Решение по делу № 33-3484/2019 от 02.08.2019

    Судья Зайцев Э.Е.

    Поступило ... г.                                                            33-3484

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Улан-Удэ                                     02 сентября 2019 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В. и Васильевой С.Д., при секретаре Долонове Ц.Н.Б

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Горелова А.В. на решение Тарбагатайского районного суда РБ от 03 июня 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Горелова А.В., отказано.

    Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Тарбагатайский район», истец Горелов А.В. с учетом изменения предмета иска (л.д. ...) просил включить его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав, по этому основанию состоял на учете органа опеки и попечительства по месту жительства. С 2009 года проживал у своего брата Горелова Э.В., своего жилья не имеет. Ранее не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как у него не было свидетельства о рождении и паспорта, вел неблагополучный образ жизни. 29.10.2015 г. осужден к 5 годам лишения свободы. В 2016-2017 г. восстановил все документы, не успел встать на очередь, так как 02.10.2017 г. ему исполнилось 23 года.

В судебное заседание истец Горелов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика органа опеки и попечительства МО «Тарбагатайский район» Цибулько О.В. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ, заинтересованного лица ГБУ РСЦ «Семья» по доверенностям Жанчибон С.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в письменном отзыве просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо Акинфеев А.И. (дядя истца) суду пояснил, что истец приходится ему племянником, проживал с ним, истец собственного жилья истец не имеет.

Третье лицо Горелов Э.В. (брат истца) не явился, извещен надлежаще.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, в апелляционной жалобе выражает несогласие с постановленным решением суда, указывая на то, что он относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397. По неизвестным причинам, ни его опекун Горелов Э.В., ни орган опеки и попечительства Администрации района не обратились с заявлением о его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обращает внимание суда апелляционной инстанции, что узнал о своем праве на обеспечение жилым помещением от социального работника исправительного учреждения, в котором отбывает наказание по приговору суда. Самостоятельно встать на учет не мог, так как не было в наличии необходимых документов и документа, удостоверяющего личность. Автор жалобы полагает, что подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма.

В суде апелляционной инстанции Горелов А.В., принимавший участие посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Цыдыпова А.Э. возражала против отмены судебного решения.

    Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Проверив законность постановленного решения, судебная коллегия считает, что вышеназванным требованиям закона состоявшееся по делу судебное постановление не соответствует.

Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения, поскольку опекун истца до достижения Гореловым А.В. возраста 18-лет, ни сам Горелов А.В. после достижения совершеннолетия до достижения им возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о включении истца в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам специализированного найма в орган местного самоуправления либо в уполномоченный орган Республики Бурятия не обращались, необходимые документы не предоставляли. Истцу было рекомендовано обратиться с таким заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в уполномоченный орган исполнительный власти либо в орган местного самоуправления.

    Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.

Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы.

Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Из изложенного следует, что лицам указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений непосредственно в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из протокола судебного заседания от 29.04.2019 г. представитель органа опеки и попечительства МО «Тарбагатайский район» Цибулько О.В. исковые требования Горелова А.В. не признала, поясняя суду, что истец не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в личном деле отсутствует заявление Горелова А.В. или его опекуна о постановке на учет для получения жилого помещения по месту жительства (л.д....).

Из письменного отзыва представителя Министерства социальной защиты населения РБ и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» по доверенностям Жанчибон С.Б. следует, что они также не согласны с заявленными требованиями истца, поскольку Горелов А.В. обратился в суд с иском по достижении возраста 24 лет, тогда как законодателем для включения в Список для получения специализированного жилого установлен возрастной критерий от 18 до 23 лет (л.д....).

Из указанного следует, что ответчики не признавали исковые требования Горелова А.В., тем самым между сторонами имелся спор по поводу включения истца в Список для предоставления специализированного жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, в связи с чем какой-либо необходимости обращения в отдельном порядке Горелову А.В. с заявлением о включении в Список для получения специализированного жилого помещения, не имелось.

Как следует из материалов дела, Горелов А.В. родился 02.10.1994 г.

Согласно свидетельству о рождении его родителями являются Горелова Т.И. и Горелов В.П.

Решением Тарбагатайского районного суда от 10.05.2007 г. Горелова Т.И. лишена родительских прав в отношении дочери Гореловой Н.В. и сына Горелова А.В.

Заочным решением Сретенского районного суда Читинской области от 24.08.2007 Горелов В.П. лишен родительских прав в отношении дочери - Гореловой Н.В., ... г.р. и сына - Горелова А.В., ... г.р.

Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 09.06.2007 № ... Горелов Э.В. назначен опекуном над несовершеннолетним братом Гореловым А.В.

В соответствии со справкой Администрации МО «Тарбагатайский район» от 21.12.2018 г. Горелов А.В. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 08.12.2007 г. по 28.05.2012 г. Горелов А.В. обучался в ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

С 2012 г. по 2015 г. Горелов А.В. обучался в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса».

Приговором Гусиноозерского городского суда РБ от 29.10.2015 г. Горелов А.В. признан виновным и осужден по <...> с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В момент подачи иска и в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по РБ.

Из справки Администрации МО СП «Тарбагатайское» следует, что Горелов А.В. имеет регистрацию по адресу: <...>.

До приговора суда проживал в <...>.

Собственником жилого дома по адресу: <...> является дядя истца - Акинфиев А.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12.03.2009 г.

Также следует, что постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 18.01.2012 № 23 за несовершеннолетним Гореловым А.В. закреплена жилая площадь по адресу: <...>.

Вместе с тем, как следует из материалов дела жилое помещение по адресу: <...> на каком-либо праве истцу не принадлежало, как не принадлежало данное жилое помещение родителям истца. В связи с чем закрепление данного жилого помещения за несовершеннолетним Гореловым А.В. было произведено незаконно.

В настоящее время, Горелов А.В. жилого помещения в собственности не имеет. Не имеет жилого помещения Горелов А.В. и каком-либо ином праве.

Таким образом, истец до достижения возраста 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В суд Горелов А.В. обратился с указанным иском по достижении возраста 24 лет.

Из материалов дела следует, что истец получил паспорт 26.05.2016 г., повторное свидетельство о рождении было выдано ему 29.08.2017 г., необходимые справки для предъявления иска в суд в ноябре-декабре 2018 г.

С учетом того, что Горелов А.В. до достижения возраста 23 лет отбывал наказание по приговору суда в исправительном учреждении, администрацией Тарбагатайского района 18.01.2012 г. неправильно было вынесено постановление о закреплении за Гореловым жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Акинфееву А.И., Гореловым собраны необходимые документы в 2017-2018 годах, судебная коллегия находит причины срока для обращения с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, уважительными.

Так, согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, относится к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. При этом согласно п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители также обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Устанавливая опекунство и имея сведения о том, что Горелов А.В. отнесен к числу детей, оставшихся без попечения родителей, ни органами опеки и попечительства, ни опекуном Гореловым Э.В. в период до достижения истцом возраста 18 лет не было предпринято мер по принятию его на учет для обеспечения жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. При этом, как уже было указано выше, в 2012 г. установлен факт нарушений жилищных прав Горелова А.В. в части незаконного закрепления за ним жилого помещения, принадлежащего на праве собственности другому лицу.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

По мнению судебной коллегии истец не может нести ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, опекуна, учитывая, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, он являлся несовершеннолетним.

При указанных обстоятельствах истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.

Также коллегия учитывает, что Горелов обратился в суд с иском в феврале 2019 г., с момента достижения им возраста 23 лет до обращения в суд с настоящим иском, прошло незначительное время. До достижения возраста 18 лет Горлелов А.В. относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на социальные гарантии, предусмотренные вышеуказанным законодательством.

В период рассмотрения дела вступило в законную силу постановление Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397, которым утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

В соответствии с указанными Правилами в список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Принимая во внимание представленные по данному делу доказательства, нуждаемость истца в жилом помещении, а также то, что Горелов А.В. в соответствии с законодательством Российской Федерации имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 предусмотрена возможность предоставления специализированного жилого помещения таким лицам, достигшим возраста 23 лет, уважительные причины несвоевременной постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия считает, что иск Горелова А.В. подлежал удовлетворению.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тарбагатайского районного суда РБ от 03 июня 2019 года отменить.

Постановить новое решение.

Исковые требования Горелова А.В. удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия включить Горелова А.В., ... г.р., ур. г. Сретенска Сретенского района Читинской области в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением по договору специализированного жилищного найма.

    Председательствующий:                        В.А.Иванова

    Судьи:                                        С.Д.Васильева

                                            Ц.В.Дампилова

33-3484/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Горелов Александр Викторович
Ответчики
ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья"
орган опеки и попечительства Администрации МО "Тарбагатайский район"
Министерство социальной защиты населения РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Васильева Светлана Данзановна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
02.09.2019Судебное заседание
09.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2019Передано в экспедицию
02.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее