Дело № 2-2667/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2016 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
председательствующей судьи Даниловой О.П.,
с участием:
представителя истца Казак Е.Р.,
представителя ответчика РФ в лице Минфина РФ Цепляевой Ю.В.,
представителя третьего лица ОГБУ «МФЦ» Галушина В.С.,
при секретаре Комаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах Казак Л.Б. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах Казак Л.Б. к Российской Федерации о возложении обязанности произвести выплату денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации. В исковом заявлении указано, что согласно решению Смидовичского районного суда ЕАО от 04.09.2015 Казак Л.Б. включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений Приамурского городского поселения. Также решением Смидовичского районного суда от 04.09.2015 за Казак Л.Б. признано право на получение денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из общей площади дома 143,8 кв.м. в размере 719 000 руб. за счет средств федерального бюджета. Казак Л.Б. включена в сводный список, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных помещений на сумму 719 000 руб. До настоящего времени денежные средства Казак Л.Б. не перечислены по причине не поступления из Федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели. До настоящего времени право Казак Л.Б. на социальную поддержку не реализовано. Просят суд обязать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации произвести выплату за счет средств федерального бюджета в пользу Казак Л.Б. денежные средства в размере 719 000 рублей путем перечисления на лицевой счет Казак Л.Б. № в Дальневосточном банке Сбербанка России.
В судебное заседание истец прокурор Смидовичского района ЕАО, истица Казак Л.Б. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассматривать дело в отсутствие истца прокурора и истицы Казак Л.Б.
В судебном заседании представитель истца Казак Е.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске обоснованиям и уточнила, просила суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Казак Людмилы Борисовны денежные средства в размере 719 000 рублей путем перечисления их на лицевой счет истицы.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации Цепляева Ю.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком, так как Минфин в соответствие с действующим законодательством не проризводит оплату денежных сертификатов физическим лицам и не принимает решений о выделении денежных средств (трансфертов) на ликвидацию последствий стихийных бедствий, с Казак Л.Б. Минфин России никакими правоотношениями не связан, и не имеет перед ней никаких денежных обязательств. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОГКУ «МФЦ» Галушин В.С. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что денежные средства на ремонт жилого помещения не были перечислены истице Казак Л.Б. лишь потому, что согласно Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354, в 2015 г. из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области были перечислены денежные средства лишь на тех граждан, которые были признаны пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 г. по 15 июня 2015 г. В отношении истицы Казак Л.Б. такое судебное решение вступило в законную силу осенью 2015 г.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.
Как установлено судом, истица Казак Л.Б. имеет право на меру государственной поддержки в виде получения денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из общей площади дома 143,8 кв. м. в размере 719 000 руб. за счет средств федерального бюджета. Данное обстоятельство никем не оспаривается.
Администрацией МО «Приамурского городского поселения» Смидовичского муниципального района ЕАО от 22.12.2015 № направлен список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений в отношении Казак Л.Б. проживающей по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «л» части 1 статьи 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ предписано принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подп. «г» п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (в редакции от 21.10.2013) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края финансовых средств для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года. Трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного.
Согласно п. 6 указанных Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии со ст. 1 закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-03 «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 №-пп утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Как следует из п. 1 названного Порядка меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений предоставляются гражданам, имеющим право на получение данных мер в соответствии со ст. 1 закона ЕАО от 17.03.2014 №.
Из постановления правительства ЕАО от 30.09.2013 года № 511-пп «Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году» следует, что в зоны затопления на территории Приамурского городского поселения включен дом <адрес>.
Согласно решению Смидовичского районного суда ЕАО от 04.09.2015 Казак Л.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес> включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для получения социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений Приамурского городского поселения.
Также решением Смидовичского районного суда ЕАО от 04.09.2015 за Казак Л.Б. признано право на получение денежных средств на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из общей площади дома 143, 8 квадратных метров в размере 719 00 рублей за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.
В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.
В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.
Таким образом, Минфин РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года» приняты правила, которые устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области (далее - субъекты Российской Федерации) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 г. по 15 июня 2015 г.
Таким образом, как установлено судом, правительством ЕАО и соответствующими органами соблюден порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; имеются списки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, в число которых входит Казак Л.Б., но на день рассмотрения дела отсутствовало финансирование.
Однако, по мнению суда, данные обстоятельства не могут являться основанием для лишения Казак Л.Б. мер государственной поддержки.
Поскольку в силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера относится к расходным обязательствам Российской Федерации, Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком по делу, как орган, выступающий от имени Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах Казак Л.Б. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств – удовлетворить полностью.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Казак Л.Б. денежные средства в размере 719 000 рублей путем перечисления на лицевой счет Казак Л.Б. № в Дальневосточном банке Сбербанка России.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья О.П. Данилова