Дело № 2а-420/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2019 года п.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Клям Л.А.,
представителя административного истца Влавацкого А.В.,
административного ответчика Мезенцева ФИО9
помощника прокурора
Карымского района Забайкальского края Халецкой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи, административное исковое заявление ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении Мезенцева ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
исправительное учреждение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю обратилось в Карымский районный суд Забайкальского края с заявлением об установлении административного надзора в отношении Мезенцева ФИО7 на срок 8 лет, с применением административных ограничений в виде: 1. запретапосещения мест распития спиртных напитков (бары, рестораны, кафе и др.)2. запретапосещения увеселительных заведений (дискотеки, клубы, бильярдные и др.);3. запретапосещения массовых и иных мероприятий и участия в них (концерты, спортивные соревнования, праздничные представления, ярмарки, презентации, распродажи и т.д.); 4. запрета посещения исправительных учреждение, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений); 5. запретапребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время;6. запретавыезда за пределы Свердловской области без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; 7. обязанности являться 4 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания лица для регистрации.
Заявленные требования мотивированы тем, что Мезенцев А.С. осужден за совершение особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица, после освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>. В период отбывания наказания мероприятия воспитательного характера посещает, на меры воспитательного воздействия реагирует не всегда правильно. Не трудоустроен, в связи с отсутствием рабочих мест. За весь период отбывания наказания допустил 9 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет 19 поощрений. В период с апреля 2018 года по настоящее время нарушений не допускает. Состоит в двух видах профилактического учета как лицо, отбывающее наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительного учреждения, и как лицо, склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность. В работах по благоустройству отряда принимает, во взаимоотношениях с сотрудниками администрации вежлив. Увлекается занятиями спортом, футболом, активно читает имеющуюся литературу. В 2015 году окончил школу при ФКУ ИК-8 в ГКОУ «Краевой центр общего образования», отношение к учебе удовлетворительное. Относится к группе осужденных с низким социальным статусом, поддерживает дружбу с осужденными данной категории, авторитетом среди осужденных не пользуется. Правила личной гигиены и санитарные нормы соблюдает, внешний вид опрятен. Имеет два исполнительных листа на общую сумму 110000 рублей. Выражены коммуникативные качества, в общении не агрессивен. Социально-полезные связи не утратил, поддерживает отношения с родственниками путем длительных и краткосрочных свиданий, получением посылок и передач, телефонных переговоров. После освобождения намерен трудоустроиться.
Представитель административного истца ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Мезенцев ФИО10 не возражал против требований в полном объеме.
Участвующий в судебном заседании прокурор полагал возможным удовлетворить заявление, установить административный надзор сроком на 3 года с учетом положений п.2 ч.1 ст.5 Закона №64-ФЗ и ст. 95 Уголовного кодекса РФ, с заявленными административными ограничениями, кроме ограничения в виде запрета посещений исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений), как не предусмотренный законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту Закон №64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.3 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», исходя из положений статьи 3 Закона административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших названные выше преступления в несовершеннолетнем возрасте при достижении ими восемнадцати лет к моменту обращения с соответствующим административным исковым заявлением, за исключением лиц, указанных в части 2.1 названной статьи Закона.
Из материалов дела усматривается, что Мезенцев ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит освобождению из мест лишения свободы 08.10.2019 по отбытии срока наказания, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжких преступлений, одно из которых является преступлением против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Так, осужденный отбывает наказание по приговорам судов:
- Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 09.02.2006, с учетом кассационного определения Свердловского областного суда от 28.04.2006 и постановлений Карымского районного суда Забайкальского края от 29.03.2017, 25.12.2018 о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, по п. «в» ч.3 ст.132 УК РФ (преступление совершено 21.09.2005) с применением ч.6.1 ст.88 УК РФ к 4 годам лишения свободы в ВК. Преступление совершено Мезенцевым ФИО12. в несовершеннолетнем возрасте в отношении несовершеннолетнего потерпевшего;
- Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 10.04.2006 по пп. «а,б» ч.2 ст.158 УК РФ, с учетом постановлений Карымского районного суда Забайкальского края от 29.03.2017, 25.12.2018 о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, к исправительным работам сроком до 03 мес., с удержанием 10% заработка в доход государства. Преступление совершено Мезенцевым ФИО13. в несовершеннолетнем возрасте;
- постановлением Ленинского районного суда г.Нижний Тагил Свердловской области от 15.09.2006, с учетомпостановления Карымского районного суда Забайкальского края от 29.03.2017 о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, на основании ч.5 ст.69 УК РФ путем частичного сложения наказания по приговорам от 09.02.2006 и 10.04.2006, окончательно назначено наказание в виде 4 лет 15 дней лишения свободы в ВК;
- Свердловским областным судом от 14.12.2010, с учетом кассационного определения Верховного суда Российской Федерации от 02.06.2011 и постановлений Карымского районного суда Забайкальского края от 29.03.2017, от 25.12.2018 о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, по ч.2 ст.212, ч.3 ст.321, ч.4 ст.111 УК РФ (преступления совершены 16.10.2007), с применением ч.3 ст.69 УК РФ и в соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору от 09.02.2006, окончательно назначено 6 лет 02 мес. лишения свободы, в ИК общего режима. Преступления совершены Мезенцевым ФИО14 в несовершеннолетнем возрасте;
- Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбург от 16.05.2012, с учетом постановлений Карымского районного суда Забайкальского края от 29.03.2017, от 25.12.2018 о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, по ч.4 ст.111, п.«а» ч.2 ст.132 УК РФ (преступления совершены с 07 на 08 февраля 2011 года), на основании ст.ст.69,70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания, назначенного приговором суда от 14.12.2010, окончательно, к 7 годам 04 месяцам 22 дням лишения свободы, в исправительной колонии строго режима. Преступления совершены Мезенцевым ФИО15 в совершеннолетнем возрасте.
При рассмотрении дела, с учетом положений ст.10 Уголовного кодекса Российской Федерации и принятых в отношении осужденного судебных актов, не установлено обстоятельств внесения в уголовный закон, примененный к административному ответчику, улучшающих его положение и влияющих на определение вида рецидива и погашение судимости.
Согласно материалов административного дела и личного дела осужденного, рецидив преступлений судебными актами в действиях Мезенцева ФИО16 не установлен, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ответчик не признавался.
Таким образом, усматриваются основания для установления в отношении осужденного административного надзора как совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение в несовершеннолетнем возрасте особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона №64-ФЗ) по приговору от 09.02.2006 за совершение преступления предусмотренного п. «в» ч.3 ст.132 УК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Применение административных ограничений определяются судом с учетом характерных особенностей совершенного лицом деяния, данных о его личности, а так же для решения задач административного надзора, предусмотренных ст.2 Закона №64-ФЗ от 06.04.2011.
При рассмотрении дела установлено, что Мезенцев ФИО17 судим за совершение в том числе особо тяжких преступлений. После освобождения намерен проживать: <адрес>. Согласно представленной характеристики, осужденный зарекомендовал себя следующим образом: мероприятия воспитательного характера посещает, на меры воспитательного воздействия реагирует не всегда правильно; период с апреля 2018 года по настоящее время нарушений не допускает; за весь период отбывания наказания допустил 9 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет 19 поощрений; не трудоустроен, в связи с отсутствием рабочих мест; состоит в двух видах профилактического учета как лицо, отбывающее наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительного учреждения, и как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность; в работах по благоустройству отряда принимает участие; к разовым поручениям начальника отряда относится положительно, во взаимоотношениях с сотрудниками администрации вежлив; увлекается занятиями спортом, футболом, активно читает имеющуюся литературу; в 2015 году окончил школу при ФКУ ИК-8 в ГКОУ «Краевой центр общего образования», отношение к учебе удовлетворительное; авторитетом среди осужденных не пользуется; правила личной гигиены и санитарные нормы соблюдает, внешний вид опрятен, курит. Имеет два исполнительных листа на общую сумму 110000 рублей. Социально-полезные связи не утратил, поддерживает отношения с родственниками путем длительных и краткосрочных свиданий, получением посылок и передач, телефонных переговоров. Вину в совершенном преступлении не признает, не раскаивается. После освобождения намерен вести правопослушный образ жизни, трудоустроиться.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона №64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Преступление, предусмотренное п. «в» ч.3 ст.132 УК РФ относится к категории особо тяжких (ст.15 УК РФ).
Как указано в п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения преступления (21.09.2005), судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет, после отбытия наказания.
В соответствии с положениями ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступление до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ сокращаются, и равны трем годам после отбытия наказания за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Принимая во внимание то, что Мезенцев ФИО18 совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте и в силу п. «в» ст. 95 УК РФ для таких лиц сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, сокращаются, то срок административного надзора исчисляется с учетом требований п.2 ч.1 ст.5 Закона №64-ФЗ и ст. 95 Уголовного кодекса РФ и подлежит сокращению до 3 лет.
С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, данных о личности административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания: наличие 9 взысканий (последнее 05.04.2018) и поощрений (последнее 11.07.2019), характеристики по месту отбытия наказания, с учетом тяжести и обстоятельств совершенного преступления, а также неоднократного привлечения к уголовной ответственности, что характеризует ответчика как личность склонную к совершению преступлений, суд находит обоснованным требование административного истца об установлении административного надзора сроком на 3 года и предлагаемые заявителем временные ограничения прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы, а именно, в виде: 1. запретапосещения мест распития спиртных напитков (бары, рестораны, кафе и др.),2. запретапосещения увеселительных заведений (дискотеки, клубы, бильярдные и др.);3. запретапребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; 4. запретавыезда за пределы <адрес> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, с учетом избранного ответчиком места для проживания в <адрес>; <адрес> обязанности являться 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания лица для регистрации.
Названные ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 1 и 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ). Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Ввиду изложенного, требование административного истца об установлении административного ограничения в виде запрета посещений исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений), которое не предусмотрено частью 1 статьи 4 Закона об административном надзоре, не подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку характер и обстоятельства совершенного ответчиком преступления, не свидетельствуют о его совершении в местах проведения массовых и иных мероприятий или при участии в них, либо совершение противоправных действий ответчика находится в какой бы то ни было связи с массовыми мероприятиями, то суд не усматривает необходимости устанавливать ответчику заявленные истцом ограничения в виде запрета пребывания в местах проведения массовых и иных мероприятий или участия в них (митинги, демонстраций, шествий, пикетов, празднование знаменательных дат).
Срок административного надзора устанавливается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ и подлежит исчислению на основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства.
Суд отмечает, что установление административного надзора и возложение административных ограничений уголовным наказанием не является, в связи с чем не посягает на основополагающий принцип уголовного законодательства - принцип справедливости, в соответствии с которым никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Установленные в отношении лица ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
Положениями ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ и главы 29 КАС РФ, при наличии оснований, предусмотрено право лица, в отношении которого установлен административный надзор либо его представителя обратиться с заявлением о досрочном прекращении либо частичной отмене административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 -180, главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд
РЕШИЛ:
заявление административного истца ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении Мезенцева ФИО19, удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Мезенцева ФИО20 года рождения, на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 08.10.2022.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет ФИО21 в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Мезенцева ФИО22 административные ограничения в виде:
- запретапосещения мест распития спиртных напитков (бары, рестораны, кафе и др.);
- запретапосещения увеселительных заведений (дискотеки, клубы, бильярдные и др.);
- запретапребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время;
- запретавыезда за пределы <адрес> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор;
- обязанности являться 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания лица для регистрации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Разъяснить ответчику, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Наблюдение за соблюдением ответчиком установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Никитина Т.П.
Решение изготовлено: 12.08.2019.
Дело № 2а-420/2019
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2019 года п.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при секретаре Клям Л.А.,
представителя административного истца Влавацкого А.В.,
административного ответчика Мезенцева ФИО23
помощника прокурора
Карымского района Забайкальского края Халецкой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем видеоконференц-связи, административное исковое заявление ФКУ ИК-8 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Мезенцева ФИО24
РЕШИЛ:
заявление административного истца ФКУ ИК-8 УФСИН России по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении Мезенцева ФИО25 удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Мезенцева ФИО26 года рождения, на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 08.10.2022.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет Мезенцева ФИО27 в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Мезенцева ФИО28 административные ограничения в виде:
- запретапосещения мест распития спиртных напитков (бары, рестораны, кафе и др.);
- запретапосещения увеселительных заведений (дискотеки, клубы, бильярдные и др.);
- запретапребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов утра, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время;
- запретавыезда за пределы <адрес> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор;
- обязанности являться 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания лица для регистрации.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Разъяснить ответчику, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Наблюдение за соблюдением ответчиком установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Никитина Т.П.