образование».

С учетом изложенного, принимая во внимание что администрация Ровеньского района выступая в качестве учредителя Управления образования при недостаточности средств у последнего обязана нести дополнительные финансовые расходы по обязательствам Управления через счета, открываемые в финансовом органе администрации Ровеньского района, то оснований для освобождения районной администрации от несения расходов на финансирование образовательных учреждений с целью обустройства в них помещений для охраны, суд не усматривает и полагает, что наряду с Управлением образования Ровеньского района администрация Ровеньского района является надлежащим ответчиком по данному делу.

Ссылка представителя администрации района на пункты 3.7, 3.12 и 4.1.10 Положения об обязанности Управления образования осуществлять содействие в материально-техническом обеспечении подведомственных учреждений, осуществлять контроль за организацией мероприятий по охране жизни и здоровья учащихся и указание на наличие у Управления полномочий главного распорядителя бюджетных средств подведомственным получателям основанием для освобождения администрации Ровеньского района от обязанности по несению расходов по организации в образовательном учреждении помещения для охраны не является.

Указанные пункты Устава свидетельствуют лишь о наличии у Управления образования возможности оказывать содействие образовательным учреждениям в их материально-техническом обеспечении и распоряжаться выделенными средствами, и вопроса непосредственного финансирования их деятельности не касаются.

С учетом изложенного суд полагает, что обязанность по оборудованию комнаты для охраны следует возложить на всех административных ответчиков.

В соответствии со ст. 187, ч.3 ст. 227 КАС РФ принимая решение, обязывающее административных ответчиков совершить определенные действия, должен установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что исполнение решения значительного времени и средств для переноса системы передачи тревожных сообщений в помещение для охраны не потребует, то суд считает необходимым предоставить административным ответчикам срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку оказывая образовательные услуги муниципальное бюджетное учреждение по сути реализует функции, возложенные на органы местного самоуправления предусмотренные Федеральным законом от «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и удовлетворение иска прокурора не обусловлено установлением обстоятельств нарушения или оспаривания прав конкретного лица, то основания для взыскания с ответчика государственной пошлины отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Ровеньского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области», Управлению образования администрации муниципального района «Ровеньский район», администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области», Управления образования администрации муниципального района «Ровеньский район», администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области в части неисполнения подпункта «в» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, касающегося установления в помещении для охраны средств передачи тревожных сообщений в отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ.

Обязать администрацию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области», Управление образования администрации муниципального района «Ровеньский район» и администрацию муниципального района «Ровеньский район» Белгородской области установить в оборудованном на первом этаже МБОУ «Нагорьевская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» помещении для охраны средства передачи тревожных сообщений в отдел вневедомственной охраны по г. Валуйки и Валуйскому району – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Белгородской области» в течение месяца со вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований административного иска административному истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ровеньский районный суд.

Судья:                                 И.М. Горбачева

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 года.

2а-385/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ровеньского района
Ответчики
Администрация Ровеньского района
Управление образования администрации МР "Ровеньский район"
МБОУ "Нагорьевская СОШ"
Суд
Ровеньский районный суд Белгородской области
Дело на сайте суда
rovensky.blg.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
19.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2021Подготовка дела (собеседование)
06.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Подготовка дела (собеседование)
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Подготовка дела (собеседование)
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее