Дело № 2а-1-48/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при секретаре Волковой О.М.,
с участием представителя административного истца Кочеткова И.Н., представителя административных ответчиков Кирюхиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Поляковой Т. А. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Вольского муниципального района Саратовской области об обжаловании действий,
установил:
Полякова Т.А. обратилась в Вольский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление органа местного самоуправления, указывая, что 13.04.2017 года подала в администрацию Вольского муниципального района Саратовской области заявление с просьбой принять её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с проживанием в помещении, признанном непригодным для проживания. Постановлением администрации ВМР № 1861 от 09.08.2017 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, а именно, 5 лет со дня совершения Поляковой Т.А. действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий. В октябре 2017 года истица обратилась в администрацию с заявлением с просьбой разъяснить, какие действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий она совершила. Ответчик письмом № от 23.10.2017 г. сообщил, что согласно сведениям ЕГРН истица являлась собственником жилых домов с дворовыми строениями и земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>А, и <адрес>. Полагает, что данное постановление администрации является незаконным, так как согласно ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из разъяснений, данных определением Конституционного Суда РФ и Пленумом Верховного Суда РФ поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Истица полагает, что её действия, связанные с отчуждением двух объектов недвижимого имущества, являются лишь реализацией прав собственника. Полякова Т.А. указывает, что совершение сделок по дарению объектов недвижимости своим близким родственникам, было связано с тяжелым материальным положением и невозможностью оплаты за коммунальные услуги по ним, при этом, совершение сделок не было связано с техническим состоянием дома, в котором она проживала и о состоянии которого она не знала.
В связи с чем Полякова Т.А. просит признать незаконным постановление администрации Вольского муниципального района Саратовской области № от 09.08.2017 года и разъяснение, содержащееся в письме администрации Вольского муниципального района Саратовской области № от 23.10.2017 г.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца в качестве административного ответчика была привлечена общественная комиссия по жилищным вопросам администрации Вольского муниципального района Саратовской области и истец просил признать решение, принятое протоколом от 09.08.2017 года, которым рекомендовали Главе администрации Вольского муниципального района отказать в принятии Поляковой Т.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным.
Административный истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца по доверенности Кочетков И.Н. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные по содержанию исковому заявлению.
Представитель ответчиков по доверенности Кирюхина В.В. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, указывая, что в соответствии со ст. 4.2. Закона Саратовской области от 20 апреля 2005 года « 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам отказывается в случае, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ. Заявителем не было предоставлено документов, что у него есть собственность, в связи с чем администрацией был сделан запрос в Росреестр, и по Выписке было видно, что истица продала два жилых дома. Раньше в собственности у административного истца были жилое помещение по адресу: пос. Большевик, дом № 50, квартира № 19, в 2016 году она передала его органу местного самоуправления в собственность, потом заключила договор социального найма на это жилое помещение. Согласно договору у неё норма жилой площади приходящейся на 1 человека выше учетной нормы 33 кв.м. и при необходимости 14 кв.м. При этом полагала, что истцом пропущен срок на обжалование данного постановления администрации Вольского муниципального района, так как о вынесенном решении она узнала в августе 2017 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено из материалов дела, Полякова Т.А. обратилась в администрацию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (жилое помещение непригодно для проживания).
Постановлением администрации от 09 августа 2017 года № на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ и статей 4 Закона Саратовской области
№ 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» административного регламента» Поляковой Т. А., проживающей по адресу: <адрес> принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса РФ, а именно пять лет со дня совершения Поляковой Т.А. действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий. /л.д. 144/.
Из пояснений представителя административного истца следует, что вышеуказанное постановление или уведомление администрации о принятом решении получено не было, в связи с чем Полякова Т.А. вновь обратилась в администрацию с заявлением, письмом ей было сообщено, что постановлением администрации Вольского муниципального района от 09.08.2017 года № ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, так как ей были совершены действия, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, а именно, отчуждением жилых домов с дворовыми строениями и земельными участками по адресам: <адрес>А, и <адрес>.
Суд не может принять доводы стороны ответчика о пропуске срока давности обращения в суд административного истца. Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Из объяснений представителя административного истца следует, что об оспариваемом постановлении истица узнала только в октябре 2017 года, когда на ее обращение пришло письмо от 23.10.2017 года. Доказательств того, что об оспариваемом постановлении истица узнала ранее, в суд предоставлено не было. Учитывая, что истица обратилась в суд 28 ноября 2017 года, суд приходит к выводу, что срок обращения административного истца в суд не пропущен и заявленные требования в указанной части подлежат рассмотрению по существу.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд исходит из того, что жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом, к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а также соблюдения условий позволяющих состоять на учете в качестве нуждающихся.
В соответствии со ст. 54 Жилищного Кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается так же в случае если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 53 Жилищного Кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ.
Согласно положениям п. 3.5 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденного постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 63 от 14.01.2016 года решение по поданному заявлению принимается руководителем органа местного самоуправления, который и подписывает подготовленный проект решения (распоряжения, постановления), а при его отсутствии - лицом его замещающим.
Из изученных материалов дела следует, что решение принято Главой Вольского муниципального района, являющегося руководителем органа местного самоуправления, то есть, уполномоченным должностным лицом, в пределах компетенции, нарушений процедуры принятия решения должностными лицами допущено не было, при этом в постановлении указаны основания отказа со ссылкой на положения Жилищного Кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежали жилые дома с дворовыми строениями, расположенные по адресам: <адрес>А, и <адрес>.
Договором дарения недвижимости от 29.12.2014 года Полякова Т.А. подарила дочери Л.Н.А. земельный участок с расположенным на нем одноэтажным жилым домом с подземным этажом и дворовыми строениями, расположенными по адресу: <адрес> А. /л.д. 17/.
Договором дарения недвижимости от 29.01.2016 года Полякова Т.А. подарила внуку Л.Д.А. земельный участок с расположенными на нем одноэтажным жилым домом с подземным этажом и дворовыми строениями, расположенными по адресу: <адрес>. /л.д. 15-16/.
Кроме того, истице на праве собственности принадлежала <адрес>, которая 13 апреля 2016 года на основании заявления Поляковой Т.А. в соответствии с положениями ст. 9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» была передана в собственность администрации Вольского муниципального района Саратовской области и с истицей был заключен договор социального найма квартиры. /л.д. 168-169/.
Таким образом, из изученных материалов дела следует, что на момент рассмотрения заявления Поляковой Т.А. не истек пятилетний срок, предусмотренный 53 Жилищного Кодекса РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом суд не может согласиться с доводами стороны истца о том, что отчуждение на основании договоров дарения жилых домов, не являлось ухудшением жилищных условий, а являлось лишь действиями собственника по распоряжению принадлежащему ему имуществу.
Из материалов дела следует, что на момент дарения квартиры своим близким родственникам (дочери и внуку) Полякова Т.А. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояла и не могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, так как в собственности административного истца имелась квартира и два жилых дома, в которых она имела возможность проживать.
Кроме того, при наличии вышеуказанного имущества истица не могла быть признана малоимущей, что является обязательным основанием для признания гражданина нуждающимся в получении жилых помещений.
Так же суд не может согласится с доводами, что Полякова Т.А. не знала о техническом состоянии <адрес>. Из технического заключения, проведенного ООО «Институтом «Саратовоблпроект» по заявлению и за счет жителей данного дома (в том числе, и Поляковой Т.А.) следует, что <адрес> здание построено в 1987 году и все несущие конструкции дома и квартир отслужили свой нормативный срок и в настоящее время находятся в ветхом состоянии с аварийным состоянием частей конструкций дома. При этом учитывая, что Полякова Т.А. самостоятельно обращалась для проведения технического обследования, следовательно, ей было известно о техническом состоянии дома.
В связи с изложенным, оснований для признания незаконным постановления администрации Вольского района Саратовской области № от 09.08.2017 года и разъяснения, содержащегося в письме администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.10.2017 года не имеется.
Рассматривая требования о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Вольского муниципального района Саратовской области, принятое протоколом от 09.08.2017 года, суд исходит из следующего.
Положение об общественной комиссии по жилищным вопросам (далее по тексту Положение), утверждено постановлением администрации Вольского муниципального образования Саратовской области № 1428 от 04.08.2005 года. /л.д. 153-154/.
Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации Вольского муниципального образования создана в целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, признания равенства участников жилищный отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. (п. 1.1 Положения). Согласно п. 2.1 Положения комиссия наделяется полномочиями принимать решения рекомендательного характера в сфере жилищных правоотношений, в соответствии с законодательством. Одним из вопросов, рассматриваемых комиссией на заседании является принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 2.2 Положения).
Согласно п. 3.3. Положения все решения комиссии принимаются открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих на момент проведения заседания членов комиссии и оформляются протоколами. Протокол ведется секретарем комиссии. В протоколе заседания в обязательном порядке фиксируются: дата заседания комиссии; фамилии присутствующих членов комиссии на момент начала заседания, повестка дня, результаты голосования и принятые решения по каждому заседанию в отдельности.
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 07.10.2014 года № 3408 утвержден состав общественной комиссии по жилищным вопросам. /л.д. 155/.
Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 09.08.2017 года, рассмотрев заявление Поляковой Т.А., рекомендовали Главе Вольского муниципального района отказать Поляковой Т.А. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в муниципальном образовании город Вольск. /л.д. 176/.
Решение было принято комиссией в соответствии с Положением в пределах предоставленной компетенции, на заседании комиссии присутствовало 6 членов комиссии из 7-ми утвержденных Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 07.10.2014 года № 3408, при этом решение было принято членами комиссии единогласно. Протокол комиссии оформлен в соответствии с требованиями Положения и подписан председателем и секретарем комиссии. Каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии решения допущено не было, не указано на данные обстоятельства и стороной истца.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Вольского муниципального района Саратовской области, оформленное протоколом от 09.08.2017 года, незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 09.08.2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 09.08.2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░