Судья ФИО2 Дело № 33-3572/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Сусловой Н.А., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Буткиной А.В.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В..
рассмотрела в судебном заседании 21 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года, по которому, с учетом определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2018 года об исправлении описки, постановлено:
Иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности садоводческого некоммерческого товарищества «Лазурное», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01.06.2018 г. (до начала возникновения потенциальной угрозы возникновения лесных пожаров) принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества «Лазурное», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., не возражавшего против продления срока для исполнения решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества «Лазурное», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний.
В обоснование иска указав, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории МО ГО «Сыктывкар» не обеспечена пожарная безопасность садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров, то есть расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. В нарушение противопожарных требований расстояния от границ застройки СНТ «Лазурное» до лесных насаждений меньше нормативного: фактически составляют 2 м, вместо предусмотренных 30 м. Поскольку обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, является обязанностью органов местного самоуправления, указанная обязанность подлежит возложению на Администрацию МО ГО «Сыктывкар», которая не исполняет её добровольно.
В судебном заседании помощник Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора на удовлетворении заявленного иска настаивала.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третьи лица, извещённые о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Также ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены по доводам апелляционной жалобы решения суда не находит.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 6 Устава МО ГО «Сыктывкар» граница единого муниципального образования городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией установлена Законом Республики Коми от 05.03.2015 № 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления Республики Коми".
Земельный участок, предоставленный для ведения садоводства СНТ «Лазурное» находится в границах МО ГО "Сыктывкар" и граничит с землями государственного лесного фонда.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.06.2017 № 267-р утвержден перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров, в который входит СНТ «Лазурное».
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 07.04.2016 № 4/913 утвержден перечень объектов экономики, оздоровительных учреждений и организаций (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар» и подверженных угрозе лесных пожаров, куда также входит СНТ «Лазурное».
Согласно представленным ОНД и ПР г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми от 20.11.2017 № 2958-2-7-11, по требованию прокурора от 07.11.2017 №07-07-2017 сотрудником ОНД и ПР г. Сыктывкара совместно со старшим помощником Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора 08.11.2017 и 10.11.2017 был осуществлен выезд и обследована территория СНТ «Лазурное» (м. Лемью), подверженного угрозе лесных пожаров. При обследовании выявлено, что противопожарное расстояние от хозяйственной постройки на территории дачного участка № 34 с восточной стороны общества до лесных насаждений составляет менее 30 м, по факту 2 м, чем нарушены требования подпункта «а» пункта 1 части 2 статьи 69, части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требования пожарной безопасности", п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Как следует из информации, представленной Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, в течение 2017 года администрация МО ГО «Сыктывкар» не обращалась в Минпром Республики Коми по вопросу создания минерализованных полос, противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов и товариществ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», подверженных угрозе лесных пожаров, до лесных насаждений. Документы по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов в целях создания минерализованных полос противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов и садоводческих товариществ, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», в Рослесхоз в 2017 году не направлялись.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции руководствовался положениями статей 6 и 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктами 8 и 10 части 1 статьи 16, пунктом 7 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, статьями 19 и 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктами 8, 10, 11, 26, 28 и 29 статьи 26 Устава администрации МО ГО «Сыктывкар, из анализа которых следует, что ответчик обязан принять меры к обеспечению пожарной безопасности СНТ «Лазурное», подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении заявления прокурора.
Указанные выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора по предъявленным требованиям, определен судом первой инстанции верно, указанные обстоятельства исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка.Доводы жалобы ответчика о том, что мероприятия по изменению границ зеленой зоны должно осуществлять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, так как администрация МО ГО «Сыктывкар» не является собственником земельного участка, в связи с чем у неё отсутствуют законные основания для осуществления на данном участке каких-либо мер по предупреждению лесных пожаров, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ дано понятие пожарной безопасности и требованиям пожарной безопасности.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу статьи 10 Федерального закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона «Технический регламент требований пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включает в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории; обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особо противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе заявителя о том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК должно быть привлечено к участию в деле в качестве соответчика не может быть принята во внимание.
Не является основанием для отмены решения и довод заявителя о том, что целевое назначение лесного массива не исследовалось, тогда как он является защитным, изменение которого недопустимо.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (ред. от 18.08.2016) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 15(1) указанных Правил установлено, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель, а также требований настоящего раздела.
При этом из пункта 15(2) данных Правил следует, что в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.
Таким образом, правомерность возложения на администрацию обязанности по принятию мер к обеспечению пожарной безопасности территории СНТ «Лазурное», с учетом приведенных норм, сомнений не вызывает, так как меры предупреждения принимаются вне зависимости от их целевого назначения.
Оспаривая законность постановленного судом решения, ответчик также указывает, на то, что судом не установлен реальный срок, в течение которого необходимо исполнить возложенные на нее обязанности по устранению нарушений в области противопожарной безопасности, указывая, что для реализации мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности требуются значительные временные затраты.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В мотивированной части решения указан срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено администрацией – 01.06.2018 (до начала возникновения потенциальной угрозы возникновения лесных пожаров).
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2018 года описка в части не указания данного срока в резолютивной части решения судом устранена.
Вместе с тем, в целях исполнения судебного акта, с учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание объем действий, которые надлежит выполнить ответчику, судебная коллегия считает необходимым уточнить решение суда и установить срок для исполнения обязанности, возложенной судом, до 1 июля 2019 года.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 февраля 2018 года, с учетом определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Уточнить решение суда в части установления срока для исполнения администрацией МО ГО "Сыктывкар" обязанности по принятию мер к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества «Лазурное» путем создания противопожарных расстояний, определив его до 01 июля 2019 года.
Председательствующий
Судьи