Дело №2а-525/2020
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
19.06.2020 г. Рассказово
Судья Рассказовского районного суда Тамбовской области Тришин С.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Рассказовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Рассказовского района Тамбовской области о проведении работ по ликвидации выбоин,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Рассказовского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Рассказовского района Тамбовской области организовать и привести состояние дорожного полотна автомобильной дороги «Рассказово-Пичер» в соответствие с действующими стандартами: провести работы по ликвидации выбоин. В обоснование заявленных требований указав, что по поступившему обращению от жителей с. Пичер проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что состояние автомобильной доги г. Рассказово – Пичер, протяженностью 11,2 км не соответствует предъявляемым требованиям. По ходу движения из города до конца автомобильной дороги имеет место образование выбоин длиной 1 м 30 см, глубиной 8 см, общей площадью 0,416 кв.м., что не соответствует требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В результате выявленных нарушений создаются аварийные ситуации на дорогах. Невозможно нормальное движение транспортных средств и пешеходов.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям предусмотрены ГОСТ Р 50597-2017
«Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст).
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как следует из акта проверки от 03.04.2020 состояние автомобильной дороги г. Рассказово – Пичер, протяженностью 11,2 км не соответствует предъявляемым требованиям. По ходу движения от города до конца автомобильной дороги имеет место образование выбоин длиной 1 м 30 см, глубиной 8 см, общей площадью 0,416 кв.м., что не соответствует пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, определяющему, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 указанного ГОСТ.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются территорией общего пользования; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по классификации автомобильных дорог автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются, в том числе, на дороги местного значения.
На основании положений части 3 статьи 15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, администрация Рассказовского района Тамбовской области является органом, ответственным за состояние автомобильной дороги г. Рассказово – Пичер.
В силу требований статьи 13 названного Федерального закона №257-ФЗ администрация Рассказовского района Тамбовской области как орган местного самоуправления наделена полномочиями в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Как было указано выше, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из представленного главой Рассказовского района Тамбовской области Поздняковым А.А. отзыва на административное исковое заявление следует, что администрацией Рассказовского района 20.04.2020 по результатам торгов заключен муниципальный контракт на летнее содержание автомобильных дорог общего пользования Рассказовского района, в рамках которого запланировано проведение работ по устранению деформаций и повреждений дорожного покрытия.
Каких-либо доказательств проведения работ по ликвидации выбоин на дорожном полотне автомобильной дороги «Рассказово-Пичер» административным ответчиком не представлено.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, ст.290, ст.293 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Рассказовского района Тамбовской области устранить допущенные нарушения законодательства путем организации и приведения состояния дорожного полотна автомобильной дороги «Рассказово-Пичер» в соответствие с действующими стандартами, а именно, провести работы по ликвидации выбоин.
Об исполнении решения уведомить суд незамедлительно.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течении 15 дней со дня получения копии решения.
Решение в окончательной форме принято судом 19.06.2020.
Судья С.К. Тришин