34RS0005-01-2021-006590-52 дело 2а-3987/2021
Судья Рогозина В.А. дело № 33а- 2001/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2022 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Поликарпова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Тельбухова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ОП №2 Управления МВД России по городу Волгограду к Слащеву В.С. об установлении административного надзора,
по апелляционной жалобе Слащева В.С.
на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:
административное исковое заявление начальника ОП №2 Управления МВД России по городу Волгограду к Слащеву В.С. об установлении административного надзора – удовлетворить.
Установить в отношении Слащева В.С., ДД.ММ.ГГГГ административный надзор сроком до погашения судимости, истекшего после отбытия наказания по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2013 года, срок которой истекает 03 ноября 2023 года.
Срок административного надзора Слащеву В.С. исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установить Слащеву В.С., ДД.ММ.ГГГГ, следующее ограничение: обязать являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов; запрещение выезда за пределы территории Волгоградской области без уведомления контролирующего органа.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник отдела полиции №2 Управления МВД России по городу Волгограду обратился в суд с административным иском, указывая, что Слащев В.С. освободившийся из мест лишения свободы 7 декабря 2021 года ранее неоднократно судим: 1) приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27.04.2009 г. по ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 161, п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии, на основании ст. 70 присоединился приговор от 04.02.2008 г. Красноармейского районного суда г. Волгограда общий срок 3 года 8 месяцев лишения свободы; 2) приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24.10.2013 г. по ч. 1 ст. 161, п. «г» ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы. Согласно приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24.10.2013 г., в действиях Слащева В.С. содержится опасный рецидив преступления. 03.11.2017 г. Слащев В.С. освобожден из ФКУ ИК- 9 УФСИН России по Волгоградской области по отбытии срока наказания. В настоящее время Слащев В.С. имеет непогашенную и неснятую судимость, срок которой истекает 03.11. 2023 г. 05.04.2018 г. решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда в отношении Слащева В.С. установлен административный надзор сроком на 6 (шесть) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 24.10.2013 г., т.е. до 03.11.2023 г., с ограничениями в виде: обязать являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запрещение выезда за пределы территории Волгоградской области без уведомления контролирующего органа. После освобождения Слащев В.С. был поставлен на профилактический учет в ОП № 2 Управления МВД России по городу Волгограду. Находясь под административным надзоров Слащев В.С. вновь совершил преступление, в связи с чем. 06.02.2020 г. осужден по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда по п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 161 УК РФ к 2 годам месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. 07.12.2021 г. Слащев В.С. освобожден из ФКУ ЛИУ — 15 УФСИН России по Волгоградской области по отбытии срока наказания. В настоящее время Слащев В.С. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24.10.2013 г., срок которой истекает 03.11.2023 г.
Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просил установить в отношении Слащева В.С. административный надзор сроком до погашения судимости, истекшего после отбытия наказания по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24.10.2013 г., срок которой истекает 03.11.2023 г. и установить ему ограничения: обязать являться в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов; запрещение выезда за пределы территории Волгоградской области без уведомления контролирующего органа.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части установленного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время с 23.00 часов до 6.00 часов. Просит в указанной части решение отменить.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав административного ответчика Слащева В.С., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Тельбухова Е.В., полагавшего необходимым судебный акт изменить, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон № 64-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу части 8 статьи 272 КАС РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Исходя из требований статьи 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела видно, что Слащев В.С. был осужден приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2009 г. по ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 161, п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы.
Приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2013 г. по ч. 1 ст. 161, п. «г» ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы (л.д.15-21).
Согласно приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2013 г., в действиях Слащева В.С. установлен опасный рецидив преступления.
3 ноября 2017 г. Слащев В.С. освобожден из ФКУ ИК- 9 УФСИН России по Волгоградской области по отбытии срока наказания.
Решением Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 5 апреля 2018 г. в отношении Слащева В.С. установлен административный надзор сроком на 6 (шесть) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2013 г., т.е. до 03 ноября 2023 г., с дополнительными ограничениями в виде: обязательной явки в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запрещение выезда за пределы территории Волгоградской области без уведомления контролирующего органа.
После освобождения Слащев В.С. был поставлен на профилактический учет в ОП № 2 Управления МВД России по городу Волгограду.
В период административного надзора Слащев В.С. осужден приговором Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 6 февраля 2020 г. по п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 161 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
07 декабря 2021 г. Слащев В.С. освобожден из ФКУ ЛИУ — 15 УФСИН России по Волгоградской области по отбытии срока наказания.
В настоящее время Слащев В.С. имеет непогашенную и неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления по приговору Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 24 октября 2013 г., срок которой истекает 03 ноября 2023 г.
Согласно характеристике по месту жительства, за период со дня освобождения по настоящее время со стороны соседского окружения жалоб на Слащева В.С. не поступало.
В связи с осуждением Слащева В.С. к лишению свободы по приговору Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 6 февраля 2020 г. административный надзор был прекращен на основании пункта 3 части 1 статьи 9 Закона № 64-ФЗ.
Поскольку в отношении Слащева В.С. административный надзор был прекращен в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания, то в соответствии с приведенными выше нормами права установление в отношении Слащева В.С. административного надзора является обязательным.
В связи с тем, что Слащев ВС. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве по приговору Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 24 октября 2013 г., срок которой истекает 03 ноября 2023 г., следовательно, продолжительность срока административного надзора в отношении Слащева В.С определена судом правильно, оснований для его изменения не имеется.
Административные ограничения отвечают обстоятельствам, установленным судом, и способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.
Вместе с тем, судебная коллегия, отмечает, что формулировки административных ограничений, установленных судом и указанных в резолютивной части решения, должны быть конкретными, четко определенными.
Законодатель, установив ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Из материалов дела следует, что административный ответчик проживает по <адрес>
Таким образом, с целью обеспечения возможности осуществления надлежащего контроля за поднадзорным лицом, последнему надлежит установить административное ограничение в виде запрета выезда за пределы территории г.Волгограда, а не Волгоградской области, как это указано в решении суда первой инстанции.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым указать на то, что устанавливая в отношении Слащева В.С. ограничение в виде запрета на выезд за пределы Волгоградской области, суд установил отличный от приведенных положений Закона характер соблюдения соответствующих ограничений в отношении лица, находящегося под административным надзором, поставив их в зависимость от произвольного усмотрения поднадзорного и (или) органа внутренних дел. При этом Закон об административном надзоре не допускает назначение данных ограничений под каким-либо условием, в том числе не предусматривает возможность отступления от них при уведомлении об этом контролирующего органа.
Помимо этого, суд установил отличное от приведённого в пункте 5 статьи 4 Закона № 64-ФЗ административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, без учета вступивших в силу изменений в указанном пункте, введенных Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ.
Кроме того, в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Принимая во внимание изложенное, для того, чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения при установлении ограничения в виде запрета выезда за пределы административного территориального образования по месту жительства (пребывания) слова: «без уведомления контролирующего органа». Абзацы второй, третий и четвертый резолютивной части решения Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда следует изложить в следующей редакции: установить в отношении Слащева В.С., ДД.ММ.ГГГГ административный надзор на срок погашения судимости -до 03 ноября 2023 г.
Установить Слащеву В.С., ДД.ММ.ГГГГ, следующее ограничение: обязать являться в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток; запретить выезд за пределы г.Волгограда.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному Слащевым В.С. месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для установления ограничений в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 23 часов до 6.00 часов в связи с не совершением преступлений в ночное время суток, отклоняются как несостоятельные и основанные на неправильном толковании норм закона. Из смысла Закона об административном надзоре установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания, относится к мерам предупреждения новых преступлений и правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия.
Каких-либо иных правовых оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная жалоба не содержат и судебная коллегия их не установила.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 20 декабря 2021 года изменить.
Изложить абзацы 2,3,4 резолютивной части решения Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 20 декабря 2021 г. в следующей редакции:
установить в отношении Слащева В.С., ДД.ММ.ГГГГ административный надзор на срок погашения судимости - до 03 ноября 2023 г.
Установить Слащеву В.С., ДД.ММ.ГГГГ, следующие ограничения: обязать являться в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток; запретить выезд за пределы г.Волгограда.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному Слащевым В.С. месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Слащева В.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи