Дело № 3а-424/2020 |
06 июля 2020 года |
Решение
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Роговой И. В.,
при секретаре Степанишиной С. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО11 предъявил в суд административное исковое заявление к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ФКП Росреестра), Правительству Архангельской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указал, что являлся собственником здания, общей площадью 303,2кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В целях определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц применяется величина кадастровой стоимости здания, установленная в размере 5 371 764 руб. 08 коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности, рыночная стоимость этого имущества составляет 2 058 000 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как налогоплательщика, просит установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимого имущества в размере 2 058 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Пуйское».
Лица, участвующие в деле, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Пуйское» от 15.11.2018 № 124 «О налоге на имущество физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) на территории названного муниципального образования с 01.01.2019 введен налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1 закона Архангельской области от 24.10.2014 № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01.01.2015 налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость расположенныхв пределах этого муниципального образования жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 596-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Архангельской области» (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены определенные по состоянию на 01.07.2012 результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Архангельской области.
Судом установлено, что ФИО11 на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером №, назначение: нежилое, общей площадью 303,2кв.м, адрес: <адрес>.
Сведения о величине кадастровой стоимости здания, определенной по состоянию на 02.07.2015, в размере 5 371 764 руб. 08 коп., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 03.07.2015, на основании акта определения кадастровой стоимости от 03.07.2015 ФКП Росреестра.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости, результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества влияют на права и обязанности ФИО11 как плательщика налога.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 03.07.2015.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО11 обратился в Архангельский областной суд 21.04.2020, таким образом, срок для оспаривания результатов кадастровой оценки объекта недвижимости не пропущен.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ).
Согласно отчету № 2-084-20, составленному 29.03.2020 индивидуальным предпринимателем Мошаревым А. В., по состоянию на 02.07.2015 рыночная стоимость объекта недвижимости, здания с кадастровым номером №, составляет 2 058 000 руб.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Закона № 135-ФЗ требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости, собственником которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объекта недвижимого имущества, собственником которого является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права ФИО11, как плательщика налога на имущество физических лиц, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 02.07.2015 до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (пятый абзац пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1 закона Архангельской области от 24 октября 2014 года № 199-11-ОЗ «О дате начала применения на территории Архангельской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»); для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2020 до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО11 установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость зданияс кадастровым номером №, площадью 303,2кв.м, адрес:<адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 058 000 рублей по состоянию на 02 июля 2015 года.
Датой подачи административного иска считать 21 апреля 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий И. В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено судом 13.07.2020.
Судья: И. В. Рогова