ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2021 г. №3а-7/2021
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Малыгиной Александре Ильиничне,
с участием в деле:
административного истца – Кланщаковой Надежды Александровны, ее представителя Конакова Егора Аркадьевича,
административного ответчика – Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия),
административного ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2021 г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Кланщаковой Н.А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,
установил:
Кланщакова Н.А., через своего представителя Конакова Е.А., обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью 2003 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – предпринимательство, для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, установленной по состоянию на 6 ноября 2019 г. в размере 10107458,48 рублей.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12 ноября 2020 г. <№> подготовленным оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «РАНЭО» – членом саморегулируемой организации оценщиков, Ассоциации «Русское общество оценщиков» А.Д.Н., по состоянию на 6 ноября 2019 г. в размере 4 318 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что поскольку она является собственником указанного земельного участка, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец полагает, что её права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной их рыночной стоимости.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия представило письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что является ненадлежащим ответчиком, так как Управлением оценка объекта недвижимости с кадастровым номером <№> не осуществлялась. Результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости Управление не утверждало.
Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» письменно уведомило суд, что не возражает относительно удовлетворения административного иска, не имеет возражения относительно представленного отчета оценщика.
В судебное заседание административный истец Кланщакова Н.А., представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. При этом, от представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» и заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Кланщаковой Н.А. - Конакова Е.А., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с требованиями статьи 62 КАС Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющегося составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктами 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 66 ЗК Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №1555-О, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон №135-ФЗ) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно абзацу второму статьи 24.18 Закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Судом установлено, чтокадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 6 ноября 2019 г. филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Мордовия, что следует из представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Мордовия информации от 9 декабря 2020 г. <№>.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом достоверность установленной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и законность ее утверждении, порядок внесения сведений о нем в ЕГРН, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, правообладателем спорного объекта недвижимости, с кадастровым номером <№> с 6 ноября 2019 г. является Кланщакова Н.А.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН, содержащей сведения о характеристиках объекта недвижимости, и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость, является 6 ноября 2019 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН № <№>.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет оценщика об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12 ноября 2020 г. <№>, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 6 ноября 2019 г. составляет 4 318 000 рублей.
Судом установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка соответствует требованиям Закона №135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. №611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. Выводы оценщика отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. Оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, Ассоциации «Русское общество оценщиков», имеет соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, его гражданская ответственность застрахована. Выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12 ноября 2020 г. <№>, соответствующего требованиям статей 11, 17.1 Закона №135-ФЗ, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке статей 62, 63, 247 КАС Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Довод представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Ионова С.А., изложенный в письменном заявлении, о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка повлечет сокращение налоговых поступлений в местный бюджет, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости прямо предусмотрена законом.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость спорного земельного участка в вышеназванном размере по состоянию на юридически значимую дату, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 ноября 2019 г., подлежат удовлетворению в заявленном ей размере.
Исходя из предмета заявленного спора и положений действующего законодательства об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в результате индивидуальной оценки, Правительство Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия являются ненадлежащими ответчиками по делу, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований к ним суд отказывает.
Правила статьи 24.20 Закона №135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28, в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК Российской Федерации).
В пункте 28 указанного Постановления Пленума разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статей 5 НК Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в силу Федеральным закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период. Согласно части 3 статьи 6 указанного закона рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с частью 4 указанной статьи, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Принимая во внимание, что административный истец обратился в Верховный Суд Республики Мордовия 30 ноября 2020 г. следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, в размере рыночной стоимости по состоянию на 6 ноября 2019 г., применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Кланщаковой Надежды Александровны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 6 ноября 2019 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером <№>, относящегося к землям населенных пунктов, общей площадью 2003 кв.м., с видом разрешенного использования: предпринимательство, для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу: <адрес> в сумме 4318000 (четыре миллиона триста восемнадцать тысяч) рублей.
Датой подачи заявления административного истца Кланщаковой Надежды Александровны о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 30 ноября 2020 г.
Отказать в удовлетворении административного иска Кланщаковой Надежды Александровны к Правительству Республики Мордовия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Мотивированное решение изготовлено 22 января 2021 г.