Решение по делу № 8Г-15173/2021 [88-15471/2021] от 07.09.2021

    УИД: 86RS0002-01-2020-016286-71

    Дело № 88-15471/2021

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                       21 октября 2021 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Давыдовой Т.И.,

    судей                    Грудновой А.В,, Хасановой В.С.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1272/2021 по иску Мартыненко Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,

        по кассационной жалобе Мартыненко Светланы Викторовны на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 июня 2021 года.

        Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

Мартыненко С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное), с учетом уточнений, о признании незаконным решения № 163097 от 21 июля 2020 года об отказе в назначении пенсии; включении периодов с 23 мая 2000 года по 12 января 2003 года службы в органах внутренних дел Российской Федерации в районах Крайнего Севера; с 04 декабря 2003 года по 30 июня 2004 года, с 14 августа по 17 октября 2004 года отпусков по уходу за детьми до достижения ими полутора лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 06 марта 2009 года по 30 июня 2011 года работы у ИП Могильного О.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в специальный стаж; переводе периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в периоды работы в районах Крайнего Севера; зачете указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; назначении досрочной страховой пенсии с 16 апреля 2020 года; взыскании судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины в размере 1 200 руб.

В обоснование исковых требований Мартыненко С.В. сослалась на то, что 16 апреля 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Решением пенсионного органа от 21 июля 2020 года в назначении такой пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы в районах Крайнего Севера. С отказом она не согласна.

Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 июня 2021 года, в удовлетворении требований Мартыненко С.В. отказано.

В кассационной жалобе Мартыненко С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных. В жалобе ссылается на обстоятельства, положенные в обоснование исковых требований, на то, что заявленные ею периоды подлежат включению в специальный стаж, как периоды трудовой деятельности в районах Крайнего Севера. Судами не приняты во внимание представленные ею доказательства работы у ИП Могильного О.В., в судебное заседание не был вызван свидетель.

Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югры.

Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Информация о времени и рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Мартыненко С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 23 декабря 1999 года. У истца имеется двое детей 22 сентября 1990 года рождения и 18 сентября 2003 года рождения.

16 апреля 2020 года Мартыненко С.В., <данные изъяты> года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа № 163097/20 от 21 июля 2020 года истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ отказано, со ссылкой на отсуствие требуемого специального стажа работы в местности Крайнего Севера.

По представленным Мартыненко С.В. документам пенсионным органом на дату подачи заявления страховой стаж истца определен в размере 26 лет 4 месяца 16 дней, стаж в районах Крайнего Севера - 3 года 8 месяцев, стаж в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера - 14 лет 1 месяц 20 дней.

Мартыненко С.В. разъяснено, что с учетом выработанного стажа и изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в части увеличения возраста выхода на пенсию, право на страховую пенсию по представленным документам у нее возникает в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года №400 «О страховых пенсиях» в возрасте 51 года 10 месяцев, то есть с 07 февраля 2022 года.

Записи в трудовой книжке Мартыненко С.В. о работе в период с 06 марта 2009 года по 30 июня 2011 года у ИП Могильного О.В. отсутствуют, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета данная работа истца не подтверждается.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходил из того, что период службы истца в органах МВД Российской Федерации с 23 мая 2000 года по 31 декабря 2001 года, периоды отпусков по уходу за ребенком с 04 декабря 2003 года по 30 июня 2004 года и с 14 августа 2004 года по 17 октября 2004 года включены в страховой стаж; в силу положений пенсионного законодательства периоды службы в органах внутренних дел не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежали включению в специальный стаж до 06 октября 1992 года, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета данных периодов в специальный стаж.

Отказывая в удовлетворении Мартыненко С.В. в части включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода работы с 06 марта 2009 года по 30 июня 2011 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств осуществления истцом в указанный период трудовой деятельности в течение полного рабочего дня у ИП Могильного О.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В связи с отсутствием необходимого специального стажа, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

На основании статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу положений Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (действовавшего до 01 января 2002 года, принятия Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа| служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье Закона (статья 90).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, действовавшего до 01 января 2015 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначалась женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Из приведенных положений пенсионного законодательства следует, что период прохождения службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на пенсию на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Также Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 марта 2020 года № 727-О, при определении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа и закрепление различного порядка учета военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ). Решение законодателя не включать периоды прохождения такой службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (определения от 04 апреля 2006 года № 90-О, от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О, от 25 января 2012 года № 19-О-О, от 28 января 2016 года № 48-О и др.).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.

Согласно пункту 7 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24 – 11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501 – 1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства". Указанным законом были внесены изменения в основы законодательства СССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, в редакции, действующей до 06 октября 1992 года, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежали включению в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, дающей право на пенсионное обеспечение на льготных условиях (специальный стаж).

С принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В силу разъяснений, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В силу положений статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьей 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пунктам 10, 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы о том, что при оценке ее пенсионных прав Государственным учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) в страховой стаж не был включен весь период ее службы период в ОВД РФ с 01 января 2002 года по 12 января 2003 года, судами указанному обстоятельству оценка не дана, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку, как следует из искового заявления, Мартыненко С.В. исковых требований о включении периода службы в органах внутренних дел в страховой стаж она не заявляла.

Доводы кассационной жалобы Мартыненко С.В. о том, что судами не приняты во внимание представленные ею доказательства работы у ИП Могильного О.В., не состоятельны. В обоснование требований о необходимости включения в стаж трудовой деятельности у ИП Могильного О.В. в качестве доказательства Мартыненко С.В. представлено сообщение президента ООО ПТКФ «Купец и К». Оценивая указанный документ в качестве доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что указанная справка не подтверждает в спорный период занятость истца в течение полного рабочего дня в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дополнительно указано на то, что записями в трудовой книжке, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета такая работа Мартыненко С.В. не подтверждена.

Не установив допустимых доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности у ИП Могильного О.В., характер ее работы, суды пришли к выводу об отсутствии законных оснований для включения указанного периода в специальный стаж истца.

По существу указанные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и оспаривание правильности выводов суда. Оценка доказательств, определение их достаточности, достоверности, относимости и допустимости являются компетенцией судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с данной оценкой и иное видение обстоятельств спора, к которому сводятся доводы кассационной жалобы, не являются основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.

Доводы кассационной жалобы Мартыненко С.В. о том, что не был вызван в качестве свидетеля президент ОО ПТКФ «Купец и К», не свидетельствует о нарушении судами процессуальных прав истца. Из протоколов судебных заседания от 18 февраля 2021 года, от 02 марта 2021 года следует, что истец лично участвовала в судебном процессе, давала пояснения суду, ей были разъяснены ее процессуальные права, в том числе, право заявить ходатайства, вместе с тем ходатайство о вызове свидетелей истцом при разрешении спора не заявлялось. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность суда вызывать свидетелей в отсутствие соответствующего ходатайства стороны, поскольку в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах, которые определяют и их объем.

Ссылка в жалобе на то, что судами не учтены и не применены правила перерасчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с которыми гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере; при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах; при работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, основанием к отмене судебных актов не является, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права. Указанные правила перерасчета стажа применяются в случае назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-Федерального закона, на которую истец не претендовала.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

        Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

        решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыненко Светланы Викторовны – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-15173/2021 [88-15471/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартыненко Светлана Викторовна
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижневартовске автономного округа - Югры (межрайонное)
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленова Елена Федоровна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее