Судья Струкова О.А. Дело № 33-1585/2023 (№2-1858/2022)
25RS0003-01-2022-001115-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Мельниковой О.Г.,
судей Пономаревой М.Ю., Семенцова А.О.,
при секретаре Поповой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тищенко С. В. к администрации г. Владивостока об изменении статуса жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца Тищенко С.В. на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 04 октября 2022 года,
заслушав доклад судьи Пономаревой М.Ю., пояснения представителя истца Тищенко С.В. – Щуровой О.В., представителя ответчика Филатову М.А.,
установила:
Истец обратился в суд, указав, что на основании договора дарения от 27.04.2021, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно техническому паспорту <адрес> в <адрес> является одноэтажным жилым домом, 1959 года постройки без водоснабжения и канализации. Дом расположен на земельном участке по фактическому землепользованию площадью 937 кв.м, в территориальной зоне Ж-2. Согласно сведениям Управления Росреестра, <адрес>, является многоквартирным домом, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Согласно технической документации и сведениям Управления Росреестра, в указанном жилом доме расположены 4 квартиры: <адрес> принадлежит на праве собственности Соколову Н.Н., <адрес> - Швед M.JL, <адрес> - Романчуку А.С. Между собственниками сложился определенный порядок пользования земельным участком, прилегающим к дому. Все четыре квартиры изолированы друг от друга, каждый из собственников самостоятельно несет бремя содержания своих квартир. В доме отсутствуют помещения, не являющимися частями квартир и предназначенные для обслуживания более одной квартиры. Части жилого дома имеют обособленные коммуникации, позволяющие эксплуатировать его владельцам своих частей дома самостоятельно и автономно. Статус дома как многоквартирного не отвечает тем критериям, которые определены жилищным законодательством: в доме отсутствуют помещения общего пользования. Все четыре квартиры отвечают признакам части жилого дома, представляют собой часть здания - жилого дома блокированной застройки. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> представляет собой часть жилого дома в блокированном жилом доме, состоящем из 4-ех блоков; предназначена для проживания 1 семьи; состоит из одной жилой комнаты, кухни и тамбура. Указанные помещения изолированы от помещений других блоков внутренней глухой стеной без проемов; не имеют доступ в помещения соседней квартиры. Также спорная квартира не оснащена централизованными сетями инженерного обеспечения (водоснабжение, водоотведение, отопление), имеет самостоятельную систему отопления (печь на твердом топливе); подключена к общегородским сетям энергоснабжения, имеет самостоятельную систему учета, для чего устроен отдельный прибор контроля и учета электрической энергии. Несоответствие назначения здания и вида жилого помещения существенно нарушает права истца - собственника здания на исключительное право на приватизацию земельного участка в частную собственность. Кроме того, в соответствии с ПЗЗ на территории Владивостокского городского округа - территории яЖ-2 является зоной застройки малоэтажными жилыми домами, а также блокированная жилая застройка. Истец обращался в администрацию города с заявлением о внесении изменений в вид разрешенного использования объекта капитального строения. Администрация уклонилась от разрешения данного вопроса.
Просил изменить назначение здания, расположенного по адресу: <адрес> с «многоквартирного» на «жилой дом». Изменить вид принадлежащего истцу жилого помещения - <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, признав её одноквартирным жилым домом в составе дома блокированной застройки. Внести изменения в сведения ЕГРН в отношения здания с кадастровым номером №, в графе «назначение» с многоквартирного дома на жилой дом. Внести изменения в сведения ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером № в «виде» жилого помещения с «квартиры» на «жилой блокированной застройки».
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель администрации г. Владивостока возражал против заявленных требований, пояснил, что согласно сведениям Управления Росреестра по ПК спорный дом является многоквартирным. Иск направлен на обход установленного законодательством порядка изменения назначения объекта, состоящего на кадастровом учете.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Первореченского районного суда г. Владивостока от 04.10.2022 года исковые требования Тищенко С. В. к Администрации г. Владивостока об изменении статуса жилого помещения оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился истец, его представителем Щуровой О.В. подана апелляционная жалоба, просит отменить решение суда по доводам жалобы, аналогичным правовой позиции истца, выраженной в суде первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции представитель истца на доводах жалобы настаивала.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции возражала по доводам жалобы.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещен, ходатайств о личном участии не заявлял.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения в силу следующего.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего спора такие нарушения не допущены.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тищенко С.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес> в <адрес>.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Приморскому краю объект недвижимости - квартира с кадастровым номером № имеет статус «ранее учтенный», был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации с сайта Росреестра по Приморскому краю здание с кадастровым номером № по <адрес> в <адрес> является многоквартирным домом 1959 года постройки и состоит из четырех квартир, включая <адрес>, принадлежащую истцу на праве собственности.
15.06.2018 Управлением Росреестра по Приморскому краю зарегистрировано право общей долевой собственности Соколовой У.Н., Соколова Н.Н. (по ? доли за каждым) на объект недвижимости: 2-комнатная квартира, назначение: жилое, площадь 35, 2 кв.м, кадастровый №, адрес: н. Владивосток, <адрес>.
28.01.2014 зарегистрировано право собственности Швед M.Л. на объект недвижимости: часть жилого дома (квартира), назначение: жилое, площадь 23,2 кв.м, кадастровый номер 25:28:000000:37842, адрес: г. Владивосток, ул. Снеговая, 143-2.
03.02.2014 зарегистрировано право собственности Романчук А.С. на объект недвижимости: 2-комнатная квартира, назначение: жилое, площадь 33,2 кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>3.
Согласно заключению ООО «Приморский экспертно-правовой центр» №244/10 от 14.10.2021, исследуемый объект - часть жилого дома, по адресу: <адрес>, расположен в блокированном жилом доме, состоящим из 4-х блоков, каждый их которых расположен на отдельном земельном участке и предназначен для проживания одной семьи; <адрес> состоит из следующих помещений: жилая комната, кухня, тамбур; данные помещения изолированы от помещений других блоков внутренней глухой стеной без проемов, не имеют доступа в помещения соседней квартиры, т.е. не являются проходными, конструктивное исполнение стен обеспечивает возможность исключения доступа в помещения <адрес> третьих лиц; часть жилого дома расположенная по адресу: <адрес> имеет собственный фундамент, изолированный от фундаментов соседней квартиры; изолирован от помещений соседней квартиры внутренними глухими стенами, выполненными из бруса; не имеет общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций принадлежащих другим блокам, а также не имеет помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; часть жилого дома расположенный по адресу: <адрес>4 имеет свой самостоятельный вход, который с целью защиты помещений от внешнего шума и энергосбережения осуществляется через тамбур, имеет свой самостоятельный выход на прилегающий участок, входная дверь расположена со стороны фасада дома с выходом на прилегающий земельный участок; часть жилого дома расположенный по адресу: <адрес> не оснащена централизованными сетями инженерного обеспечения (водоснабжение, водоотведение, отопление), имеет самостоятельную систему отопления (печь на твердом топливе), подключена к общегородским сетям электроснабжения, имеет индивидуальную систему учета, для чего устроен отдельный прибор контроля и учета электрической энергии.
Из технического паспорта на жилой <адрес> в <адрес> следует, что спорный жилой дом с кадастровым номером 25:28:000000:14332, 1959 года ввода в эксплуатацию общей площадью 116,2 кв.м, число этажей 1, число квартир 4, имеет следующие конструктивные элементы: фундамент бутовый ленточный, наружные внутренние капитальные стены - рубленные из бруса, перекрытия - деревянные отепленные, крыша - 2-х скатная шифер, полы - дощатые, печное отопление, электроосвещение - скрытая проводка. Кроме того, указано на наличие двух пристроек и террасы.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Согласно части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Исходя из вышеизложенных норм права, отличие жилого дома от многоквартирного состоит в том, что в жилом доме отсутствуют квартиры, в нем есть только комнаты, в то время как в многоквартирном доме расположены как минимум две квартиры.
Частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2016 г. № 725/пр, блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Разрешая спор, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, установленные по делу фактические обстоятельства, исходя из того, что спорный объект - жилой <адрес>, имеет элементы общего имущества, расположен на одном земельном участке, имеет четыре изолированные жилые квартиры, в <адрес> не имеется внутренних проемов, позволяющих проникнуть в соседнюю квартиру, указанная квартира имеет отдельный выход на улицу, обеспечивающий возможность прямого доступа к помещениям общего пользования (земельному участку), соответственно данный жилой дом отвечает всем признакам многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, подробно мотивированы с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам правовой позиции истца, выраженной в суде первой инстанции, не влекут отмену решения суда, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленным сторонами доказательств, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, вследствие чего не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для иной оценки спорных правоотношений не имеется.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.03.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░