Дело № 2а-221 /18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Троицкое 31 июля 2018 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Фроловой О.С.,
при секретаре: Штановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю к Колесниковой Е.Ю. о взыскании недоимки, пени транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с указанным иском, в обоснование требований указал, что в соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. На основании ст. 358 НК РФ указанные транспортные средства признаются объектами налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 23 налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Как предусмотрено п. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» уплата налога (за 2015г.) производится в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога.
В силу ст. 1 Закона в 2013 году для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. ставка налога устанавливалась в размере 60 рублей за каждую л.с.; автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. ставка налога устанавливалась в размере 10 рублей за каждую л.с.; для автобусов с мощностью двигателя до 130 л.с. ставка налога устанавливалась в размере 50 рублей за каждую л.с.
Руководствуясь п. 3 ст. 363 НК РФ, административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 4400,00 руб., ГА332752, № (налоговая база 110 * доля в праве 1 * налоговая ставка 40 руб. * 12 месяцев / 12 месяцев).
Положениями п. 4 ст. 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Таким образом, у налогоплательщиков - физических лиц обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента получения от налогового органа уведомления на уплату этого налога.
При этом в соответствии с положениями п. п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если
более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ. не был уплачен в установленный законом срок, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ № однако в срок, установленный в требовании для добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, налог не был уплачен налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В соответствии с п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка применяется равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма пени по требованию составила 98,27 руб. (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 67 дней * 4400 * 10 %/300).
В соответствии с п.2 ст. 48 заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
16.11.2017 мировым судьей судебного участка № 1 Троицкого района Алтайского края отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, в связи с пропуском срока.
На основании изложенного просили восстановить срок для обращения с настоящим заявлением, взыскать с Колесниковой Е.Ю., ИНН № суммы задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 4400,00 руб., ГА332752, № (налоговая база 110 * доля в праве 1 * налоговая ставка 40 руб. * 12 месяцев /12 месяцев) и соответствующие пени в размере 98,27 руб. (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 67 дней * 4400 * 10 %/300).
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Колесникова Е.Ю., извещенная надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ): если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Как усматривается из материалов дела, Колесниковой Е.Ю. в связи с неуплатой в установленный законом срок недоимки, пени было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Требование оставлено налогоплательщиком без исполнения.
Таким образом, течение шестимесячного срока начато ДД.ММ.ГГГГ, а окончено ДД.ММ.ГГГГ.
Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка №1 Троицкого района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Колесниковой Е.Ю. недоимки, пени (л.д.8).
Определением мирового судьи судебного участка N1 Троицкого района от 16.11.2017 года Межрайонной ИФНС России N 4 по Алтайскому краю в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций было отказано, в связи с тем, что заявление подано о взыскании недоимки с пропуском установленного законом срока.
С иском в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд с административным иском о взыскании недоимки, пени и уважительные причины для его восстановления отсутствуют. Приходя к такому выводу, суд учитывает то обстоятельство, что МИФНС России №4 по Алтайскому краю никаких действий по обращению в суд длительное время не предпринимала, исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с заявлением в течение установленного законом срока не представлены. Поломка франкировальной машины не является уважительной причиной для восстановления срока. Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени с ДД.ММ.ГГГГ для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. В данном случае истец обязан был осуществить должный контроль за лицами, ответственными за фактическую отправку почтовой корреспонденции.
В связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования по административному иску Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю к Колесниковой Е.Ю. о взыскании недоимки, пени транспортному налогу, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Троицкий районный суд Алтайского края в течение месяца.
Судья О.С. Фролова