Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.,
при секретаре Макарычеве Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой Натальи Геннадьевны, Болманис Екатерины Дмитриевны к администрации г. Костромы о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмина Наталья Геннадьевна, Болманис Екатерина Дмитриевна обратились в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании права собственности в порядке наследования, в котором просили признать Кузьмину Наталию Геннадьевну принявшей наследство, открывшееся после смерти ФИО6, умершей <дата>, включить в состав наследства ФИО6 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, признать за Кузьминой Натальей Геннадьевной право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО6, признать за Кузьминой Натальей Геннадьевной право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, признать за Болманис (Кузьминой) ФИО10 право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указали, что <дата> по договору приватизации Буйское отделение Северной железной дороги передало в совместную собственность Кузьминой Наталии Геннадьевне (далее – Истец) и членам ее семьи (ФИО6 - бабушка истца, ФИО7- супруг истца, Кузьминой Екатерине Дмитриевне - дочь истца) квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. На сегодняшний день, вышеуказанная квартира находится в совместной собственности и не зарегистрирована в Росреестре. <дата> ФИО6-бабушка истца умерла. ФИО7 умер <дата>, единственной наследницей является его дочь Болманис (Кузьмина) ФИО10. Заключить соглашение о выделе долей в квартире не представляется возможным в связи со смертью двух собственников ФИО6 и ФИО7. Таким образом, на основании вышеизложенного, Кузьмина Н.И., ФИО6,И., ФИО7, Болманис (Кузьмина) Е.Д. имели право на равные доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Наследственное дело после смерти ФИО6, по сведениям истца, не открывалось. Истец проживала и была зарегистрирована в квартире вместе с бабушкой на момент ее смерти. Также истец с 1993 г. оплачивает налоги и коммунальные платежи за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Таким образом, истец считает, что фактически приняла наследство, открывшееся после смерти бабушки ФИО6, умершей <дата>.
В ходе рассмотрения дела истцы требования уточнили, просили установить долевую собственность Кузьминой Н.Г., ФИО6, ФИО7, Болманис (Кузьминой) Е.Д. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Включить в состав наследства ФИО6 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Признать Кузьмину Н.Г. принявшей наследство после смерти ФИО6 Признать за Кузьминой Н.Г. право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО6 Включить 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО7, умершего <дата>. Признать за Болманис (Кузьминой) Е.Д. право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО7.
В судебном заседании истцы не участвуют при надлежащем их извещении дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Кузьминой Н.Г. на основании доверенности Ботылова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения.
Представитель ответчика администрации г. Костромы Зиновьева Ю.В. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Костромской области, третьи лица нотариус Конышева И.А., Селянкин Ю.И. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела судом извещались надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
В силу положений ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений( ст. 1).
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2)
Согласно ст. 7 вышеназванного закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов.
Статья 223 ГК РФ предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что <дата> между Буйским отделением Северной железной дороги и Кузьминой Наталией Геннадьевной был заключен договор приватизации, согласно которому Буйское отделение Северной железной дороги передало в совместную собственность Кузьминой Наталии Геннадьевне и членам ее семьи ФИО6, ФИО7, Кузьминой Екатерине Дмитриевне квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
После заключения вышеназванного Договора Кузьмина Н.Г., ФИО6, ФИО7, Кузьмина (после заключения брака Болманис) Е.Д. в установленном порядке за регистрацией перехода права собственности на вышеназванное имущество не обратились.
<дата> ФИО6 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от <дата> I-ГО №.
<дата> ФИО7 умер, что подтверждается свидетельством о смерти от <дата> I-ГО №.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество (статья 1112 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Суд признает, что договором от <дата> спорное жилое помещение было передано в общую долевую собственность Кузьминой Н.Г., ФИО6, ФИО7 Кузьминой (Болманис) Е.Д.
При таких обстоятельствах требования истцов о включении в наследственную массу ФИО6 и ФИО7 по 1/4 доли в праве совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
В силу положений ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из содержания ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).Лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1156 ГК РФ, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.
Право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях (абз 1 п. 2 ст. 1156 ГК РФ ).
Из материалов дела следует, что ФИО8, являющая дочерью ФИО6 т.е. наследником первой очереди, умерла <дата>
Селянкин Юрий Иванович, является наследником первой очереди.
Наследники первой очереди за принятием наследства, открывшегося после смерти ФИО6, не обращались, что подтверждается сведениями реестра наследственных дел. Сведений о том, что они фактически приняли наследство также не имеется.
Как установлено судом, Кузьмина Н.Г. является дочкой ФИО8 и её наследником первой очереди, внучкой ФИО6
Из представленных истцом суду доказательств следует, что Кузьмина Н.Г. проживает в жилом помещении после смерти наследодателя, полностью несёт расходы по его содержанию, оплачивает все коммунальные платежи, что подтверждается, в числе прочего, сведениями об уплате налога на имущество.
При таких обстоятельствах, так как Кузьмина Н.Г. фактически приняла наследство после смерти ФИО6, умершей <дата>, за ней должно быть признано право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО6
Наследниками первой очереди после смерти ФИО7 являются его дочь, Болманис Е.Д., мать ФИО16
ФИО16 отказалась от принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО7
Болманис Е.Д. приняла наследство, открывшееся после смерти отца, обратившись к нотариусу Конышевой И.А. с соответствующим заявлением, что подтверждается представленной суду копией материалов наследственного дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Болманис Е.Д. является единственным наследником после смерти ФИО7, за ней должно быть признано право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после его смерти.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кузьминой Натальи Геннадьевны, Болманис Екатерины Дмитриевны – удовлетворить.
Установить долевую собственность Кузьминой Наталии Геннадьевны, ФИО6, ФИО7, Болманис (Кузьминой) Екатерины Дмитриевны на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> размере по 1/4 доли каждому..
Включить в состав наследства ФИО6, умершей <дата>, 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать Кузьмину Наталию Геннадьевну принявшей наследство после смерти ФИО6, умершей <дата>.
Признать за Кузьминой Натальей Геннадьевной право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО6.
Включить 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО7, умершего <дата>.
Признать за Болманис (Кузьминой) Екатериной Дмитриевной право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО7.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.А. Нефёдова.
Решение принято в окончательной форме: 08 мая 2024 года.
Судья: Л.А. Нефёдова.