24RS0060-01-2021-001055-24
гражданское дело № 2-44/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года г.Бородино
Бородинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Фоменко А.А.,
при секретаре Табакаевой О.А.,
с участием помощника прокурора г.Бородино Красноярского края Грачевой Д.Л.,
представителя ответчика Красиковой Н.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бородино в интересах Горшковой Ирины Александровны к КГБУЗ «Бородинская городская больница» о взыскании не до начисленной и не выплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Бородино обратился в Бородинский городской суд Красноярского края в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Горшковой И.А. к КГБУЗ «Бородинская городская больница» о взыскании не до начисленной и не выплаченной заработной платы, по тем основаниям, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего оплату труда в КГБУЗ «Бородинская городская больница».
В ходе проверки было установлено, что Горшкова И.А. на основании трудового договора от 09.11.2010 № работает в должности фельдшера скорой медицинской помощи, которая участвовала в оказании медицинской помощи пациентам в сентябре и в октябре 2020 года, у которых в последствии подтвержден диагноз «новая короновирусная инфекция». По итогам работы за сентябрь 2020 года Горшковой И.А. произведены выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 в размере 6155,22 рублей, в октябре 2020 года – 9870,05 рублей.
Исходя из фактически отработанного времени Горшковой И.А. в сентябре 2020 года, выплата подлежала в размере 28284,50 рубля, в октябре 2020 года – 28600,53 рублей.
Кроме того, за июнь, июль, сентябрь, октябрь 2020 года Горшковой И.А. подлежала ежемесячная выплата стимулирующего характера, установленная Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года №484, размер которой с учётом районного коэффициента и процентной надбавки составил 37500 рублей.
Общая сумма не до начисленной и не выплаченной Горшковой И.А. заработной платы составила 190859,76 рублей = (22129,28 + 18730,48 + 37500 + 37500 + 37500 + 37500).
В ходе ранее проведённых прокуратурой г.Бородино проверок было установлено, что стимулирующие выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415, начислялись работникам исходя из учёта времени, фактически отработанного с пациентами с подтверждённым диагнозом коронавирусной инфекции, а не за всё отработанное по графику время, между тем дифференцированный подход к указанным выплатам Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415 не предусмотрен, кроме того, неисполнение обязанности по формированию специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи основанием для отказа в начислении стимулирующих выплат, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №484, не является.
Просит взыскать с КГБУЗ «Бородинская городская больница» в пользу Горшковой И.А. не до начисленную заработную плату в размере 190859,76 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г.Бородино Грачева Д.Л. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске просила удовлетворить.
Истец Горшкова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика КГБУЗ «Бородинская городская больница» Красикова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что региональные выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтверждённым диагнозом COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415. Указанные выплаты производились за фактически отработанное время по графику и рассчитывались в процентах от среднемесячного дохода в субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года Федеральные меры поддержки были определены поручением Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 №484, указанные выплаты производились раз в месяц в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов. Действия указанных постановлений завершены с 01 ноября 2020 года.
Заслушав помощника прокурора г.Бородино Грачеву Д.Л., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415 (в ред. от 29.05.2020 №784), утверждены правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, действовавшие в период спорных правоотношений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В пункте 10 Правил указано, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно п.11 Правил, локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются, в том числе, перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края №14-н от 20.04.2020 внесены изменения в приказ Министерства здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 №521-орг «О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края», согласно которому среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно письму Министерства здравоохранения Красноярского края от 10.07.2020 выплаты по постановлению Правительства РФ №415 от 02.04.2020 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 №373, по трем видам медицинской помощи за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (лицам, имеющим контакт с лицами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19), в том числе, первичная медико-санитарная помощь (в т.ч. параклиника). Обязательным условием для осуществления стимулирующих выплат за работу COVID-19 являются, в том числе, первичная медико-санитарная помощь (в т.ч. параклиника) с даты формирования структурного подразделения (наличие приказа о создании бригад).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 №484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно п.3 данных Правил средства, предоставленные бюджетам субъектов РФ в форме иного межбюджетного трансферта направляются на обеспечение в апреле – августе 2020 выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях, фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Минздравом России временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В силу п.11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в п. 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам -50 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи – 25 тыс. руб. в месяц.
Пунктом 12 предусмотрено, что локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и устанавливает: перечень структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; перечень должностей медицинских работников структурных подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; размер выплат стимулирующего характера, срок на который она устанавливается.
Согласно разъяснений Минздрава России от 21.05.2020 № 16-3/И/1-6965 стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства РФ № 484 в размерах, установленных п.11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в полном размере выплачиваются также, если специализированное подразделение или специализированная бригада скорой медицинской помощи сформировалось, например, в середине месяца или работник часть месяца находился в отпуске.
Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства РФ №484 полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи и водителям, работающим в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Федеральные выплаты стимулирующего характера медицинским работникам не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утв. приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Федеральные средства для стимулирующих выплат за оказание специализированной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, предусмотренные постановлениями Правительства РФ, направляются в учреждения здравоохранения, определенные решением органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, то есть в Министерство здравоохранения Красноярского края.
По данным Федеральной службы государственной статистики среднемесячный доход от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 года составляет 42368 рублей.
Как следует из материалов дела, истец Горшкова И.А. на основании приказа о приеме на работу № от 09.11.2010 и дополнительного соглашения от 11.02.2019 к трудовому договору № от 09.11.2010 работает в КГБУЗ «Бородинская ГБ» в должности фельдшера скорой помощи Отделения скорой медицинской помощи.
По результатам проверки прокуратурой г.Бородино исполнения законодательства, регулирующего оплату труда в КГБУЗ «Бородинская городская больница» было установлено, что Горшкова И.А. участвовала в оказании медицинской помощи пациентам, у которых впоследствии подтвержден диагноз «новая коронавирусная инфекция» в сентябре и октябре 2020 года.
По итогам работы за сентябрь 2020 года Горшковой И.А. произведены выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 в размере 6155,22 рублей, в октябре 2020 года – 9870,05 рублей, что подтверждается расчетными листками.
Исходя из представленных сведений об отработанном истцом периоде и выплаченных суммах выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415, суд приходит к выводу, что размер стимулирующих выплат не соответствовал установленному размеру п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N415.
Таким образом, с учетом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N415 Правил, Горшковой И.А. должны быть начислены стимулирующие выплаты в следующих размерах:
- за сентябрь 2020 года: 27115,20 рублей /171,6 (норма рабочих часов в месяце) *179 (фактически отработанные часы) = 28284,50 рубля. Таким образом, сумма не до начисленной и не выплаченной стимулирующей выплаты за сентябрь 2020 года составляет: 28284,50 – 6155,22 = 22129,28 рублей;
- за октябрь 2020 года: 27115, 20 рублей /171,6 (норма рабочих часов в месяце) *181 (фактически отработанные часы) = 28600,53 рублей. Таким образом, сумма не до начисленной и не выплаченной стимулирующей выплаты за октябрь 2020 года составляет: 28600,53 – 9870,05 = 18730,48 рублей.
Как следует из расчетов, Горшковой И.А. не до начислена и не выплачена выплата стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415 за сентябрь и октябрь 2020 года в размере 40859,76 рублей (22129,28 + 18730,48), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, за июнь, июль, сентябрь и октябрь 2020 года Горшковой И.А. подлежала ежемесячная выплата стимулирующего характера, установленная Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года №484, с учётом районного коэффициента и процентной надбавки в размере 37500 рублей, соответственно за май, август, сентябрь и октябрь 2020 года размер стимулирующей выплаты, подлежащей начислению и выплате Горшковой И.А. составляет 150000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Таким образом, общая сумма не до начисленной и не выплаченной Горшковой И.А. заработной платы составляет 190859,76 рублей (150000 + 40859,76).
В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемые судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Следовательно, государственная пошлина, исчисленная в соответствии с подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, в размере 5017,20 рублей (от суммы, превышающей 100000 рублей * 2% + 3200 рублей) подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Бородино в интересах Горшковой Ирины Александровны - удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Бородинская городская больница» не до начисленную и не выплаченную заработную плату в пользу Горшковой Ирины Александровны в размере 190859,76 рублей.
Взыскать с КГБУЗ «Бородинская городская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5017,20 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - судья А.А.Фоменко
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года