Решение по делу № 5-2263/2021 от 09.12.2021

Дело № 5-2263/2021

УИД: 21RS0023-01-2021-009145-03

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении протокола об административном правонарушении

10 декабря 2021 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Ермолаева Т.П., рассмотрев административный материал в отношении ИП Пономарева ФИО3 о привлечении к административной ответственности,

установил:

В Ленинский районный суд г. Чебоксары, согласно определению о передаче дела об административном правонарушении, поступил административный материал в отношении ИП Пономарева А.В. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Изучив поступивший административный материал, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение.

Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, содержащиеся в ст. 28.2 КоАП РФ, продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4).

Частью 4.1 данной правовой нормы предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из анализа приведенных положений следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

В силу абзаца 2 пункта 4 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В данном деле требования об извещении на составление протокола были нарушены.

Так, в материалы дела вложено сообщение, адресованное индивидуальному предпринимателю о необходимости явки на составление протокола, которое было направлено по месту нахождения торгового объекта, где он осуществляет свою деятельность и по месту проживания.

Вместе с тем, по смыслу действующего законодательства, индивидуальный предприниматель регистрируется строго по месту жительства, то есть по адресу квартиры или жилого дома, где он зарегистрирован в установленном законодательством РФ порядке (пп. "д" п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Местом жительства для целей регистрации является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, в частности жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, и где он зарегистрирован по месту жительства (ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).

При регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходимо заполнить заявление по форме Р21001, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, в п. 7 которого указывается адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП, в РФ. При этом элементы адреса указываются в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре (п. п. 134, 142 Требований к оформлению Заявления по форме Р21001).

По смыслу приведенных положений офис (в данном случае торговое помещение) не может быть ни местом жительства, ни местом, по которому может быть зарегистрирован индивидуальный предприниматель.

Таким образом, из представленного материала не следует, что извещение административного органа о необходимости явки на составление протокола было направлено по месту жительства индивидуального предпринимателя, было получено адресатом или в адрес отправителя к моменту составления протокола вернулось почтовое отправление с отметкой «истек срок хранения», т.е. фиксация факта доставки извещения в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, в представленном материале отсутствует.

Иные данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что заявитель извещался о составлении протокола об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют. Из чего следует, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и при отсутствии достоверных сведений о его извещении.

Составление протокола в отношении лица, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям ст. 28.1 КоАП РФ и повлекло нарушение его права на защиту.

Помимо этого, в материалах дела также отсутствуют сведения о направлении копии протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Согласно ч.1 п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 4 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Учитывая, что перечисленные недостатки являются существенным недостатком, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ данный протокол об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу, которым он составлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,

определил:

Административный материал в отношении ИП Пономарева ФИО4 о привлечении к административной ответственности ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ вернуть в адрес органа, направившего данный материал в суд.

Судья                                      Т.П. Ермолаева

5-2263/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Пономарев Александр Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Статьи

20.6.01

Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
09.12.2021Передача дела судье
10.12.2021Подготовка дела к рассмотрению
10.12.2021Протокол (материалы дела) НЕ БЫЛИ возвращены в ТРЕХДНЕВНЫЙ срок
14.12.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее