Решение по делу № 2а-336/2020 от 05.03.2020

Дело № 2а-336/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года                             г. Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,

при секретаре Тороповой А.С.,

с участием административного истца Авершина Р.Н.,

представителя административных ответчиков ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, начальника ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области Дечкина К.А. - Радченко О.В.,

представителя заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Виноградовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авершина Романа Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» Дечкину Константину Альбертовичу о признании незаконными ч.ч. 1 и 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ответа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, обязании провести проверку,

установил:

Авершин Р.Н. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, Учреждение) о признании незаконными ч.ч. 1 и 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании провести проверку.

В обоснование требований указал, что по прибытии в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области у него были изъяты личные вещи (сигареты 4 блока, чай 1,5 кг). В ответ на его жалобу ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области 16.12.2019 сослалось на положения ч.ч. 1 и 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденный может иметь при себе», который на момент прибытия административного истца в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ в действие введен не был. Ответом административного ответчика и данным приказом нарушены его права и законные интересы. На основании изложенного просит признать незаконными ч.ч. 1 и 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденный может иметь при себе», ответ № ОГ-29/ТО/56/6-92 от 16.12.2019, обязать ответчика повторно провести проверку с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области Дечкин К.А., в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области).

Административный истец Авершин Р.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, начальника Учреждения Дечкина К.А. - Радченко О.В. с административным иском не согласился, ссылаясь на законность оспариваемых приказа от ДД.ММ.ГГГГ и ответа от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Виноградова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.

Соответчик начальник ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области Дечкин К.А. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу с. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что Авершин Р.Н. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия.

С ******

По прибытию в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ Авершин Р.Н. был подвергнут полному обыску, также ему были разъяснены положения приказа ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе», после чего он в добровольном порядке взял с собой 1 кг чая и 10 пачек сигарет, остальные вещи, в том числе, чай 1,5 кг и 4 блока сигарет были переданы на склад хранения личных вещей осужденных.

Данные обстоятельства подтверждаются квитанцией на личные вещи осужденного от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями инспектора группы надзора отдела безопасности ФИО от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании личного заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ ему со склада ДД.ММ.ГГГГ было выдано 500 г чая и 10 пачек сигарет.

******

Административный истец полагает, что ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об обоснованности изъятия его личных вещей и приказ от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, поскольку противоречат положениям УИК РФ, Приказа Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые документы ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области не противоречат закону, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Частью 8 ст. 82 УИК РФ предусмотрено, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).

Согласно п. 6 Правил внутреннего распорядка после уточнения данных прибывшие в ИУ осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение N 1), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.

Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения (больницы, тюрьмы, следственного изолятора), а вещи, сдаваемые на склад для хранения, определяются осужденными.

Личные вещи, оставляемые осужденному, вносятся под роспись осужденного в опись личных вещей осужденного (приложение N 2), которая в дальнейшем хранится в индивидуальной емкости (контейнере, сумке) с личными вещами осужденного (п. 7 Правил).

В силу п. 17 Правил внутреннего распорядка осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными предметами и продуктами питания, предусмотренными Перечнем (приложение N 1).

В соответствии с п. 3 Примечаний к приложению N 1 Правил внутреннего распорядка Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.

Вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются и сдаются на склад для хранения. Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ. Если хранящиеся на складе вещи понадобятся осужденным и не будут излишними, они могут выдаваться владельцам. Администрация ИУ выдает осужденным квитанцию о приеме для хранения на склад изъятых и сданных вещей (п. 53 Правил).

Аналогичные положения содержались в ранее действующем приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года № 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".

В соответствии с приведенными нормами и исходя из местных условий и возможностей разработан и введен в действие приказ ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе», в котором установлены ограничения на количество продуктов питания, в частности, чай – 2 кг, сигареты – 6 блоков, при поступлении в учреждение на руки выдается не более 10 пачек сигарет, остальные сдаются на склад учреждения и выдаются по письменному заявлению.

Вещи и предметы сверх установленного приказом количества п. 3 предписано сдавать на склад учреждения. Выдачу личных вещей и предметов, продуктов питания, если они не будут лишними, производить по письменному заявлению осужденных с разрешения начальника учреждения, его заместителя или лиц, их замещающих, в объеме, предусмотренном приказом (п. 7 Приказа № 12).

В настоящее время действует приказ ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе», содержащий аналогичные требования и ограничения.

На основании жалобы Авершина Р.Н. административным ответчиком была проведена проверка, по результатам которой нарушений в действиях сотрудников не установлено, о чем истцу было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ****** доводы Авершина Р.Н. об ущемлении прав нашли частичное подтверждение, констатировано необоснованное ограничение в пользовании личными вещами (чай). Нарушений в изъятии 4 блоков сигарет не установлено. Учитывая давность нарушения, принятие мер реагирования нецелесообразно.

Исходя из приведенных правовых норм, действующими Правилами внутреннего распорядка от 16 декабря 2016 года № 295 предусмотрено право администрации исправительного учреждения определять количество вещей и предметов, которые осужденные могут иметь при себе, соответственно, оспариваемый приказ не противоречит законодательству и принят в рамках полномочий административного ответчика.

Доводы административного истца о незаконности данного приказа в связи с отсутствием его регистрации в установленном законом порядке не могут быть приняты во внимание.

Так, вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативно-правовых актов регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763, Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Так, в соответствии с п. 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Аналогичные положения приведены в Приказе Минюста России от 23.04.2020 № 105 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Исходя из приведенных норм права, оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ не относится к категории нормативно-правовых актов, подлежащих обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

При подготовке ответа от ДД.ММ.ГГГГ начальник Учреждения руководствовался действующим приказом ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе», предусматривающим возможность хранения и использования осужденными не более 2 кг чая и 10 пачек сигарет, в связи с чем оснований для признания ответа начальника Учреждения незаконным суд не усматривает.

Непосредственно действия по изъятию личных вещей в ДД.ММ.ГГГГ Авершин Р.Н. не оспаривал, с соответствующими жалобами ни к административным ответчикам, ни к контролирующим органам не обращался.

Доводы административного истца о том, что оспариваемыми ответом начальника исправительного учреждения и приказом Учреждения нарушается его право собственности, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2012 года № 1238-О указал, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения.

Каких-либо доказательств наступления для административного истца негативных последствий, а также нарушения его прав в связи с конкретными действиями (бездействием) не представлено, в то время как обязанность доказывания данных обстоятельств в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ возложена на него.

Поскольку доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административным истцом не представлено, оснований для признания приказа от ДД.ММ.ГГГГ и ответа от ДД.ММ.ГГГГ незаконными суд не усматривает, в связи с чем не имеется оснований и для обязания ответчиков провести повторную проверку по доводам Авершина Р.Н.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Авершина Р.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Авершина Романа Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» Дечкину Константину Альбертовичу о признании незаконными ч.ч. 1 и 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ , ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании провести проверку оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.

Председательствующий                  Л.А. Шарпалова

2а-336/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Авершин Роман Николаевич
Ответчики
Начальник ФКУ ОБ УФСИН России по АО - Дечкин К.А.
ФКУ ОБ УФСИН по АО
Другие
УФСИН России по Архангельской области
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Шарпалова Любовь Алексеевна
Дело на странице суда
sudis.arh.sudrf.ru
06.03.2020Регистрация административного искового заявления
06.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
13.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Предварительное судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее