Решение по делу № 2-2776/2024 от 24.07.2024

Дело ..............

УИД: 26RS0..............-73

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

03 сентября 2024 года ..............

Минераловодский городской суд в составе

председательствующего судьи Гориславской Ж.О.,

при секретаре ФИО5,

С участием:

Истца ФИО3,

Представителя истца, действующего на основании ордера, адвоката ФИО6,

Представителя ответчика, действующего на основании доверенности, ФИО8,

3-го лица ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .............. о признании права на назначение социальной пенсии по потере кормильца, начислении пенсии по потере кормильца с даты возникновения права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .............. о признании права на назначение социальной пенсии по потере кормильца, начислении пенсии по потере кормильца с даты возникновения права, в обоснование которого указал, что .............. он обратился в ОФПСС Российской Федерации по .............. с заявлением о назначении социальной пенсии по потере кормильца и решением .............. от .............. ему отказано в назначении социальной пенсии в связи с отсутствием права.

С решением об отказе в назначении социальной пенсии он не согласен по следующим основаниям.

ФИО3, .............. года рождения, имеет право на назначение социальной пенсии по достижении возраста 55 лет.

Сын истца - ФИО2, .............. года рождения, заключил соглашение с ОО «Редут» и проходил службу в ДРШБр «Ветераны» Добровольческого корпуса (в/часть 71474) в зоне проведения Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (СВО) участвуя в боевых действиях, выполняя задачи по обеспечению территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. Также, его сын ФИО2 добровольно заключил контракт о прохождении службы в ОДШБр «Ветераны», зачислен в списки личного состава бригады и находился в зоне проведения Специальной военной операции, участвуя в боевых действиях, выполняя задачи по обеспечению территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

Факт исполнения обязанностей службы по контракту о пребывании в добровольческом формировании подтверждается справкой ОДШБр «Ветераны» .............. от .............. в том, что Отдельная добровольческая штурмовая бригада «Ветераны», является добровольческим формированием, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от 31. 05. 1996 г. ..............- ФЗ «Об обороне» и в состав добровольческого формирования входят граждане Российской Федерации, добровольно в него поступившие, а также военнослужащие, направленные Министерством обороны Российской Федерации.

.............. сын истца ФИО2 героически погиб на боевом задании в районе Авдеевка ДНР при исполнении служебного долга.

В соответствии с п. 4.1 ч. 3 ст. 8 Закона №166-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются родители граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, погибших (умерших) в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья ( ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, если они достигли возраста 55 и 50 лет.

Просит признать за ФИО3, .............. года рождения, право на назначение социальной пенсии по потере кормильца, начисляя социальную пенсию по потере кормильца с даты возникновения права – ...............

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФИО7

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представителя ответчика ФИО8 исковые требования не признала, просила в иске отказать, представила письменные возражения, из которых следует, что в соответствии с п.3.1 ч.3 ст.3 Федерального закона от .............. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ), право на социальную пенсию имеют родители граждан, пребывавшим в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ, и любая другая пенсия, установленная, в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В соответствии с п.4.1 ч.3 ст.8 Федерального закона № 166-ФЗ, нетрудоспособными членами семьи признаются родители граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ст.2 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом № 166-ФЗ, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при пребывании в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от .............. №61-ФЗ «Об обороне» (далее - Федеральный закон №61-ФЗ), в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 166-ФЗ граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях, - граждане Российской Федерации, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании.

Согласно п.1 ст.22.1 Федерального закона №61-ФЗ добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.22.1 Федерального закона №61-ФЗ в состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации (военнослужащие и сотрудники, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Пунктом 5 ст.22.1 Федерального закона № 61-ФЗ предусмотрен порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, а также порядок заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовая форма контракта, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от .............. .............. «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключение из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта» (далее - Приказ ..............).

Приказ .............. регламентирует вопросы поступления граждан, не находящихся на военной службе, изъявивших желание поступить в добровольческое формирование, путем подачи заявления в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (п. 2 Приложения ..............).

Согласно п.6 ст. 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Пунктом 10 ст.22.1 Федерального закона №61-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.

Таким образом, для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семей, пребывавших в добровольческих формированиях, необходимо подтверждение факта исполнения обязанностей службы по контракту пребывания в добровольческом формировании.

Ссылка истца на то, что справка от .............. .............., выданная ОДШБр «Ветераны» подтверждает факт исполнения ФИО2 обязанностей службы по контракту о пребывании в добровольческом формировании не состоятельна, так как в данной справке указано, что ФИО2 заключил контракт о прохождении службы в ОДШБр «Ветераны».

Иных доказательств, которые могут подтвердить исполнение обязанностей ФИО2 службы по контракту о пребывании в добровольческом формировании истцом не представлено.

На запрос Отделения СФР по СК от .............. .............., направленный Военному комиссару городов Минеральные Воды, Железноводск и .............. поступил ответ от .............. .............., согласно которого ДРЩБр «Ветераны» в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входят, ФИО2 военнослужащим не являлся и контракт с Министерством обороны не заключал, данная информация предоставлена на основании справки от .............. .............., выданной начальником штаба ДРШБр «Ветераны» А.Санниковым.

Кроме того, в справке от .............. .............. отражено, что ДРШБр «Ветераны» в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входит, относится к организациям, оказывающим содействие Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в ходе СВО.

Таким образом, назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца ФИО3 не представляется возможным.

В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Третье лицо ФИО7 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации надлежащим образом уведомлен о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление, из содержания которых следует, что в силу требований части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В рамках данного административного искового заявления, обжалуемое решение издано Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ...............

Административный ответчик не входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, представитель заинтересованного лица не облает правами по вопросу дачи разъяснений о законности изданного и обжалуемого в рамках данного дела документа.

В силу требований статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу требований статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом (аналогичные требования применялись и в ранее действовавшем ГПК РФ).

При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет в полном объеме обстоятельства, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Данные требования установлены Федеральным законом Российской Федерации и обязательны для исполнения судом при рассмотрении дела, поскольку обязывают ответную сторону доказывать законность оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

При этом административный истец обязан указать, какие именно допущены нарушения при рассмотрении его обращения должностным лицом, чьи действия обжалуются в судебном порядке.

В рамках данного административного искового заявления истец не указывает, какие-либо доводы о незаконности вынесенного оспариваемого решения.

В рамках данного дела истец не представил копию обжалуемого документа, в связи с чем, третье лицо не обладает какими-либо сведениями о причинах спора в судебном порядке, в связи с чем, дать какие-либо пояснения о законности или неправомерности участвующих по делу сторон (истца и ответчика) по предмету спора не представляется возможным.

Все доводы истца о незаконности отказа строятся на основании того, что он имеет право получить пенсию по потере кормильца, в связи с тем, что его сын был добровольцем и являлся военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации.

При этом согласно исковому заявлению, сын истца ФИО2 заключил соглашение с ООО «Редут» и проходил службу в отдельной добровольческой штурмовой бригаде «Ветераны» (далее по тексту - ОДШБр «Ветераны»).

Гражданине, заключившие соглашение с ООО «Редут» действительно проходят службу в ОДШБр «Ветераны» Добровольческого корпуса и принимают участие в зоне проведения Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (СВО), участвуя в боевых действиях, выполняя задачи по обеспечению территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

При этом по своему правовому статусу участника СВО военнослужащим не является, поскольку ОДШБр «Ветераны» в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входят, а относится к организациям, оказывающим содействие Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в ходе Специальной военной операции.

На лиц, пребывающих в составе указанных организаций, как заключивших гражданско-правовой договор с негосударственной организацией, в настоящее время не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для военнослужащих и добровольцев «БАРС». Такие граждане имеют право только на денежное вознаграждение и гарантии в соответствии с условиями соглашения, заключенного ими с ООО «Редут».

Все граждане ОДШБр «Ветераны» по учетам личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в добровольческих формированиях, созданных Министерством обороны Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от .............. №61-ФЗ «Об обороне» - не числятся.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане свободны в заключении договора и имеют право заключать соглашение (контракт) с ООО «Редут» добровольно, без принуждения, осознавая фактический характер своих действий.

Таким гражданам достоверно известно, что ОДШБр «Ветераны», в которой ему предстоит проходить службу, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входит, а выполняют совместно с Вооруженными силами боевые задачи на линии боевого соприкосновения с противником. О правовом статусе ОДШБр «Ветераны» и проходящих в ее рядах добровольцев указанные граждане осведомляются.

В соответствии с соглашениями с ООО «Редут» гражданину выплачивается денежное вознаграждение только за период непосредственного участия в выполнении задач. Выгодоприобретателю, указанному в соглашении (не обязательно совпадает с членами семьи), выплачивается единовременная выплата в случае гибели гражданина, заключившего соглашение.

На территории Российской Федерации пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании норм Федерального закона Российской Федерации от .............. .............. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Закон ..............).

В соответствии со статьёй 43 указанного Закона .............. денежное довольствие для исчисления пенсий лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.. ., и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.

Для исчисления пенсии учитываются в соответствующем порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Соответствующий порядок исчисления пенсий установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. .............. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту - Порядок ..............) Пунктом 9 Порядка .............. установлено, что денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, в порядке уволенным с военной службы военнослужащим, устанавливается из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

На основании пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы.

В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от .............. .............., военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

В соответствии с подпунктом 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от .............. .............., осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является одной из основных задач военного комиссариата.

Таким образом, в Министерстве обороны Российской Федерации уполномоченным органом, который осуществляет функции по подсчёту выслуги лет и в этой связи осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, является военный комиссариат.

Таким образом, вопросы по назначению и перерасчёту пенсии в соответствии с требованием Закона Российской Федерации от .............. .............. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" подлежат рассмотрению территориальным военным комиссариатом по месту регистрации (учёту) военнослужащего.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от .............. .............. «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на военные комиссариаты.

Никакие другие органы исполнительной власти осуществлять работу по назначению уволенным военнослужащим и членам их семей пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат не уполномочены.

В связи с этим по всем вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, предоставления других социальных выплат следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находятся личные (пенсионные) дела граждан, уволенных с военной службы по контракту со всеми необходимыми документами.

В силу требований статьи 51 Федерального закон Российской Федерации от .............. .............. (ред. от ..............) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" устанавливается требование «Обращение за назначением пенсий», согласно которому лица, указанные в статье 1 вышеуказанного Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Лица, указанные в статье 2 вышеуказанного Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" обращаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их жительства.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от .............. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство Российской Федерации прямо устанавливает обязанность военнослужащих или членов из семей по вопросу получения пенсий или социальных гарантий обращаться с соответствующим заявлением в пенсионные органы через территориальный военный комиссариат.

В последующем установление, выплата и перерасчёт пенсии производит непосредственно орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в данном случае это соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как самостоятельное юридическое лицо в рамках данного дела - является ненадлежащей стороной по делу.

На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО9 отказать.

С согласия участников процесса, гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В порядке ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Часть 1 ст. 55 ГПК РФ гласит, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец ФИО3, является отцом ФИО2, .............. года рождения, матерью является – ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении I-ДН .............. выданным отделом загса управления загса .............. 20.12.2001а елом загса управленич здения, матерью является - ФИО10 края от 24.заседание не явился, представил письменные вохзражения н.

ФИО2 умер .............., что подтверждается свидетельством о смерти III-ДН .............., актовая запись .............. от ...............

Как следует из ответа и.о. командира бригады ОДШБр «Ветераны» от .............. Отдельная добровольческая штурмовая бригада «Ветераны», является добровольческим формированием, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом от .............. ..............- ФЗ «Об обороне». В состав добровольческого формирования входят граждане Российской Федерации, добровольно в него поступившие, а также военнослужащие, направленные Министерством обороны Российской Федерации. ФИО2, 2001 года рождения заключил контракт о прохождении службы в ОДРШБр «Ветераны», был зачислен в списки личного состава бригады и находился в зоне проведения Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (СВО), участвуя в боевых действиях, выполняя задачи по обеспечению территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. Контракт заключен с .............. на 6 месяцев. Погиб ФИО2 .............. при исполнении служебного долга.

Согласно ответа начальника штаба ДРШБр «Ветераны» от .............. .............. ФИО2, .............. года рождения заключил соглашение с ОО «Редут» и проходил службу в ДРШБр «Ветераны» Добровольческого корпуса (в/часть 71474) в зоне проведения Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (СВО) участвуя в боевых действиях, выполняя задачи по обеспечению территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. .............. ФИО2 героически погиб на боевом задании в районе .............. ДНР. ДРШБр «Ветераны» в состав Вооруженных сил Российской Федерации не входит, относится к организациям, оказывающим содействие Вооруженным силам Российской Федерации в выполнении задач в ходе СВО. Контракт с Министерством обороны Российской Федерации ФИО10 Д.А. не заключал, военнослужащим не являлся.

Согласно справки начальника штаба войсковой части – полевая почта 71474 от .............., выданной ФИО7, матери погибшего (пропавшего без вести) .............. добровольца ФИО2, .............. г.р., добровольческого формирования войсковой части - полевая почта 71474, в том, что он в период с .............. по .............. принимал участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

На запрос Отделения СФР по СК от .............. .............., направленный Военному комиссару городов Минеральные Воды, Железноводск и .............. поступил ответ от .............. .............., согласно которого ДРЩБр «Ветераны» в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входят, ФИО2 военнослужащим не являлся и контракт с Министерством обороны не заключал, данная информация предоставлена на основании справки от .............. .............., выданной начальником штаба ДРШБр «Ветераны» А.Санниковым.

Согласно ответа Министерства труда и социальной защиты населения .............. от .............. на имя ФИО7 в соответствии с Порядком предоставления дополнительных социальных гарантий участникам специальной военной операции и мер социальной поддержки членам их семей, утвержденного постановлением .............. от .............. ..............-п, министерством труда и социальной защиты населения .............. принято решение о назначении ФИО7 единовременного социального пособия как члену семьи участника специальной военной операции погибшего при выполнении задач в ходе специальной военной операции, проводимой на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с .............. и на территориях .............. и .............. с ...............

Как следует из ответа Министерства обороны Российской Федерации от .............. формирование «Ветераны» относится к организациям, содействующим выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции (далее - содействующие организации). Упомянутая организация в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входит, добровольческим формированием, созданным Минобороны России в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона «Об обороне», не является. Воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе войсковой частью - полевая почта 71474, осуществляются только отдельные функции по боевому применению содействующих организаций, полномочиями по руководству ими воинские части не обладают. Широко распространенной и общеизвестной являлась и является информация о том, что социальные гарантии, установленные для военнослужащих, распространяются на лиц, желающих принять участие в специальной военной операции и поступивших на военную службу по контракту, в том: числе краткосрочному, либо заключивших контракт с Минобороны России о пребывании в добровольческом формировании. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане свободны в заключении договора. Заключение договора возможно только на основании соответствующего свободного волеизъявления гражданина, осуществляющего свои гражданские права в своем интересе. Лица, заключающие договор с содействующими организациями, делают осознанный выбор исходя из своих внутренних убеждений, отдавая предпочтение преимуществам срочного гражданско-правового договора, нежели возможности приобрести статус военнослужащего или добровольца (и сопряженные с ними социальные гарантии).

Как следствие, на них не распространяются в полном объеме меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для военнослужащих и добровольцев. Такие граждане, как заключившие гражданско-правовой договор с негосударственной организацией, имеют право на денежное вознаграждение и гарантии в соответствии с условиями заключенного ими соглашения, а также право на признание ветераном боевых действий, и ряд мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством. По имеющейся в Минобороны России информации, единовременная выплата в связи с гибелью ФИО2, предусмотренная соглашением, произведена его матери ФИО7 содействующей организацией. В то же время законодателем принимаются меры, направленные на расширение мер социальной поддержки, предоставляемых лицам, участвующим в специальной военной операции по соглашениям с содействующими организациями. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от .............. .............. утверждены Правила выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с .............., а также на территориях .............. и .............. с .............. (далее - Правила).

Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» членам семьи ветеранов боевых действий, погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий: или выполнения специальных задач, осуществляется выдача удостоверения члена семьи ветерана боевых действий. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи, и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от .............. ..............) выдача удостоверения членам семьи лиц, заключивших контракт (имевших иные правоотношения) с содействующими организациями, осуществляется военным комиссариатом. Подтверждение факта участия в боевых действиях погибших (умерших) сотрудников содействующих организаций осуществляется комиссией, созданной в Минобороны России в соответствии с требованиями п. 3 Правил выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с .............., а также на территориях .............. и .............. с .............. (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от .............. ..............), на основании соответствующих запросов военных комиссариатов. Для решения поднимаемого вопроса о подтверждении факта участия ФИО2 в специальной военной операции необходимые документы запрошены в содействующей организации. После подтверждения указанных сведений установленным порядком соответствующая справка будет направлена комиссией в адрес военного комиссариата городов Минеральные воды, Железноводск и .............. воды, 357203, ориентировочный срок - до ..............) для оформления членам семьи ФИО2 удостоверений члена семьи погибшего ветерана боевых действий.

.............. истец ФИО3 обратился в ОФПСС Российской Федерации по .............. с заявлением о назначении социальной пенсии по потере кормильца.

Решением .............. от .............. ФИО3 отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием права.

Пенсионирование граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от .............. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от .............. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяющими основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.3 Федерального закона от .............. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ), право на социальную пенсию имеют родители граждан, пребывавшим в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ, и любая другая пенсия, установленная, в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В соответствии с п.4.1 ч.3 ст.8 Федерального закона № 166-ФЗ, нетрудоспособными членами семьи признаются родители граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно ст.2 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом № 166-ФЗ, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при пребывании в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от .............. №61-ФЗ «Об обороне» (далее - Федеральный закон №61-ФЗ), в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста.

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 166-ФЗ граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях, - граждане Российской Федерации, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании.

Как следует из п. 8.1 ст. 1 Федерального закона от .............. N 61-ФЗ "Об обороне", для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Решение о создании добровольческих формирований, согласно подп. 11.2 п. 2 ст. 4, ст. 22.1 данного закона, принимает Президент РФ, которое реализуется Министерством обороны РФ.

Согласно п.1 ст.22.1 Федерального закона №61-ФЗ добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.22.1 Федерального закона №61-ФЗ в состав добровольческих формирований входят граждане Российской Федерации, добровольно поступившие в добровольческие формирования, а также могут входить военнослужащие, направленные в них Министерством обороны Российской Федерации (военнослужащие и сотрудники, направленные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Пунктом 5 ст.22.1 Федерального закона № 61-ФЗ предусмотрен порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, а также порядок заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовая форма контракта, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от .............. .............. «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключение из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта» (далее - Приказ ..............).

Приказ .............. регламентирует вопросы поступления граждан, не находящихся на военной службе, изъявивших желание поступить в добровольческое формирование, путем подачи заявления в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (п. 2 Приложения ..............).

В состав добровольческих формирований входят граждане РФ, добровольно поступившие в такие формирования и военнослужащие, направленные Министерством обороны РФ, то есть поступление в добровольческое формирование осуществляется путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ).

Согласно п.6 ст. 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с приказом Минобороны России от .............. N 67 контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином РФ и Минобороны России письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Минобороны России.

Пунктом 10 ст.22.1 Федерального закона №61-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.

Таким образом, для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семей, пребывавших в добровольческих формированиях, необходимо подтверждение факта исполнения обязанностей службы по контракту пребывания в добровольческом формировании.

Довод истца о том, что справка от .............. .............., выданная ОДШБр «Ветераны» подтверждает факт исполнения ФИО2 обязанностей службы по контракту о пребывании в добровольческом формировании отклоняется судом, так как в данной справке указано, что ФИО2 заключил контракт о прохождении службы в ОДШБр «Ветераны».

Как установлено судом и следует из материалов дела, граждане, заключившие соглашение с ООО «Редут» проходят службу в ОДШБр «Ветераны» Добровольческого корпуса и принимают участие в зоне проведения Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (СВО), участвуя в боевых действиях, выполняя задачи по обеспечению территориальной целостности, государственного суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

При этом по своему правовому статусу участника СВО военнослужащим не является, поскольку ОДШБр «Ветераны» в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входят, а относится к организациям, оказывающим содействие Вооруженным Силам Российской Федерации в выполнении задач в ходе Специальной военной операции.

На лиц, пребывающих в составе указанных организаций, как заключивших гражданско-правовой договор с негосударственной организацией, в настоящее время не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для военнослужащих и добровольцев «БАРС».

Такие граждане имеют право только на денежное вознаграждение и гарантии в соответствии с условиями соглашения, заключенного ими с ООО «Редут».

Контракт о пребывании в добровольческом формировании с Министерством обороны РФ ФИО2 также не заключался.

Все граждане ОДШБр «Ветераны» по учетам личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в добровольческих формированиях, созданных Министерством обороны Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от .............. №61-ФЗ «Об обороне» - не числятся, что подтверждено отзывом на иск, представленном Министерством обороны РФ.

В соответствии с соглашениями с ООО «Редут» гражданину выплачивается денежное вознаграждение только за период непосредственного участия в выполнении задач. Выгодоприобретателю, указанному в соглашении (не обязательно совпадает с членами семьи), выплачивается единовременная выплата в случае гибели гражданина, заключившего соглашение.

Учитывая, что доказательств того, что ФИО2 заключался контракт о прохождении военной службы, равно как и контракт о пребывании в добровольческом формировании, оснований для признания за истцом ФИО3 права на назначение социальной пенсии по потере кормильца, не имеется

Доводы истца о том, что по своему правовому статусу и характеру выполненных задач его сын ФИО2 приравнен к участнику добровольческого формирования, является ошибочной, поскольку это утверждение основано на ошибочном толковании статьи 22.1 Федерального закона «Об обороне» и приказа Министра обороны Российской Федерации от .............. ...............

Указание в ответе и.о. командира бригады ОДШБр «Ветераны» от .............. о том, что ФИО2 заключил контракт о прохождении службы в ОДРШБр «Ветераны», и использование термина «контракт» не свидетельствует о том, что с ФИО2 заключался контракт о пребывании в добровольческом формировании в установленном ФЗ №61-ФЗ «Об обороне» порядке.

Иных доказательств, которые подтверждали исполнение обязанностей ФИО2 службы по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не представлено.

В связи с отсутствием всех предусмотренных законом условий для назначения социальной пенсии по потере кормильца, право на назначение социальной пенсии по потере кормильца у истца не возникло, и суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО3 (.............. года рождения, СНИЛС 133-566-087 60) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .............. (ИНН 2600000038, ОГРН 1022601963560) о признании права на назначение социальной пенсии по потере кормильца, с начислением пенсии по потере кормильца с даты возникновения права – Отказать.

Решение может быть обжаловано в ..............вой суд путем подачи апелляционной жалобы в Минераловодский городской суд, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ...............

Судья                                 Ж.О.Гориславская

2-2776/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фисунов Анатолий Викторович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Клочко Ирина Викторовна
Фисунова Нина Александровна
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Дело на странице суда
mineralovodsky.stv.sudrf.ru
24.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2024Передача материалов судье
26.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024Дело оформлено
16.10.2024Дело передано в архив
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее