Дело № 2-1491/11 «08» июня 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи НОВИКОВОЙ И.Ф.,
при секретаре Новоселовой О.И.
с участием прокурора Петрова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Местной администрации Муниципального округа «Светлановское» об обязании провести уборку от отходов производства и потребления на водосборной площади акватории пруда,
Установил:
Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на положения ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к Местной Администрации Муниципального образования Муниципального округа "Светлановское" об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести уборку от отходов производства и потребления на водосборной площади и акватории пруда № (л.д. 2, 3). В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по соблюдению требований водного законодательства установлено захламление отходами производства и потребления водосборной площади и акватории пруда № № Выборгского района Санкт-Петербурга, расположенного на территории муниципального образования «Светлановское», что подтверждается актом проверки использования и охраны водных объектов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9).
По мнению прокурора, ответчик, в нарушение пункта 9 части 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" уклоняется от исполнения обязанностей по уборке водных акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, чем нарушает законодательство в области охраны водных объектов.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования. Согласно уточненным исковым требованиям природоохранный прокурор просил суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести уборку от отходов производства и потребления на водосборной площади и акватории пруда № (л.д. 92, 93, 105, 106).
Представитель процессуального истца Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга Петров С.Е. в судебное заседание явился; исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.
Глава Администрации Муниципального образования Муниципального округа "Светлановское" Генералов С.П., а также представитель Администрации МО «Светлановское» Рузанов А.Ю., действующий по доверенности, в судебное заседание явились; исковые требования не признали и просили об отказе в их удовлетворении; поддержали ранее представленные возражения на иск и дополнения к возражениям на иск.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Пастушкова Т.В., Матвеева В.Н., действующие по доверенностям, в судебное заседание явились; исковые требования природоохранного прокурора поддержали и просили об их удовлетворении; поддержали ранее представленный в материалы гражданского дела отзыв.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, ООО «Строительные системы» Холодилова О.В., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась; исковые требования природоохранного прокурора поддержала; указывала, что ООО «Строительные системы» в соответствии с адресной программой и заключенным с Администрацией Выборгского района договором осуществляет лишь уборку территории, в которую водная акватория пруда не включена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В материалы гражданского дела представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав позиции представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", к вопросам местного значения муниципальных образований относится уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что пруд №, расположенный на территории Местной администрации Муниципального округа «Светлановское», не включен в адресную программу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга по уборке водных объектов от наплавных загрязнений и мусора ни на ДД.ММ.ГГГГ., ни на ДД.ММ.ГГГГ.
При таком положении в силу пункта 9 части 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" обязанность по проведению уборки водных акваторий от отходов производства и потребления должна быть возложена на муниципальное образование.
Ст. 5 Устава Муниципального образования «Светлановское» регламентировано, что вопросами местного значения являются, в частности, уборка территорий, водных акваторий, тупиков, проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга (п. 37).
Из содержания адресной программы по уборке территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных на территории Выборгского района Санкт-Петербурга, утвержденной распоряжением Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга № 1614 от 25.08.2010 «Об утверждении Адресной программы уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных на территории Выборгского района, уборка которых в ДД.ММ.ГГГГ осуществляется за счет средств субсидий» следует, что в адресную программу включен, в частности, кадастровый квартал № площадью <данные изъяты> кв. м, включающий в себя усовершенствованное покрытие, неусовершенствованное покрытие и газоны (л.д. 80), в котором, по утверждению участвующих в деле лиц, расположен пруд №.
Однако указанная адресная программа, утвержденная Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга, не содержит данных о том, что за счет средств субсидий должна осуществляться уборка водной акватории конкретного пруда.
Наличие между Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга и ООО «Строительные системы» договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в 2011 году субсидий управляющим организациям по обслуживанию жилищного фонда на уборку внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, расположенных на территории Выборгского района Санкт-Петербурга» с перечнем кадастровых кварталов, в котором поименован квартал № (л.д. 107-110), также не свидетельствует о том, что в соответствии с указанным договором ООО «Строительные системы» возложило на себя обязанность по уборке водной акватории пруда №, расположенного в кадастровом квартале №. При таком положении суд не принимает во внимание сообщение Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 20.04.2011 № 12-2086/11 (л.д. 111). При этом суд отмечает, что в указанном договоре отсутствуют сведения о какой-либо деятельности по уборке и очистке от наплавных загрязнений и мусора акватории и береговой полосы общего пользования пруда №, в связи с чем невозможно сделать вывод о том, что выполнение этих видов работ находится в компетенции ООО «Строительные системы».
При таком положении суд приходит к выводу о том, что в силу действующего законодательства имеются законные основания для удовлетворения заявленных природоохранным прокурором исковых требований.
Удовлетворяя исковые требования, суд также исходит из того, что Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2010 № 651-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в Перечень расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Санкт-Петербурга, включены расходные обязательства по благоустройству территории муниципального образования, связанному с обеспечением санитарного благополучия населения, в том числе уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Местную администрацию Муниципального образования «Светлановское» провести уборку от отходов производства и потребления на водосборной площади акватории пруда №.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы.
Судья И.Ф.Новикова