88-5235/2021
2-816/2020
25RS0008-01-2020-001645-96
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И.,
судей Панфиловой Л.Ю., Старовойт Р.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качесовой Е.С. к КГУП «Примтеплоэнерго», Лесозаводскому филиалу КГУП «Примтеплоэнерго», тепловому району «Дальнереченский» об обязании произвести перерасчет за излишне выставленную услугу и прекращении начисления за услугу, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Качесовой Е.С. на решение Дальнереченкого районного суда Приморского края от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав пояснения представителя КГУП «Примтеплоэнерго» Роминской Е.П., полагавшей решения судов законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Качесова Е.С. обратилась с иском указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В 2005 году данное жилое помещение было отключено от централизованного отопления и в дальнейшем его отопление происходило за счет использования альтернативных источников. КГУП «Примтеплоэнерго» было уведомление об отключении, представителем Учреждения составлен соответствующий акт. В период с июля 2015 года по февраль 2020 года КГУП «Примтеплоэнерго» счета за отопление истцу не выставляло. В 2019 года КГУП «Примтеплоэнерго» стало выставлять счета на оплату за теплоэнергию на общедомовые нужды, которые оплачивались истицей в полном объеме. Вместе с тем, с февраля по май 2020 года истцу были выставлены счета на сумму 6906,11 рублей на оплату отопления жилого помещения. Истец считает, что ответчиком неправомерно произведено начисление и выставление счета за услугу по теплоснабжению квартиры, поскольку фактически данная услуга оказана не была. Кроме того, договор теплоснабжения на указанную квартиру расторгнут еще 28.07.2005 г., следовательно, оснований для начисления платежей не имеется. Просит суд обязать КГУП «Примтеплоэнерго» произвести перерасчет за излишне выставленную услугу «теплоснабжение» по лицевому счету № по квартире по адресу: <адрес> сумме 6906,11 рублей за период с февраля по май 2020 года. А также прекратить начисления по указанному лицевому счету, в связи с отключением квартиры от централизованного теплоснабжения и фактическим расторжением договора теплоснабжения с 28.07.2005 г. Взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» в ее пользу компенсацию морального вреда 5000 рублей.
Решением Дальнереченского районного суда Приморского края от 26.11.2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16.02.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Качесова Е.С. просит об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции. Настаивает на отсутствии между ней и ответчиком договорных отношений, в связи с чем, предоставление ей услуги, без ее согласия, является неправомерным. Кроме того, услуга по оказанию ей теплоснабжению оказана не была, поэтому оснований для взимания с нее оплаты не имеется.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении гражданского дела судом допущено не было.
В соответствии со ст. 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента возникновения права собственности на жилое или нежилое помещение граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом плата за жилое (нежилое) помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
При разрешении гражданского дела судом первой инстанции установлено, с 15.10.2002 г. Качесова (Проскурина) Е.С. является собственником <адрес>.
Теплоснабжение указанного многоквартирного дома осуществляет КГУП «Примтеплоэнерго» Лесозаводский филиал, тепловой район «Дальнереченский».
10.06.2005 г. Качесова Е.С. обратилась в филиал «Дальнереченский» с заявлением об отключении указанной квартиры от общей системы теплоснабжения.
Данное заявление рассмотрено, ответом № от 15.06.2005 г. Качесовой Е.С. разъяснено, что отключение квартиры от отопления делается собственником жилья. После проведения работ по отключению от отопления квартиры т/изоляции стояков необходимо обратиться с соответствующим заявлением для составления акта. С момента составления акта договор теплоснабжения квартиры будет считаться расторгнутым.
Из акта от 28.07.2005 г., подписанного инженером филиала «Дальнереченский» КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО6 следует, что <адрес> отключена от отопления: радиаторы сняты, стояки закольцованы и теплоизолированы. В квартире установлен автономный обогрев.
В период с июля 2005 г. по февраль 2020 г. квитанции по оплате за тепловую энергию КГУП «Примтеплоэнерго» на квартиру истца не выставлялись. Обратное не установлено.
На основании платежных документов за период с февраля по май 2020 г. истцу произведен перерасчет платы за отопление, выставлено к оплате 6906,11 рублей.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Жилищного Кодекса РФ и Гражданского Кодекса РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая во внимание данные технического паспорта жилого помещения, согласно которым, <адрес> имеет центральное отопление. Сведений о том, что указанный многоквартирный жилой был отключен от центрального отопления, перешел на иной вид отопления не имеется. Согласно акту от 12.10.2019 г. жилой <адрес> подключён к системе теплоснабжения на зимний период 2019-2020 гг., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Качесовой Е.С.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанции судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции согласна.
Доводы кассационной жалобы Качесовой Е.С. законность и обоснованность вынесенных судебных актов не опровергают, фактически направлены на повторное исследование обстоятельств, переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст, «многоквартирный дом» - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Учитывая, что отключение от централизованной системы теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен при определении объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды, право потребителя на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано только при соблюдении определенных условий и процедур.
Освобождение истца от платежей за отопление по причине самовольного демонтажа отопительных приборов, в отсутствие на то разрешения компетентных органов, противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие нарушений, которые применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, суд находит кассационную жалобу подлежащей отклонению за необоснованностью.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 26 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Качесовой Е.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: