Дело № 2а-709/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 17 января 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Маркиной Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) к ООО «Информбюро» о приостановлении деятельности средства массовой информации;
У С Т А Н О В И Л :
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обратилась с административным исковым заявлением к ООО «Информбюро», в котором просит приостановить деятельность средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» (свидетельство о регистрации средства массовой информации серии Эл № ФС 77 - 53406, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 29.03.2013), до устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд (до приведения деятельности учредителя СМИ сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» в соответствие с требованиями статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»), мотивируя тем, что ответчик является учредителем средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» с 29 марта 2013 года, о чем выдано соответствующее свидетельство о регистрации средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» серии Эл № ФС 77-53406, которое до настоящего времени имеет стати действующего. В соответствии со свидетельством о регистрации средство массовой информации Информационное агентство «КНЬЮС» распространяется на территории Российской Федерации и зарубежных стран. Согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями ООО «Информбюро» являются Чкалов Д.Б. - 50% доли в уставном капитале, Захарченко И.О. - 50% доли в уставном капитале. В ходе проведенной проверки в рамках вступившего с 01.01.2016 года в силу Федерального закона от 14.10.2014 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» согласно которого внесены были изменения в статью 19.1 Закона о СМИ, устанавливающую ограничение иностранного участия в деятельности средств массовой информации, 01 декабря 2017 года из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю были получены сведения о наличии у Чкалова Д.Б. с 2015 года гражданства Греческой Республики, при этом с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации он не обращался. Таким образом, доля иностранного участия в уставном капитале ООО «Информбюро» составляет 50%. В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ от 29.03.2013 «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» серии Эл № ФС 77-53406 ООО «Информбюро» является учредителем средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» что является нарушением требований, установленных частью 2 статьи 19.1 Закона о СМИ, в связи с чем деятельность данного СМИ подлежит приостановлению до устранения выявленных нарушений.
В судебное заседание представитель административного истца - Сватусь А.А. (по доверенности) не явился, был уведомлен о дне, времени и месте рассмотрения дела, при этом представил письменное заявление в котором исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске, и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ООО «Информбюро», его учредители Чкалов Д.Б. и Захарченко И.О. в судебное заседание не явились, о причинах не явки не уведомляли, письменного отзыва и ходатайств по делу не представили, о дне времени и месте судебного разбирательства уведомлены судебным извещением, направленным по почте, возращенным в суд не востребованным.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Таким образом, не получение ответчиком судебной корреспонденции и возвращение и ее в суд за истечением срока хранения суд расценивает, как не желание пользоваться своими процессуальными правами, и лично участвовать в судебном заседании, и соответственно признает уведомление ответчика о времени и месте судебного разбирательства надлежащим, и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 19.1 Закона о СМИ установлено, что «Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание.
Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения».
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 305-ФЗ сведения о соблюдении требований статьи 19.1 Закона о СМИ подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не позднее 15.02.2016 года.
Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона о СМИ утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 № 1107. Указанный перечень содержит следующие документы:1. Заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии учредительных документов юридических лиц.2. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью. Документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складочном) капитале юридического лица или о долях в уставном (складочном) капитале.3. Выписка из торгового реестра страны регистрации или иной
эквивалентный документ в соответствии с законодательством страны регистрации
учредителя (участника) юридического лица. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц). Копия документа, свидетельствующего о подаче уведомления о наличии у
гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство
или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное
проживание в иностранном государстве (предоставляется по собственной
инициативе заявителя).6. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ (при наличии).
В силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций ( Роскомнадзор) осуществляет регистрацию средств массовой информации.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами, в силу реализации указанных полномочий на основании части 6 статьи 8, части 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» Роскомнадзором 29.03.2013 года выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» серии Эл № ФС 77-53406, что подтверждается копией свидетельства. Учредителем данного средства массовой информации является ООО «Информбюро», в настоящее время указанное СМИ является действующим.
С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 14.10.2014 № 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее - Закон № 305-ФЗ), внёсший изменения в статью 19.1 Закона о СМИ, устанавливающую ограничение иностранного участия в деятельности средств массовой информации.
На момент подачи административного искового заявления документов, подтверждающих соответствие требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ, от учредителя средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)» - ООО «Информбюро» в Роскомнадзор не поступало.
В соответствии с пунктом 4 Положения Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 7.1.1. Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 42, на Енисейское управление Роскомнадзора возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями ООО «Информбюро» являются Чкалов Д.Б. - 50% доли в уставном капитале, Захарченко И.О. - 50% доли в уставном капитале, что в судебном заседании со стороны административного ответчика не оспорено и не опровергнуто.
В рамках исполнения полномочий и проведения необходимой проверки соблюдения требований положений действующего законодательства (ст. 19.1 Закона о СМИ), Енисейским управлением Роскомнадзора в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю направлен запрос в отношении учредителей ООО «Информбюро», в ответ на который получено 01.12.2017 письмо №26/3-12695 Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю из которого следует, что гражданин Чкалов Д.Б. в 2015 году обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю с уведомлением о наличии у него гражданства Греческой Республики, с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации не обращался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца соответствуют действительности, так доля иностранного участия в уставном капитале ООО «Информбюро» составляет 50%, в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ от 29.03.2013 серии Эл № ФС 77-53406 ООО «Информбюро» является учредителем средства массовой информации сетевого издания «КРСК ПЛЮС (KRSK PLUS)», что является нарушением требований, установленных частью 2 статьи 19.1 Закона о СМИ.В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона № 305-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не получивший от учредителя средства массовой информации или редакции средства массовой информации, от организации (юридического лица), осуществляющей вещание, сведений о соблюдении требований статьи 19.1 Закона о СМИ, а равно и получивший сведения, из которых следует, что такими лицами не соблюдаются требования статьи 19.1 Закона о СМИ, в порядке, установленном статьей 16 Закона о СМИ, обязан обратиться с заявлением о приостановлении деятельности средства массовой информации.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона о СМИ деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена в связи с нарушением правил, установленных статьей 19.1 Закона о СМИ, по решению суда впорядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 263 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░ (KRSK PLUS)» (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № ░░ 77 - 53406, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 29.03.2013), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ (░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░ (KRSK PLUS)» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 19.1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27.12.1991 № 2124-1 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░