Решение по делу № 2-231/2018 от 21.12.2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 марта 2018 года                       город Воркута

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Шелыгиной Е.А.

с участием прокурора Маляревича И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-231/2018 по иску

Горшколепова А.М. к акционерному обществу «Воркутауголь» о выплате единовременного пособия за стаж работы в угольной промышленности, единовременного пособия в счет компенсации морального вреда, причиненного в связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания, компенсации морального вреда,

установил:

Горшколепов А.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что с 01.09.1974 по 10.08.2017 являлся работником угольной промышленности, в период работы приобрел профессиональное заболевание, утратил 30% профессиональной трудоспособности. Ответчик без законных к тому оснований отказал Горшколепову А.М. в удовлетворении его заявления о выплате единовременных пособий, предусмотренных п.6.32-6.33, п.8.1.2 коллективного договора на 2017-2019 годы, ссылаясь на отсутствие согласования выплаты с профсоюзными организациями. Горшколепов А.М. просит обязать работодателя выполнить условия коллективного договора и выплатить истцу единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности за период работы с 01.04.2004 по 10.08.2017, единовременную выплату из расчета 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности; за нарушение трудовых прав истца взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда 20 000 руб.

Истец Горшколепов А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.

Представитель истца по доверенности Мочалов Л.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным основаниям.

Представитель ответчика АО «Воркутауголь» по доверенности Аврамчук Б.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, полагая их необоснованными.

Третьи лица первичная профсоюзная организация НПГ шахта «Воргашорская», первичная профсоюзная организация Росуглепроф СП шахта «Воргашорская», привлеченные к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ определением суда от 25.01.2018, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменных отзывах возражали против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Горшколепов А.М. согласно данным трудовой книжки, осуществлял трудовую деятельность на предприятиях угольной промышленности г. Воркуты: с 08.09.1977 по 29.05.1978, с 02.06.1978 по 03.04.1979, с 17.08.1981 по 29.02.2008 на шахте «Воргашорская»; с 01.03.2008 по 30.06.2015 на ЗАО «Шахта Воргашорская 2», с 01.07.2015 по 30.11.2016 на участке стационарных установок шахты «Воргашорская» СП «Воркутинское транспортное предприятие» АО «Воркутауголь»; с 01.12.2016 по 10.08.2017 на участке стационарных установок шахты «Воргашорская» АО «Воркутауголь». Трудовой договор с Горшколеповым А.М. расторгнут в связи с отсутствием у работодателя работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением- п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д. ...).

В период работы в результате воздействия физических нагрузок Горшколепов А.М. приобрел профессиональное заболевание, что подтверждается актом от 11.05.2017; лицами, допустившими нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил и иных нормативных актов, согласно акту являются «Шахта Воргашорская» ПО «Воркутауголь», ОАО «Шахта Воргашорская», ЗАО «Шахта Воргашорская 2», СП «Шахта Воргашорская» ОАО «Воркутауголь», СП «Шахта Воргашорская» АО «Воркутауголь», СП «Воркутинское транспортное предприятие» АО «Воркутауголь» (л.д. ...).

При результатам освидетельствования в Филиале № 23 ФКУ «ГБ МСЭ по РК» в мае 2017 года истцу в связи с профессиональным заболеванием установлено первично 30% утраты профессиональной трудоспособности на период 02.06.2017- 01.07.2018 (л.д....).

В силу ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с данным кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», абз.2 п.3 ст.8 которого предусматривает, что возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

Профессиональное заболевание истца состоит в причинно-следственной связи с негативным воздействием на его организм вредных производственных факторов в период работы у ответчика, не обеспечившего истцу безопасность условий труда.

Следовательно, АО «Воркутауголь» должно в соответствии с законом компенсировать Горшколепову А.М. причиненный ему вред.

Работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ).

В силу ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской

Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу п.8.1.2 Коллективного договора АО «Воркутауголь» на 2017-2019 годы, вступившего в силу с 01.03.2017, в случае установления впервые работнику, уполномочившему Росуглепроф или НПГ представлять его интересы в установленном порядке, занятому в организации, утраты профтрудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания, полученных в период работы в организации, работодатель в счет компенсации морального вреда осуществляет единовременную выплату из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременной страховой выплаты, выплачиваемой из Фонда социального страхования РФ).

В соответствии с п.6.32-6.33 указанного Коллективного договора при наступлении у работника, уполномочившего Росуглепроф или НПГ представлять его интересы в установленном порядке, права на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), работодатель обязан выплатить работнику, уполномочившему Росуглепроф или НПГ представлять его интересы в установленном порядке, имеющему стаж работы в угольной промышленности не менее 10 лет, единовременное вознаграждение за стаж работы в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

Работодатель выплачивает единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) один раз за весь период работы в угольной отрасли. Работникам, получившим единовременное вознаграждение до 31.12.2013 и продолжившим трудовые отношения с Организацией (СП), при прекращении трудовых отношений по любым основаниям, кроме увольнения за виновные действия, работодатель выплачивает вознаграждение (единовременное пособие) в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы за период после получения единовременного вознаграждения до дня увольнения.

Приведенные положения коллективного договора являются реализацией п.5.3, п.5.4 Отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016, утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 01.04.2013 (ред. от 15.07.2016), срок действия которого продлен до 31.12.2018. Данное соглашение в силу ст. 45 Трудового кодекса РФ общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.

25.08.2017 Горшколепов А.М. обратился в АО «Воркутауголь» с заявлениями о выплате ему денежных средств в соответствии с приведенными нормами коллективного договора. На заявлении имеется отметки работодателя: право на пенсию наступило 27.09.2004, стаж работы в угольной отрасли РФ на дату увольнения 09 л. 04 м. 11 дн., 15 % получил в марте 2008, заявление работника на представление его интересов в профсоюз НПГ не поступало (л.д. ...).

АО «Воркутауголь» отказало истцу в выплатах ввиду отсутствия согласия первичных профсоюзных организаций (л.д...., ...).

Представленные ответчиком и третьими лицами сведения о том, что Горшколепов А.М. не является членом Росуглепрофа или Независимого профсоюза горняков, не уполномочивал их на представление своих интересов в отношениях с работодателем, согласия профсоюзных организаций на выплату не получал (л.д...., ..., ...), истцом не оспаривались.

Однако данное обстоятельство, по мнению суда, не является препятствием к реализации Горшколеповым А.М. права на получение выплат, предусмотренных коллективным договором АО «Воркутауголь», работником которого истец являлся.

Имеющий место спор о праве Горшколепова А.М. носит индивидуальный характер. Коллективный трудовой спор отсутствует, оснований для предоставления работником профсоюзу полномочий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не имеется. Горшколепов А.М. как работник угольной отрасли, вправе самостоятельно обратиться к работодателю в целях реализации прав, предусмотренных коллективным договором.

Коллективный договор- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК РФ).

Содержание коллективного договора определяется сторонами (ч.1 ст.41 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе по выплате пособий и компенсаций (ч.2 ст.41 ТК РФ).

В коллективном договоре АО «Воркутауголь» на 2017-2019 годы указано, что его действие распространяется на всех работников АО «Воркутауголь» и освобожденных выборных и наемных работников Росуглепрофа и НПГ (п.1.4), стороны гарантируют выполнение договора в организации (п.2.5), работодатель (его представители) обязуются выполнять договор (п.2.7).

Таким образом, действие коллективного договора распространяется на всех работников АО «Воркутауголь» вне зависимости от их членства в профсоюзе, что согласуется с положениями ч. 3 ст. 43 ТК РФ. Также в отношении всех работников состоящих в трудовых отношениях с работодателями, действует и Отраслевое соглашение в силу его п.1.4, ч.5 ст.48 ТК РФ.

В силу ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.

Таким образом, в связи с первичным установлением Горшколепову А.М. 30% утраты профессиональной трудоспособности в связи с профессиональным заболеванием, возникшим в период работы, истец вправе требовать у работодателя единовременную выплату, предусмотренную п.8.1.2 Коллективного договора АО «Воркутауголь» на 2017-2019 годы, в счет компенсации морального вреда из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременной страховой выплаты, выплачиваемой из Фонда социального страхования РФ). Единовременная страховая выплата из Фонда социального страхования РФ Горшколепову А.М. назначена 24.07.2017 (л.д....).

Кроме того, Горшколепов А.М., имеющий стаж работы более 10 лет на предприятиях угольной промышленности и право на пенсионное обеспечение, также приобрел право на единовременное вознаграждение за стаж работы в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) в соответствии с п.6.32-6.33 указанного коллективного договора. Из материалов дела следует, что Горшколепову А.М. уже выплачивалось единовременное вознаграждение за стаж работы- в марте 2005 года и в марте 2008 года (л.д.173,176Т1), то есть до 31.12.2013. Истец после получения вышеуказанных выплат до дня увольнения (10.08.2017) продолжал непрерывно трудиться на предприятии угольной отрасли, трудовые отношения с ответчиком прекращены не в связи с виновными действиями работника, следовательно, Горшколепов А.М. имеет право на единовременное пособие, рассчитанное из стажа продолжительностью 09 лет 04 месяца 11 дней. Исковые требования о выплате с 01.04.2004 являются необоснованными.

Установленный судом факт нарушения трудовых прав истца на получение вышеуказанных выплат дает основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ с учетом разъяснений в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ». Суд с учетом периода нарушения прав работника, характера причиненных ему нравственных страданий, степени вины ответчика, принципов разумности и справедливости, определят размер компенсации в 5 000 рублей.

На основании ст.98 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит госпошлина в размере, исчисленном в порядке подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ,- 900 руб., от уплаты истец в силу ст.103 ГПК РФ освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Горшколепова А.М. удовлетворить частично.

Обязать акционерное общество «Воркутауголь» выплатить Горшколепову А.М. единовременное пособие в счет компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие профессионального заболевания, в соответствии с п.8.1.2 коллективного договора АО «Воркутауголь» на 2017-2019 годы.

Обязать акционерное общество «Воркутауголь» выплатить Горшколепову А.М. единовременное вознаграждение, предусмотренное пунктами 6.32 и 6.33 коллективного договора АО «Воркутауголь» на 2017-2019 годы, с учетом продолжительности стажа работы- 9 лет 04 месяца 11 дней.

Взыскать с акционерного общества «Воркутауголь» в пользу Горшколепова А.М. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Горшколепову А.М. отказать.

Взыскать с акционерного общества «Воркутауголь» государственную пошлину в размере 900 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме- <дата>.

Председательствующий                         Н.Г. Старовойтова

2-231/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Горшколепов А.М.
Горшколепов Александр Михайлович
Ответчики
АО "Воркутауголь"
Акционерное общество «Воркутауголь»
Другие
Первичная профсоюзная организация НПГ шахта Воргашорская
Первичная профсоюзная организация Росуглепроф СП шахта Воргашорская
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
21.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2018Судебное заседание
15.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее