Решение по делу № 2а-2527/2021 от 16.03.2021

Дело № 2а-2527/2021

25RS0003-01-2021-001222-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года г. Владивосток

Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего – судьи Хренкова О.В.,

при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,

с участием административного истца Косача В.Д.,

представителя административного истца Колмыковой А.Н.,

представителя административного ответчика Грачевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косача Виктора Дмитриевича к управлению градостроительства администрации <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Косач В.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование, что на основании распоряжения департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора аренды земельного участка -Ч-21463 от ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен земельный участок площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 25:28:040014:5430 по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 72 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес: <адрес>, в аренду сроком на пять лет, разрешенное использование: объекты складского назначения, в целях строительства склада. Однако до настоящего времени он лишен возможности пользоваться участком, поскольку управление градостроительства администрации <адрес> отказывает в выдаче разрешения на строительство в связи с установлением в отношении земельного участка запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ и отсутствие в пакете представленных с заявлением документов согласия Тихоокеанского флота Минобороны РФ на строительство капитального объекта на указанной территории. Считает решение управления градостроительства администрации <адрес> незаконным, поскольку наличие ограничения в виде запретной зоны не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, так как действия по установлению в отношении запретной зоны признаны незаконными решением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , а требование согласия ТОФ Минобороны РФ на строительство не входит в исчерпывающий перечень документов, необходимых при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство. На основании изложенного просит признать незаконным решение управления градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта «здание склада, расположенное в районе <адрес> в <адрес>»; обязать управление градостроительства администрации <адрес> повторно рассмотреть его заявление о выдаче разрешения на строительство объекта «здание склада, расположенное в районе <адрес> в <адрес>» и выдать указанное разрешение.

В судебном заседании Косач В.Д., его представитель Колмыкова А.Н. поддержали заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности Грачева А.Ю. возражала против удовлетворения требований Косача В.Д., поскольку основанием для отказа в выдаче разрешения явилось наличие в выписке из Единого государственного реестра недвижимости записи об ограничении прав на земельный участок и отсутствие согласия ТОФ Минобороны РФ на размещение капитального объекта на спорной территории.

Представитель Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения такими решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (п. 2 ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 названной статьи и другими федеральными законами на основании заявления заинтересованного лица, к которому в обязательном порядке прилагаются документы, перечень которых установлен пунктом 7 статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения, которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> принято распоряжение -вр «О предоставлении Косач Виктору Дмитриевичу земельного участка по адресу: <адрес>, в районе <адрес>».

На основании указанного распоряжения между Департаментом земельных и имущественных отношений <адрес> и Косачем В.Д. заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ -Ч-21463 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5430, площадью 5000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 72 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в районе <адрес>, разрешенное использование: объекты складского назначения, в целях строительства склада, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Здание склада, расположенное в районе <адрес> в <адрес>» письмом от ДД.ММ.ГГГГ у Косачу В.Д. было отказано в выдаче вышеуказанного разрешения, в обоснование которого указано на несоответствие представленной истцом проектной документации предъявляемым к ним требованиям, а именно, в соответствии с градостроительным планом земельного участка № <данные изъяты> весь земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5430 расположен в запретной зоне с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ ).

Решением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Косача В.Д. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, признаны незаконными действия Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в части установления запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5430, площадью 5 000 кв. м, на Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ возложена обязанность исключить указанный земельный участок из запретной зоны.

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

При повторном обращении в 2020 году в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Здание склада, расположенное в районе <адрес> в <адрес>» письмом от ДД.ММ.ГГГГ у Косачу В.Д. отказано в выдаче вышеуказанного разрешения по тому основанию, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, полученной в рамках межведомственного взаимоотношения, указанный участок имеет следующие ограничения: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; реквизиты документа - основания: Приказ «Об изменении границы запретной зоны военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ , выдан: заместитель Министра обороны РФ; содержание ограничения (обременения): Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п. 12; Реестровый номер границы: 25.ДД.ММ.ГГГГ (учетный номер части 25:28:040014:5430/1); ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; реквизиты документа - основания: Приказ «Об изменении границы запретной зоны военного объекта – Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ выдан: заместитель министра обороны РФ; План границ от ДД.ММ.ГГГГ № б/н выдан: ФИО7; Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ д выдан: Министерство обороны РФ; определение о принятии обеспечительных мер от ДД.ММ.ГГГГ № А51-8424/2016; выдан: Арбитражный суд <адрес>; Содержание ограничения (обременения): Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п. 12; Реестровый номер границы: 25:28-6.125; Вид объекта реестра границ: Зона с особыми условиями использования территории: Вид зоны по документу: Запретная зона военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ; Тип зоны: Иная зона с особыми условиями использования территории; ; Индекс: 2 (учетный номер части 25:28:040014:5430/2).

Кроме того, в письме указано, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:5430 расположен на территории действующих запретных районов объектов: «21», «23», «701» войсковой части 13079, вместе с тем согласие ТОФ Министерства обороны РФ на размещение указанного капитального объекта на данной территории заявителем не предоставлено.

Таким образом, при проведении управлением градостроительства администрации <адрес> проверки документов, представленных ФИО6 для выдачи разрешения на строительство, был выявлен факт наличия в Едином реестре прав на недвижимое имущество записи об установленных ограничениях, не допускающих размещение объекта строительства на запрашиваемом земельном участке.

Так, в силу п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", ст. 7 Лесного кодекса РФ земли, предоставленные для нужд вооруженных сил Российской Федерации, находятся в федеральной собственности, принадлежность их Российской Федерации не нуждается в подтверждении при разграничении государственной собственности на землю, поскольку их статус определен законом.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

Согласно постановлению Правительства от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, представленных в пользование Вооруженным Силам.

Пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 7 этой же статьи в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Правовой режим запретных зон установлен Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 (далее – Положение об установлении запретных зон).

Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что запретная зона - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения об установлении запретных зон).

Согласно пункту 12 Положения об установлении запретных зон на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Согласно пункту 15 Положения об установлении запретных зон нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.

Аналогичные нормы были установлены в ранее действовавшем Положении об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135, утратившим силу с 15.05.2014 в связи с изданием Положения № 405, пунктом 5 которого было предусмотрено, что границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.

Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в <адрес>, были установлены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес>» (далее - Постановление -пг).

Границы запретных зон и запретных районов были внесены в геоинформационную систему «Geomap» на основании Постановления -пг. Кроме того, карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа была утверждена в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об ограничениях прав на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно пункту 13 статьи 15 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени решение Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу в части исключения земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5430 из запретной зоны не исполнено, в связи с чем в Едином государственном реестре прав на недвижимость содержатся сведения об ограничениях в отношении указанного земельного участка.

Довод административного истца о том, что вступившим законную силу решением суда действия Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в части установления запретной зоны военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ в отношении предоставленному ему земельного участка признаны незаконными, в связи с чем наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о данном ограничении не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, основан на неверном толковании положений закона, запрещающих органу местного самоуправления при наличии существующих ограничений в отношении земельного участка принимать решения о выдаче разрешения на строительство.

При этом управление градостроительства администрации <адрес> не является стороной по делу, по которому принималось указанное решение суда, обязанность по исключению данного земельного участка из запретной зоны на него не возлагалась.

Таким образом, суд полагает, что поскольку в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об ограничении права на земельный участок, в настоящее время у административного ответчика отсутствуют правовые основания для выдачи Косачу В.Д. разрешения на строительство.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Косача Виктора Дмитриевича к управлению градостроительства администрации города Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей жалобы через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 09.12.2021.

Судья                          О.В. Хренков

2а-2527/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КОСАЧ ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ
Ответчики
Управление градостроительства Администрации г. Владивостока
Другие
Департамент имущественных отношений МО РФ
Суд
Первореченский районный суд г. Владивосток
Судья
Хренков Олег Владимирович
Дело на странице суда
pervorechensky.prm.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация административного искового заявления
16.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2021Подготовка дела (собеседование)
12.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
05.07.2021Передача материалов судье
30.09.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее