Дело № 2а - 267/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2018 года город Юрьев-Польский
Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Забавновой О.М.,
при секретаре Жарковой А.С.,
с участием
административного истца, прокурора Кондратьевой Ю.А.,
представителя заинтересованного лица МУП Юрьев-Польского района «Водоканал» Новиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Юрьев-Польском дело по административному исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора в интересах РФ к администрации МО Юрьев-Польский район о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоотведения в границах Небыловского сельского поселения (с.Федоровское и с. Небылое) и Красносельского сельского поселения (с.Горки) Юрьев-Польского района, возложении обязанности организовать водоотведение указанных населенных пунктов в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2020,
установил:
Владимирский природоохранный прокурор в интересах РФ обратился в суд с административным иском к администрации МО Юрьев-Польский район о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоотведения в границах Небыловского сельского поселения (с.Федоровское и с. Небылое) и Красносельского сельского поселения (с.Горки) Юрьев-Польского района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2020.
В обоснование указано следующее.
Проверкой установлено, что сточные воды с.Федоровское от канализованных домов собираются в единый коллектор, откуда без очистки самотеком поступают в водный объект - р.Тома. Здание очистных сооружений в селе в нерабочем состоянии. В с.Горки сточные воды от канализованных домов собираются в единый коллектор, откуда без очистки самотеком поступают на рельеф местности на территории населенного пункта (водосборная площадь руч.Гремячий, приток р.Кисть). Очистные сооружения в с.Горки отсутствуют. Водоотведение в с.Небылое неорганизованно: от канализованных домов собираются в единый коллектор, откуда без очистки самотеком поступают на рельеф местности на территории населенного пункта (водосборная площадь р.Вырешма). Здание очистных сооружений в с.Небылое находится в нерабочем состоянии.
Требования мотивированы положениями ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»Закона о защите окружающей среды.
В судебном заседании прокурор уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО Юрьев-Польского района Владимирской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указал на признание административных исковых требований прокурора в полном объеме. Просил рассматривать дело в отсутствие представителя администрации.
Заинтересованные лица администрация Небыловское МО Юрьев-Польский район, администрация Красносельское МО Юрьев-Польский район, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областям не направили в суд своих представителей, просили рассматривать дело в их отсутствие. О дате и месте рассмотрения дела извещены, оставили решение вопроса на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица МУП Юрьев-Польского района «Водоканал» с иском прокурора согласилась.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Пунктом 4.1 Устава МО Юрьев-Польского района предусмотрено, что организация в границах муниципального образования Красносельское, Симсвкое, Небыловское электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, является вопросом местного значения МО Юрьев-Польский район.
Статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Частью 1.1 указанной статьи определено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с января 2015 года вопросы организации водоотведения на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Организация водоотведения и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих предотвращение попадания таких вод (не очищенных) на рельеф местности и в водные объекты, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления района в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством РФ, что ответчиком не оспорено.
Проверкой, проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой совместно с Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областям установлено, что сточные воды с.Федоровское от канализованных домов собираются в единый коллектор, откуда без очистки самотеком поступают в водный объект - р.Тома. Здание очистных сооружений в селе в нерабочем состоянии. В 2003 году администрации района было рекомендовано списать с баланса данные сооружения, которые находились в нерабочем состоянии.
В с.Горки сточные воды от канализованных домов собираются в единый коллектор, откуда без очистки самотеком поступают на рельеф местности на территории населенного пункта (водосборная площадь ручей Гремячий, приток р.Кисть). Очистные сооружения в с.Горки не строились, отсутствуют.
Водоотведение в с.Небылое не организовано: от канализованных домов собираются в единый коллектор, откуда без очистки самотеком поступают на рельеф местности на территории населенного пункта (водосборная площадь р.Вырешма). Здание очистных сооружений в с.Небылое находится в нерабочем состоянии. В настоящее время у администрации района отсутствуют правоустанавливающие документы на данные сооружения.
Указанные обстоятельства подтверждены ответчиком ранее в судебном заседании, документально не опровергнуты.
Отсутствие должной организации водоотведения в указанных населенных пунктах может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе в виде нарушения конституционных прав граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В судебное заседание не представлены доказательства принятия администрацией муниципального образования Юрьев-Польский район мер по организации водоотведения в указанных населенных пунктах; определения для централизованной системы водоотведения указанных поселений гарантирующей организации; согласования вывода объектов централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждения схем водоотведения поселений; утверждения технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласования инвестиционных программ; согласования планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; заключения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иного.
Указанные прокурором в иске обстоятельства не оспорены административным ответчиком. Исковые требования прокурора ответчик признал.
Согласно ч. 1 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
При указанных обстоятельствах, суд в соответствии с требованиями закона, мнением лиц, участвующих в деле, принимает признание иска.
Учитывая изложенное выше, представленные доказательства, исследованные обстоятельства дела, нормы права, заявление ответчика, суд удовлетворяет заявленные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации МО Юрьев-Польского района, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоотведения в границах Небыловского сельского поселения (с.Федоровское и с. Небылое) и Красносельского сельского поселения (с.Горки) Юрьев-Польского района.
Суд полагает необходимым обязать администрацию Муниципального образования Юрьев-Польского района организовать водоотведение в границах Небыловского сельского поселения (с.Федоровское и с. Небылое) и Красносельского сельского поселения (с.Горки) Юрьев-Польского района в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, суд отмечает, что способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа.
Прокурор просит определить ответчику срок для исполнения данной обязанности до 01.01.2020, считая его разумным и достаточным, с учетом конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу.
В силу ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Представитель административного ответчика аргументированных возражений относительно указанного в административном иске срока не представил, с иском согласился в полном объеме, в том числе и в части срока.
Срок до 01.01.2020 суд считает разумным и достаточным для исполнения требований ответчиком с учетом действий и сроков, которые зависят, в том числе, от иных лиц.
Доводов о невозможности исполнения решения в установленные судом сроки, не заявлено.
Кроме того, суд считает необходимым указать, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда при наличии необходимости и объективных причин.
Руководствуясь статьями 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
иск Владимирского природоохранного прокурора в интересах РФ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Юрьев-Польского района выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по организации водоотведения в границах Небыловского сельского поселения (с.Федоровское и с. Небылое) и Красносельского сельского поселения (с.Горки) Юрьев-Польского района.
Обязать администрацию Муниципального образования Юрьев-Польского района организовать водоотведение в границах Небыловского сельского поселения (с.Федоровское и с. Небылое) и Красносельского сельского поселения (с.Горки) Юрьев-Польского района в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.01.2020.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2018.
Судья подпись О.М.Забавнова