Решение по делу № 66а-576/2020 от 17.06.2020

№66а-576/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                       6 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.,

судей: Ехаловой Ю.А., Пластинина И.В.

при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.

рассмотрев апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 9 апреля 2020 года по административному делу №3а-212/2020 по иску гаражно-строительного кооператива №432 к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

    заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л.,

                           установила:

гаражно-строительный кооператив №432 обратился в Вологодский областной суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии об установлении кадастровой стоимости здания в размере равном его рыночной стоимости.

В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, - просил восстановить ему срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости, установив ее в размере его рыночной стоимости равной 1 537 000 рублей по состоянию на 2 июня 2012 года.

В обоснование заявленных требований указал, что на праве бессрочного пользования ему принадлежит объект недвижимости – земельный участок, категория земли-земли населенных пунктов, разрешенное использование-эксплуатация 60 гаражных боксов, с кадастровым номером , площадь 2 581 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области №206 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», была утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 2 июня 2012 года, в размере 8 217 697,52 руб., сведения о которой содержались в ЕГРН в период с 10 февраля 2013 года по 8 января 2020 года.

9 января 2020 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 548 301,10 руб., определенной по состоянию на 1 января 2019 года (приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области № №89-н от 22 ноября 2019 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости»).

В соответствии с отчетом об оценке №71/41-н от 14 ноября 2019 года, составленного ООО «Эксперт», рыночная стоимость объекта недвижимости, находящегося во владении истца с кадастровым номером , по состоянию на 2 июня 2012 года, составляет 1 537 000 рублей.

Полагая, что результатами архивной кадастровой оценки, нарушены его права и законные интересы как владельца недвижимого имущества, ГСК №432 просит суд пересмотреть архивную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установив её в размере рыночной стоимости равной 1 537 000 руб.

Решением Вологодского областного суда от 9 апреля 2020 года административные исковые требования ГСК №432 удовлетворены.

Суд восстановил административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Пересмотрел архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости земельного участка, категория земли-земли населенных пунктов, разрешенное использование-эксплуатация 60 гаражных боксов, с кадастровым номером , площадь 2 581 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере рыночной стоимости равной 1 537 000 рублей по состоянию на дату оценки 2 июня 2012 года.

Датой обращения ГСК №432 с заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , суд указал 19 ноября 2019 года.

В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права.

В жалобе указано, что на территории Вологодской области работы по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства проведены в 2012 году. Результаты указанных работ, в том числе объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года №1125 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Вологодской области», вступившим в законную силу 29 сентября 2012 года.

При таких обстоятельствах ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу и в удовлетворении требований к нему должно быть отказано в полном объеме.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Из материалов гражданского дела следует, что ГСК №432 на праве бессрочного пользования принадлежит объект недвижимости – земельный участок, категория земли-земли населенных пунктов, разрешенное использование-эксплуатация 60 гаражных боксов, с кадастровым номером , площадь 2 581 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области №206 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», была утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 2 июня 2012 года, в размере 8 217 697,52 руб., сведения о которой содержались в ЕГРН в период с 10 февраля 2013 года по 8 января 2020 года.

В соответствии с отчетом об оценке №71/41-н от 14 ноября 2019 года, составленного ООО «Эксперт», рыночная стоимость объекта недвижимости принадлежащего истцу с кадастровым номером , по состоянию на 2 июня 2012 года, составляет 1 537 000 рублей.

Полагая, что результатами архивной кадастровой оценки, нарушены его права и законные интересы как владельца недвижимого имущества, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, установив её в размере рыночной стоимости равной 1 537 000 руб.

Из материалов дела также следует, что 9 января 2020 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 548 301,10 руб., определенной по состоянию на 1 января 2019 года (приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области № №89-н от 22 ноября 2019 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости»), в связи с чем, административный истец просил пересмотреть архивную кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 548 301,10 руб., установленной по состоянию на 1 января 2019 года, внесены в ЕГРН 9 января 2020 года, а ГСК №432 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 19 ноября 2019 года, а в суд с настоящим административным иском 26 декабря 2019 года, то есть до внесения сведений о новой кадастровой стоимости в ЕГРН, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для восстановления ему срока для обращения в суд с требованиями об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательства размера рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчёт об оценке №71/41-н от 14 ноября 2019 года, составленного ООО «Эксперт».

В соответствии с указанным отчётом рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на дату оценки 2 июня 2012 года составила 1 537 000 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В соответствии с пунктами 20,23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

Разрешая дело, суд первой инстанции установил, что отчет об оценке№71/41-н от 14 ноября 2019 года, составленный ООО «Эксперт», выполнен надлежащим субъектом оценочной деятельности и может расцениваться как допустимое доказательство.

Указанный отчет отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию отчета об оценке, к описанию в нем информации, используемой при проведении оценки, а также федеральным стандартам оценки.

Оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В отчете приведена информация по ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость изложенных в отчете выводов и результатов.

Учитывая, что предоставленный административным истцом отчет об оценке соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», требованиям к составлению и содержанию такого отчета, в частности, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а также принимая во внимание, что представители административных ответчиков отчёт об оценке не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для пересмотра архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее в размере рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика – 1 537 000 рублей.

В указанной части постановление суда первой инстанции не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области сводятся к безосновательности привлечения учреждения в качестве административного соответчика по делу в связи с отсутствием у него полномочий по утверждению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пунктам 1, 4 «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, названный орган осуществляет государственную кадастровую оценку недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ «ФКП Росреестра».

Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 г. федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Указанный документ действовал до 19 июня 2015 года.

С 20 июня 2015 г. действует Приказ Росреестра от 12 мая 2015 г. № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», пунктом первым которого федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Как следует из материалов дела, оспариваемая кадастровой стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , установленная по состоянию на 2 июня 2012 года, была утверждена приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области №206 от 27 декабря 2012 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области».

Указанное обстоятельство будет принято во внимание при разрешении вопроса о возмещении административному истцу судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела, который перед судом первой инстанции не ставился и по существу не разрешался.

Привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве соответчика не влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов подателя апелляционной жалобы, поскольку не устанавливает его вины в установлении кадастровой стоимости в размере, существенно превышающем его рыночную стоимость, не возлагает на ФГБУ «ФКП Росреестра» какой либо материальной ответственности или обязанности.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

                                            определила:

решение Вологодского областного суда от 9 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Вологодский областной суд.

Председательствующий:

Судьи:

66а-576/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаражно-строительный кооператив № 432
Ответчики
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Вологодской области
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Управление Росреестра по Вологодской области
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Другие
мэрия г.Череповца
Фомина Марина Валентиновна
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Кошелева Инна Львовна
Дело на сайте суда
2ap.sudrf.ru
17.06.2020Передача дела судье
06.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Передано в экспедицию
06.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее