Дело 2а-2706/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 19 июля 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Еловикова А.С.., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИРД и ИИ УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить гр.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Чердынского муниципального района Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. С вынесенным постановлением должник не согласен, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация, в которой были указаны причины невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. заключен договор найма жилого помещения № дс по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края № жилые помещения по адресу: <адрес> были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г., регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам 2014-2016 гг. на территории г.Перми планировалось в сентябре-декабре 2017г.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа
Правительство Пермского края полагает, что не бездействовало, предпринимало все необходимые меры для исполнения решения Ленинского районного суда г.Перми, ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, однако ввиду длительной процедуры формирований специализированного жилищного фонда в связи с конкурсными процедурами в соответствии с 44-ФЗ и строительством объектов решение суда в установленный срок не представлялось возможным исполнить, при этом вина Правительства в неисполнении решения Ленинского районного суда г.Перми отсутствует.
Правительством представлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а также представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ. В настоящее время решение суда исполнено.
На основании изложенного просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.
Суд считает возможным рассмотреть данный спор в упрощенном порядке по правилам гл. 33 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Правительство Пермского края, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. на основании решения Ленинского районного суда г.Перми, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения – возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить гр.А. в границах Чердынского муниципального района Пермского края, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте г.Перми, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о причинах неисполнения в установленный срок решения Ленинского районного суда г.Перми - согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г.. утвержденному Министром строительства и ЖКХ Пермского края, на территории Чердынского муниципального района строительство и регистрация жилых помещений в 2017г. не планируются. Сдача иных жилых помещений в <адрес> в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г. планируется в сентябре-декабре 2017г. Специализированный жилищный фонд на территории Пермского края не сформирован, указать точные сроки предоставления жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ и заключить с ней договор найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда невозможно.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 13).
В материалы дела в подтверждение доводов искового заявления представлен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством строительства и ЖКХ Пермского края и ООО «Торговый дом «Пермского завода теплоизоляционных изделий» на приобретение 60 жилых помещений в многоквартирном строящемся жилом доме в государственную собственность Пермского края, в том числе жилых помещений в доме по адресу: <адрес>, срок действия до 01.03.2018г. (л.д.24-28).
Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017 году, утвержденному министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 01.03.2017г., регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по государственным контрактам 2014-2016гг.) на территории Чердынского муниципального района Пермского края не планировалось, вместе с тем регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по государственным контрактам 2014-2016гг.) планировалось в г. Перми, г. Кудымкар (сентябрь-декабрь 2017г.).
Приказом Министерства строительства и ЖКХ Пермского края № № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> включено в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 21-23).
Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» № дс от ДД.ММ.ГГГГ гр.А. предоставлена квартира, общей площадью 34,5 кв.м., в том числе жилой площадью 15,4 кв.м., этаж 3 по адресу: <адрес> (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» и гр.А. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № дс (л.д. 15-17).
Согласно акту технического состояния и приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>119 ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» передано гр.А. (л.д. 18).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением решения суда.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
Истцом с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения решения Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения. Так, судом установлено, что в связи с отсутствием жилых помещений на территории Чердынского муниципального района, должнику предложено жилое помещение в г. Перми, на предоставление которого взыскатель согласилась, в связи с чем, должником предпринимались меры для обеспечения жильем на указанной территории, при этом согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017 году на момент исполнения решения суда жилых помещений специализированного жилого фонда на территории Чердынского муниципального района не имелось, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по государственным контрактам 2014-2016гг.) в г. Перми планировалось в сентябре-декабре 2017г. Государственный контракт на приобретение жилых помещений в строящемся доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, в том числе в г. Перми заключен 10.11.2016г.
При разрешении спора по существу суд принимает во внимание, что административный истец, не имея иных жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным решением суда, не имел фактической возможности передать квартиру взыскателю в более ранние сроки (в течение пяти рабочих дней после получения постановления о возбуждении исполнительного производства), кроме того, на момент осведомленности о возбуждении исполнительного производства (ДД.ММ.ГГГГ) административный истец (с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) был связан с застройщиком условиями государственного контракта, который был исполнен застройщиком и соответственно должником до предельного срока его исполнения. В разумные сроки после передачи квартиры административному истцу, он, организовал постановку квартиры на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, передачу квартиры в оперативное управление подведомственному учреждению (ГКУ ПК «Управление жилым помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда»), включил в специализированный жилищный фонд.
При таких обстоятельствах, учитывая период исполнения должником требований исполнительного документа, суд считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что должник по исполнительному производству проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для скорейшего надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие отсутствия жилых помещений на территории Чердынского муниципального района, иных, ближайших к месту жительств взыскателя, муниципальных образованиях Пермского края, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, административный истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем на стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ суд,
р е ш и л:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Федеральный судья: А.С. Еловиков