14RS0035-01-2019-009291-42
Дело № 2а-7269/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 июля 2019 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Алексеевой В. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казарян ФИО9 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности устранить нарушение прав,
у с т а н о в и л :
Казарян Г. А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___ вид разрешенного использования под индивидуальный жилой дом. В отказе административного ответчика решение об отказе не обосновано и не содержит указания на основание отказа в нарушение п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Площадь земельного участка в результате перераспределения составит не более установленных предельных максимальных размеров земельного участка, тем более главным архитектором г. Якутска ____ г. согласовано предоставление земельного участка в порядке перераспределения. Отказ в перераспределении земельного участка нарушает и создает препятствия для реализации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Тем более что на земельном участке, подлежащем перераспределению, расположен объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве владения. С учетом изложенного, просил признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска от ___ и обязать административного ответчика заключить с административным истцом соглашение о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: г____ взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании административный истец Казарян Г. А. и его представитель Матвеева С. К. иск поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что административный истец также является многодетным гражданином, вправе получить земельный участок по этому основанию, на испрашиваемом земельном участке административный истец произвел отсыпку, возвел хозяйственные постройки, огородил его для защиты от мусора и других лиц, ранее на данном месте была заболоченная территория.
В судебном заседании представитель административного ответчика Окружной администрации (далее – ОА) г. Якутска Попов А. А. иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления. Из письменного отзыва и объяснений представителя в судебном заседании следует, что в границах испрашиваемой для перераспределения территории площадью 598 кв. м возможно образование самостоятельного земельного участка, поскольку минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 450 кв. м. В производстве Якутского городского суда находится гражданское дело по иску ОА г. Якутска к Казарян Г. А. об освобождении самовольно занятого земельного участка, приостановленное до разрешения настоящего административного дела.
Представитель заинтересованных лиц Иванова А. В. и Ивановой Е. С. – Михайлова Т. С. в судебном заседании поддержала доводы административного ответчика, также пояснила, что Ивановы А. В. и Е. С. являются многодетными гражданами, обратились за предоставлением им указанного земельного участка, который испрашивает административный истец, поэтому данным иском и самовольным занятием административным истцом данного земельного участка затрагиваются их права.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ г. Казарян Г. А. подал в Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ___ расположенного по адресу: ____ для индивидуального жилищного строительства.
____ г. Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска направил административному истцу уведомление № ___ об отказе в перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое уведомление об отказе датировано ____ г., а административное исковое заявление поступило в суд ____ г.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В качестве оснований отказа в перераспределении этого земельного участка органом местного самоуправления указано, что в испрашиваемых границах возможно образовать самостоятельный земельный участок.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела установлено, что административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером ___. м, расположенным по адресу: ____. Данное обстоятельство подтверждается вписками из Единого государственного реестра недвижимости и сторонами не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) от ____ г. испрашиваемый для перераспределения земельный участок ориентировочной площадью ___ кв. м, который административный истец намерен использовать под индивидуальное жилищное строительство, расположен в территориальной зоне «Ж-2А»: для индивидуального жилищного строительства, красным линиям соответствует, проекты планировки и межевания территории отсутствуют.
Согласно акту обследования земельного участка от ___, составленному Управлением муниципального контроля ОА г. Якутска, Казарян Г. А. фактическим занимает земельный участок ориентировочной площадью ___ кв. м у него отсутствуют правоустанавливающие документы, на указанной самовольно занятой территории согласно акту и схеме расположены две теплицы.
Таким образом, из материалов дела установлено, что испрашиваемая для перераспределения принадлежащего административному истцу земельного участка дополнительная территория имеет площадь ___ кв. м (1200 кв. м – 602 кв. м). Вместе с тем согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «город Якутск» от 25.12.2013 № 169-НПА, принятым решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № РЯГД-5-9, предельные размеры предоставления земельного участка под садоводство и огородничество в территориальной зоне «Ж-2А» составляют от 450 кв. м до 800 кв. м. Следовательно, вышеуказанная территория площадью ___ кв. м в данном территориальной зоне может быть сформирована в качестве самостоятельного земельного участка.
Целью перераспределения земельного участка согласно положениям ЗК РФ является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а также исключения выхода незначительной части уже имеющихся строений за границы земельных участков под ними, а не увеличение площади уже принадлежащего лицу земельного участка за счет смежной территории. Поэтому в случае, если возможно образование самостоятельного земельного участка из испрашиваемой дополнительно территории, данный вновь образуемый земельный участок может быть предоставлен в установленном действующими нормативными правовыми актами ином порядке, а не в порядке перераспределения.
В пункте 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков, иных оснований отказа земельным законодательством не предусмотрено. В частности, подпунктом 9 данного пункта установлено, что основанием отказа в перераспределении земельного участка является возможность образования самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявления Казарян Г. А. о перераспределении вышеуказанного земельного участка у органа местного самоуправления не имелось, его отказ в силу вышеизложенного является законным, решение принято в рамках полномочий органа местного самоуправления в установленном порядке, Департамент имущественных и земельных отношений ОА г. Якутка является структурным подразделением последней, уполномоченным рассматривать заявления о перераспределении земельных участков.
Кроме того, административный истец ссылается в судебном заседании на наличие у него статуса многодетного гражданина и неиспользование права на получение в связи с этим во внеочередном порядке земельного участка, его права на получение земельного участка оспариваемым отказом органа местного самоуправления не затрагиваются.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. 62 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, административным истцом не доказано, что оспариваемым действием нарушаются его права, свободы или охраняемые законом интересы, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Казарян ФИО10 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности устранить нарушение прав – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина
Копия верна.
Судья: М. А. Кузьмина
Секретарь В. Р. Алексеева
Решение изготовлено в окончательной форме 23 июля 2019 г.