Дело № 2-1485/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Старая Русса ДД.ММ.ГГГГ
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., с участием истца Матвеевой В.М., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) по доверенности Григорьевой Л.М., представителя соответчика - Муниципального унитарного предприятия «Стоматологическая поликлиника» по доверенности Шинкаренко Э.И., при секретаре Николаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по иску
Матвеевой ФИО7 к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) и Муниципальному унитарному предприятию «Стоматологическая поликлиника» об обязании зачесть в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Матвеева В.М. обратилась в Старорусский районный суд с иском к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) об обязании зачесть в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Свои требования истица обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, так как является медицинским работником. Ответчик в назначении пенсии отказал в связи с тем, что её трудовой стаж составляет 22 года 7 месяцев 13 дней, а не 30 лет как указано в законе (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Не согласна с данным решением потому, что начала работать медицинским работником с ДД.ММ.ГГГГ и работает по настоящее время. На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) её трудовой стаж составил более 30 лет и согласно п.п. 20 п. 1ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ считает, что имела право на назначение льготной пенсии по старости. Считает, что отказ в назначении пенсии по старости на льготных условиях не соответствует действующему законодательству и просила обязать ответчика зачесть в трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом периодов с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ) в должности <адрес> и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи ею заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу в качестве соответчика привлечено <адрес>), поскольку в случае удовлетворения требований истца данные персонифицированного учета может изменить только работодатель.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования. Почему в данных её персонифицированного учета не указан работодателем за эти периоды времени код льготы она не знает. Её никогда никто из администрации стоматологической поликлиники о том, что она теряет по каким-то причинам льготу досрочного выхода на пенсию, не предупреждал. Считает, что фактически у них учреждение, а не предприятие и они ничего не производят, а занимаются лечением и протезированием зубов. Просила также зачесть и периоды нахождения её на курсах по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, так как была на курсах по приказам работодателя, с оплатой, и без соответствующего сертификата она не смогла бы вообще работать по специальности, а действие сертификата продлевается только после прохождения обучения.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) по доверенности Григорьева Л.М. иск не признала и подтвердила позицию, изложенную в письменных возражениях на иск, о том, что требование к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения именно в учреждениях здравоохранения впервые было введено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Федеральный закон №-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» закрепил условие сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Более того, Правительством РФ и Конституционным Судом РФ была определена форма организации, в которой должна протекать работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - «учреждение». В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Согласно записи в трудовой книжке истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты> в <адрес>». <адрес>, где работала истица в период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по форме организации учреждением не является, поэтому истице комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обоснованно отказано в зачёте в стаж, дающий право на досрочно назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации также просила исключить из льготного стажа, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно вышеназванным Правилам они зачету в льготный стаж не подлежат. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Матвеевой В.М.
Представитель соответчика - <адрес> по доверенности Шинкаренко Э.И. требования истицы признал в полном объеме и пояснил, что <адрес> всегда в спорные периоды являлось <адрес>, оказывающей медицинскую помощь населению <адрес> и <адрес>. Это подтверждается Уставами и лицензиями на осуществление медицинской деятельности. <адрес> в настоящее время не может не называться предприятием, так как оказывает платные услуги населению и так названа в Уставе. Организационно-правовая форма не может отражаться на наличие льгот работника. Код льготы их бухгалтерия перестала проставлять по требованию ответчика, так как в другом виде данные в Управление не принимаются. Дал суду письменную расписку о признании иска, пояснив, что последствия признания иска в суде ему разъяснены и понятны. Без повышений квалификации работа <данные изъяты> <адрес> не возможна, так как они должны расторгнуть с нею трудовой договор, поскольку обучение медперсонала обязательно периодически раз в пять лет, по приказам Министерства здравоохранения. Без соответствующих сертификатов персонала они не получат лицензию на медицинскую деятельность.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает необходимым удовлетворить требования истицы в полном объеме по следующим основаниям :
Как следует из протокола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, на момент обращения стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста составил 22 лет 7 месяцев 13 дней. Период работы Матвеевой В.М. в <адрес>» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтены потому, что, наименование учреждения не соответствует Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и указанный период отражен в выписке из лицевого счета как стаж с обычными условиями труда.
Кроме того, как заявила в суде представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) по доверенности Григорьева Л.М., период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету, по причине нахождения её ( Матвеевой В.М.) в это время на курсах повышения квалификации.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 вышеуказанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством РФ.
На основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившего «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( далее Правила) и соответствующие Списки должностей и учреждений ( далее список), предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так пункт 2 данных Правил предусматривает, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516
В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
При этом, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ( п. 3 названных Правил).
В разделе «Наименование должностей» списка предусмотрены «<данные изъяты>», а в пункте 9 раздела «наименование учреждений» «поликлиники всех наименований».
Требование к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения впервые было введено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закрепил условие сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Матвеева В.М., согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) принята в <адрес>» на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория по специальности «<данные изъяты>» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ по той же специальности присвоена высшая квалификационная категория ( приказ <адрес> №-д от ДД.ММ.ГГГГ). ( л.д. 9-11)
В качестве субъекта права законодатель выделяет государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 114, 115 ГК РФ) Предприятие в гражданском обороте можно рассматривать и как первичное звено экономики, и как определенную совокупность средств производства, их комплекс, и как определенный коллектив, который под руководством управляющих осуществляет выпуск товаров или оказание услуг.
В данных определениях отражаются различные характеристики предприятия с точки зрения экономики и права, что свидетельствует о многогранности исследуемого явления.
Статья 114 ГК РФ предусматривает, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Из представленных в суд Уставов <адрес>» (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ) и <адрес> (зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ) следует:
<адрес>» является правопреемником всех прав и обязанностей <адрес>» и основной целью его деятельности являлось оказание стоматологической лечебно-профилактической помощи населению <адрес> и <адрес> и оказание платных медицинских услуг населению и предприятиям. ( п.п. 2.1,2.2 Устава).
Учреждение в своей предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг населению приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательства. Возглавляет учреждение главный врач ( раздел IV Устава). Учредителем являлся <адрес>
Существующее на сегодня <адрес>» является правопреемником прав и обязательств <адрес>» и <адрес>». Создавалось как специализированное лечебно-профилактическое предприятие на праве хозяйственного введения, по профилактике и лечению стоматологических заболеваний. Основными видами деятельности предприятия являются: стоматология: терапевтическая, терапевтическая детская, ортопедическая, хирургическая, хирургическая детская, ортодонтия, ортодонтия детская; рентгенология; физиотерапия; стерилизация; экспертиза временной нетрудоспособности; первичная доврачебная медико-санитарная помощь: стоматология, стоматология ортопедическая, сестринское дело. Задачами деятельности предприятия являются оказание как бесплатной так и платной медицинской помощи населению, прикрепленному на обслуживание в соответствии с договором <адрес>» ( п. 2.1,2.2,2.3 Устава). Всё время деятельности предприятия учредителем является <адрес> ( п.1.1 Устава).
Из изложенного следует, что истица в спорный период времени осуществляла именно лечебную деятельность по охране здоровья населения так как её должность поименована как «<данные изъяты>» и работала она в «<адрес>», доказательств обратного представителем ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии с представленной справкой уточняющей характер работы Матвеева В.М. работала в спорный период времени в должности <данные изъяты> полный рабочий день. Выполняла норму нагрузки рабочего времени, установленную на ставку заработной платы и проходила обучение по профессии на основании приказов работодателя с 13 по ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 25)
Представлена должностная инструкция <данные изъяты> <адрес>», согласно которой основные обязанности <данные изъяты>- оказание медицинской помощи населению. Кроме того <данные изъяты> обязана систематически повышать свою квалификацию путем участия в конкурсах, семинарах, обучения на курсах усовершенствования ( п.8 инструкции)( л.д. 31-33).
Указанная справка подтверждена копиями приказов <адрес>», копией диплома истицы, копией её свидетельства о браке и копиями сертификатов и свидетельств о повышении ею квалификации.( л.д. 12-22)
Таким образом, предприятие «<адрес>», в котором работала и в настоящее время работает истица являлось и является <адрес>, выполняющим функции по охране здоровья населения - занимается, согласно учредительным документам и соответствующим лицензиям, осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения. Это подтверждается также названием предприятия « <адрес>», а также тем, что адрес предприятия никогда не изменялся, предмет и цели деятельности также не менялись.
Согласно ряду постановлений и определений Конституционного Суда РФ Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П установлено, что по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 310-О. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Как следует из действующего законодательства, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с нормами статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», производится на общих основаниях и не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации предусматривалось на основании приказа руководителя и являлось обязательной частью трудовой деятельностью медицинских работников. В период нахождения на курсах истице выплачивалась заработная плата, с которой взыскивались налоги. Указанные обстоятельства подтверждаются справками работодателя, трудовой книжкой истицы.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника, для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поскольку судом установлено, что в спорные периоды истица направлялась работодателем на повышение квалификации, что с учетом специфики работы является для истицы обязательным, то суд полагает, что данные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, входящие в общий срок не зачтенного ей в специальный стаж времени также подлежат зачету.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 ФЗ N 173-ФЗ).
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы в полном объеме, обязав ответчика ГУ -УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области назначить ей пенсию с момента её обращения за назначением пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент обращения к ответчику у Матвеевой В.М. имелся необходимый стаж, то есть более 30 лет, с учетом как спорного, так и зачтенного ответчиком трудового стажа.
В части корректировки персональных данных застрахованного лица Матвеевой В.М. <адрес>» с указанием кода льготы по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требования истицы также подлежат удовлетворению ввиду признания их соответчиком и принятия признания иска предстателем соответчика судом, согласно ст. 173 ГПК РФ, так как данное признание иска соответствует требованиям ст.ст.1,3,5-6,8, 9, 15-16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и не нарушает права иных лиц.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в пользу истца с ответчика, надлежит взыскать расходы по оплате ею госпошлины при подаче заявления в сумме <данные изъяты> руб.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ст.ст.1,3,5-6,8, 9, 15-16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; ст.ст.11,56, 103, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Матвеевой ФИО7 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) и Муниципальному унитарному предприятию «Стоматологическая поликлиника» о зачете в стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) зачесть Матвеевой ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в силу п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом периодов с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ) в должности <данные изъяты> в <адрес>» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи ею заявления о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Принять признание иска <адрес>» и обязать <адрес>» направить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) откорректированные данные персонифицированного учета на Матвееву ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с указанием кода льготы по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу Матвеевой ФИО7 в возмещение расходов по оплате госпошлины <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в месячный срок со дня оглашения мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ, через Старорусский районный суд.
Судья: подпись
Копия верна: Судья
Старорусского районного суда Семенова Н.В.