Дело №2-102/2018 года
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 июля 2018 года пос. Сонково
РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Тверской области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кузнецовой РЎ.РЎ., РїСЂРё секретаре Теленковой Рќ.Р®., СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Хартовской Рђ.Р®., представителя ответчика РњРћРЈ «Сонковская РЎРћРЁВ» РЎРѕСЃРЅРѕРІСЃРєРѕР№ Р’.Р., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє РњРћРЈ «Сонковская средняя общеобразовательная школа РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области» Рё Районному отделу образования РѕР± обязании оснастить гардероб ячейками для РѕР±СѓРІРё,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Сонковского района Тверской области, действуя в интересах в интересах неопределенного круга лиц, обратился с настоящим исковым заявлением, указав при этом следующее.
Прокуратурой Сонковского района по заданию прокуратуры Тверской области проведена проверка исполнения требований законодательства об организации летнего отдыха и занятости детей в Муниципальном общеобразовательном учреждении«Сонковская средняя общеобразовательная школа Сонковского района Тверской области» (далее – МОУ «Сонковская СОШ»), в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании ч.3 ст.54Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право, в том числе, на обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных фактов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) образовательная организацияобязанаосуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу п.3 ч.1 ст.17Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно положений п.4 ч.1 ст.9Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
В соответствии со ст.14 Закона Тверской области «Об образовании в Тверской области» от 07.05.2008 № 56-30, деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.8 – 1.10, 1.13, 1.14 Уставу МОУ «Сонковская СОШ», утвержденного постановлением администрации Сонковского района Тверской области от 25.06.2015 №88-па, организационно-правовая форма Школы – учреждение, типучреждения - бюджетное. Учредителем Школы и собственником имущества Школы является муниципальное образование Тверской области Сонковский район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Школы от имени муниципального образования Тверской области Сонковский район осуществляет Администрация Сонковского района Тверской области. Отдел образования администрации Сонковского района от имени Учредителя осуществляет координацию и регулирование финансово-хозяйственной и образовательной деятельности Школы. Школа является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе Администрации Сонковского района Тверской области, печать с полным наименованием Школы на русском языке, бланки, штампы.
В силу положений пунктов 2, 3, 4 ст.33 Устава МО «Тверской области «Сонковский район» (редакция с изменениями, внесенными решением Собрания депутатов Сонковского района Тверской области от 10.07.2015 №164) в структуру Администрации Сонковского района могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы Администрации Сонковского района, которые могут наделяться правами юридического лица. Функции и полномочия органов Администрации Сонковского района определяются положениями об этих органах, утверждаемыми Администрацией Сонковского района, а если указанные органы обладают статусом юридического лица – Собранием депутатов Сонковского района. Органы Администрации Сонковского района наделяются правами юридических лиц на основании решения Собрания депутатов Сонковского района об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждения положения о нем Собранием депутатов Сонковского района по представлению Главы Сонковского района.
Решением Собрания депутатов Сонковского района Тверской области от 28.02.2006 №36 утверждено Положение Районного отдела образования администрации Сонковского района Тверской области (далее – Положение).
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения Районный отдел образования администрации Сонковского района Тверской области (далее – РОО) является отраслевым органом администрации Сонковского района Тверской области. РОО обладает правами юридического лица, имеет круглую печать с изображением герба Сонковского района Тверской области, штампы и бланки со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетные счета в учреждениях банков, наделяется имуществом на праве оперативного управления, осуществляет в соответствии с Федеральными законами, законами Тверской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Сонковского района Тверской области имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.
В соответствии с п.п. 2.1 раздела 1 Положения основной задачей и функцией Районного отдела образования является формирование и осуществление единой государственной политики в области образования, обеспечение выполнения на территории района законодательства РФ об образовании, Закона «Об образовании», единой государственной политики в сфере образования с учетом региональных особенностей; охрана жизни, здоровья, прав детей и работников образования.
Таким образом, обязанность обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях в силу закона является общей обязанностью РОО администрации Сонковского района и МОУ «Сонковская СОШ».
Согласно п.2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 №554 (в редакции от 15.09.2005), нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 введены в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях (п. 1.1 указанных правил) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к соблюдению санитарных правил (п. 2.2).
Указанные санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации (п. 1.3) и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся (п. 1.4).
Согласно п.4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, при проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организациигардеробынеобходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса.Гардеробыоснащаютсявешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, иячейкамидляобуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.
Проведенной 26.06.2018 проверкой установлено, что в здании МОУ «Сонковская СОШ», расположенном по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Широкая, д.19, помещение гардероба, находящееся на 1 этаже, не оснащено ячейками для обуви.
Обращение в суд с настоящим заявлением обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Неисполнение указанных требований федерального законодательства нарушает права детей на охрану здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24, 45, 46 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит возложить на МОУ «Сонковская СОШ» обязанность по оснащению ячейками для обуви гардероб обучающихся в МОУ «Сонковская СОШ» в соответствие с п.4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в срок до 01 сентября 2018 года, а также обязать Районный отдел образования администрации Сонковского района Тверской области обеспечить финансирование указанных мероприятий в МОУ «Сонковская СОШ».
Помощник прокурора Сонковского района Хартовская А.Ю. в ходе судебного заседания поддержала исковые требования и дала показания, аналогичные содержанию искового заявления, попросив при этом суд, с учетом позиции ответчика МОУ «Сонковская СОШ» и третьего лица – Администрации Сонковского района, установить срок для устранения нарушений для ответчиков до 01 апреля 2019 года.
Представитель ответчика РњРћРЈ «Сонковская РЎРћРЁВ» Сосновская Р’.Р. исковые требования признала Рё пояснила, что здание РњРћРЈ «Сонковская РЎРћРЁВ» старое, требует реконструкции, оборудование раздевалок ячейками для РѕР±СѓРІРё потребует больших финансовых вливаний, РїСЂРё этом денежные средства РІ бюджет РІ 2018 РіРѕРґСѓ РЅР° эти цели РЅРµ заложены, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем исполнить требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01 сентября 2018 РіРѕРґР° нереально. РћРЅР° просила установить СЃСЂРѕРє для устранения нарушений законодательства, изложенных РІ РёСЃРєРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, РґРѕ 01 апреля 2019 РіРѕРґР°.
Ответчик Районный отдел образования администрации Сонковского района Тверской области, будучи уведомленным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не прислал, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, возражений по существу исковых требований не представил.
Третье лицо Администрация Сонковского района Тверской области, будучи уведомленной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не прислала, согласилось с исковыми требованиями прокурора и просило установить срок для устранения нарушений до 01 апреля 2019 года.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.54Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право, в том числе, на обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных фактов.
Согласно п.2 ч.6 ст.28Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) образовательная организацияобязанаосуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п.15 ч.3 ст.28 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с положениями п.3 ч.1 ст.17Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.4 ч.1 ст.9Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Согласно ст.14 Закона Тверской области «Об образовании в Тверской области» от 07.05.2008 № 56-30, деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.8 – 1.10, 1.13, 1.14 Устава МОУ «Сонковская СОШ», утвержденного постановлением администрации Сонковского района Тверской области от 25.06.2015 №88-па, организационно-правовая форма Школы – учреждение, типучреждения - бюджетное. Учредителем Школы и собственником имущества Школы является муниципальное образование Тверской области Сонковский район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Школы от имени муниципального образования Тверской области Сонковский район осуществляет Администрация Сонковского района Тверской области. Отдел образования администрации Сонковского района от имени Учредителя осуществляет координацию и регулирование финансово-хозяйственной и образовательной деятельности Школы. Школа является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Школа имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе Администрации Сонковского района Тверской области, печать с полным наименованием Школы на русском языке, бланки, штампы.
Как следует из пунктов 2, 3, 4 ст.33 Устава МО «Тверской области «Сонковский район» (редакция с изменениями, внесенными решением Собрания депутатов Сонковского района Тверской области от 10.07.2015 №164) в структуру Администрации Сонковского района могут входить отраслевые, функциональные и территориальные органы Администрации Сонковского района, которые могут наделяться правами юридического лица. Функции и полномочия органов Администрации Сонковского района определяются положениями об этих органах, утверждаемыми Администрацией Сонковского района, а если указанные органы обладают статусом юридического лица – Собранием депутатов Сонковского района. Органы Администрации Сонковского района наделяются правами юридических лиц на основании решения Собрания депутатов Сонковского района об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждения положения о нем Собранием депутатов Сонковского района по представлению Главы Сонковского района.
Решением Собрания депутатов Сонковского района Тверской области от 28.02.2006 №36 утверждено Положение Районного отдела образования администрации Сонковского района Тверской области.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 указанного Положения Районный отдел образования администрации Сонковского района Тверской области (далее – РОО) является отраслевым органом администрации Сонковского района Тверской области. РОО обладает правами юридического лица, имеет круглую печать с изображением герба Сонковского района Тверской области, штампы и бланки со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетные счета в учреждениях банков, наделяется имуществом на праве оперативного управления, осуществляет в соответствии с Федеральными законами, законами Тверской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Сонковского района Тверской области имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.
Согласно п.п. 2.1 раздела 1 Положения основной задачей и функцией Районного отдела образования является формирование и осуществление единой государственной политики в области образования, обеспечение выполнения на территории района законодательства РФ об образовании, Закона «Об образовании», единой государственной политики в сфере образования с учетом региональных особенностей; охрана жизни, здоровья, прав детей и работников образования.
Таким образом, прокурором правильно сделан вывод о том, что обязанность обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях в силу закона является общей обязанностью РОО администрации Сонковского района и МОУ «Сонковская СОШ».
Согласно п.2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 №554 (в редакции от 15.09.2005), нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 введены в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), которые направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях (п. 1.1 указанных правил) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к соблюдению санитарных правил (п. 2.2).
Указанные санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации (п. 1.3) и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся (п. 1.4).
Согласно п.4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, при проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организациигардеробынеобходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса.Гардеробыоснащаютсявешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, иячейкамидляобуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.
Согласно акту проверки, проведенной помощником прокурора Сонковского района Тверской области Хартовской А.Ю., от 25.06.2018 проверкой установлено, что в здании МОУ «Сонковская СОШ», расположенном по адресу: Тверская область, п. Сонково, ул. Широкая, д.19,помещение гардероба, находящееся на 1 этаже, не оснащено ячейками для обуви.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путём понуждения к исполнению обязанностей.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что вход в здание МОУ «Сонковская СОШ Сонковского района Тверской области», расположенного по адресу: Тверская область, пос. Сонково, ул. Широкая, д.19, помещение гардероба, находящееся на 1 этаже, не оснащено ячейками для обуви. Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по оснащению гардеробной ячейками для обуви входит в компетенцию и МОУ «Сонковская СОШ Сонковского района Тверской области», при этом обеспечение финансирования указанных мероприятий относится к полномочиям Районного отдела образования администрации Сонковского района Тверской области, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами. Несоблюдение ответчиками требований нормативно-правовых актов по оснащению ячейками для обуви гардеробной «Сонковской СОШ Сонковского района Тверской области» влечёт за собой нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в школе. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. При этом суд считает необходимым установить срок для организации ответчиками всех необходимых работ по установке вышеуказанного оборудования до 01 апреля 2019 года, полагая его разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЎРѕРЅРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Тверской области удовлетворить.
Возложить на МОУ «Сонковская СОШ» обязанность по оснащению ячейками для обуви гардероб обучающихся в МОУ «Сонковская СОШ» в соответствие с п.4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в срок до 01 апреля 2019 года.
Обязать Районный отдел образования администрации Сонковского района Тверской области обеспечить финансирование указанных мероприятий в МОУ «Сонковская СОШ» в срок до 01 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Сонковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.С. Кузнецова
Решение в окончательной форме принято судом 11 июля2018 года.
Судья С.С. Кузнецова