Дело № 2-535/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2015 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Никифоровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании решений администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным заявлением в обоснование которого указала, что она является арендатором следующих земельных участков: земельный участок площадью 1193 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок площадью 3316 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес> В на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанных земельных участках ФИО2 построено нежилое здание, площадью 427 кв.м., зарегистрировано право собственности на него.
В связи с необходимостью продажи здания третьему лицу, к покупателю переходят права на земельный участок, занятый объектом недвижимости в соответствии с положениями ст.552 Гражданского кодекса.
Поскольку здание было расположено на двух смежных земельных участках, заявителем было принято решение осуществить разделение указанных земельных участков с последующим объединением образовавшихся частей непосредственно под построенным зданием и передачей прав по договору покупателю объекта недвижимости. Оставшиеся части земельных участков заявителем предполагалось использовать далее в соответствии с целями предоставления земельного участка по договору аренды.
С этой целью ФИО2 обратилась в администрацию города с двумя заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о разделении земельных участков, принадлежащих ей на праве аренды и внесении соответствующих изменений в договоры аренды.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации принимаются решения об отказе в разделении земельных участков со ссылкой «нет оснований для раздела земельного участка».
С указанными решениями ФИО2 не согласна, поскольку правом на образование земельных участков в результате разделения существующих земельных участков, обладают также и арендаторы земельных участков. В итоге, законодатель предусматривает, чтов случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими (п.4 ст.11.8 Земельного кодекса РФ).
Из анализа действующего земельного законодательства не усматривается наличие особых оснований и ограничений для разделения указанных земельных участков.
В то же время формулировка органа местного самоуправления «Нет оснований для раздела земельного участка» предусматривает возможность какого-то законодательного ограничения для решения вопроса о разделе земельного участка. В письмах, подписанных главой администрации городского округа не приведены веские доводы, препятствующие образованию новых участков.
Поскольку органом муниципальной власти решение об отказе в разделе земельных участков принято без учета действующего земельного законодательства, предусматривающего возможность подобного раздела земельных участков, данное решение является незаконным и должно подлежать отмене.
Глава органа местного самоуправления, приняв решение об отказе в удовлетворении просьбы о разделе земельного участка и о заключении дополнительного соглашения к договорам аренды, создал безосновательные препятствия в реализации прав ФИО2 как владельца земельных участков на праве аренды, в частности, для целей реализации построенного ей объекта недвижимости было необходимо определить размер земельного участка, права на которые будут переданы приобретателю объекта недвижимости.
Без определения границ передаваемого земельного участка, ценность объекта недвижимости существенно снижается, поскольку неопределенность с объемом прав на земельный участок порождает многочисленные споры и конфликты между собственниками соседних объектов недвижимости.
ФИО2 просит суд: признать незаконным решение администрации городского округа «<адрес>», выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в разделе земельного участка, предоставленного по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года; признать незаконным решение администрации городского округа «<адрес>», выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в разделе земельного участка, предоставленного по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ года; обязать администрацию городского округа «<адрес>» рассмотреть заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером № площадью 3316 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «В», находящегося в аренде по договору № от ДД.ММ.ГГГГ на два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами: № площадью 2730 кв.м. и № площадью 586 кв.м., внести соответствующие изменения в действующий договор аренды земельного участка; обязать администрацию городского округа «<адрес>» рассмотреть заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером № площадью 1193 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в аренде по договору № от ДД.ММ.ГГГГ на два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами: № площадью 1077 кв.м. и № площадью 116 кв.м., внести соответствующие изменения в действующий договор аренды земельного участка.
Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя – ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил суду соответствующее изложенному в заявлении и дополнении к заявлению.
В судебном заседании представители администрации ГО «<адрес>» – ФИО5, ФИО6 действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать. Поддержали доводы отзыва в полном объеме. ФИО2 не обращалась в администрацию с заявлением об утверждении схемы разделения земельного участка на кадастровом плане территории. Обратилась в администрацию с уже разделенными земельными участками, поставив администрацию перед фактом раздела земельных участков, при этом в заявлениях не приведены доводы необходимости раздела земельного участка. Просили в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие заявителя ФИО2 в соответствии с ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Судом установлено, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении муниципального образования <адрес> Республики Марий Эл, является администрация.
В соответствии со статьей 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и состоит из выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными в статье 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как установлено судом, между администрацией городского округа «<адрес>» и ФИО2 заключен договор аренды, с учетом заключенных дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № из категории земель: земли населенных пунктов общей площадью 1193кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, сроком по 08.09.2028г. и договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № из категории земель: земли населенных пунктов общей площадью 3316,0кв., расположенный по адресу: <адрес> Эл, <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ.
Земельные участки ФИО2, предоставлялись в соответствии: со ст.29,30,31,32 Земельного Кодекса Российской Федерации № 136-Ф3 от 25.10.2001г., с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта. В данных заявлениях указывались назначение объекта, предполагаемое место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок. Разрешенное использование земельного участка по общему правилу должно определяться на основе градостроительного регламента, установленного для соответствующей территориальной зоны в правилах землепользования и застройки - нормативном правовом акте органа местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Согласно постановлению администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен земельный участок общей площадью 3316 кв.м. с кадастровым номером № для строительства здания цеха по обработке пиломатериала и автогаража, на основании постановления городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1193 кв.м. с кадастровым номером № для строительства здания цеха и его обслуживания.
Произведена государственная регистрация договоров.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что вышеуказанные договоры аренды земельного участка являются заключенными и действующими.
Заявитель обратилась с заявлениями в администрацию городского округа «<адрес>» о внесении изменений в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № площадью 3316кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в связи с разделением земельного участка с кадастровыми номерами: № площадью 2730кв.м. и № площадью 586кв.м.
Также заявитель обратилась с заявлениями в администрацию городского округа «<адрес>» о внесении изменений в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1193кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с разделением земельного участка с кадастровыми номерами: № площадью 1077кв.м. и № площадью 116кв.м.
Обжалуется заявителем отказы в разделении земельных участков, однако таких заявлений в адрес администрации не имело место.
Возложение на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем совершения необходимых действий для решения вопроса о внесении изменений в договор аренды не соответствует принципу исполнимости. В материалах дела отсутствует доказательства, позволяющих установить предметы договоров аренды после произведенного самостоятельного, без согласования администрации ГО «<адрес>» разделения земельных участков. Для образования новых земельных участков необходимо предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки. По обстоятельствам дела арендатор без получения согласия арендодателя произвел раздел земельных участков. ФИО2 не обращалась в администрацию с заявлением об утверждении схемы разделения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании вышеуказанных норм действующего земельного законодательства и обстоятельств по делу, установленных судом, заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению:
С заявлением о разделении земельных участков ФИО2 в администрацию ГО «<адрес>» как к арендатору не обращалась, схему разделения земельного участка на кадастровом плане территории не предоставляла;
согласия администрации ГО «<адрес>», необходимого в силу ст.11.2 Земельного кодекса РФ на разделение не имеется;
отсутствуют доказательства, позволяющие установить предметы договоров аренды после произведенного самостоятельного, без согласования администрации ГО «<адрес>» разделения земельных участков;
нарушение прав заявителя не подтверждено и не усматривается судом;
требование об обязании администрации городского округа «<адрес>» рассмотреть заявление о разделе земельного участка не соответствует обстоятельствам дела, так как такого заявления не имелось;
продолжение требования внести изменения в действующие договоры аренды основаны на гражданских правоотношениях и не связаны с требованием о признании отказа в разделении земельных участков.
Иных требований и иных доказательств суду не представлено, об их истребовании не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Решил:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным решения администрации городского округа «<адрес>», выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в разделе земельного участка, предоставленного по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации городского округа «<адрес>» рассмотреть заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером № площадью 3316 кв.м., расположенного по адресу: РМЭ, <адрес>, находящегося в аренде по договору № от ДД.ММ.ГГГГ на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами: № площадью 2730 кв.м и № площадью 586 кв.м. внести соответствующие изменения в действующий договор аренды,
Отказать в удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным решения администрации городского округа «<адрес>», выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в разделе земельного участка, предоставленного по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации городского округа «<адрес>» рассмотреть заявление о разделе земельного участка с кадастровым номером № площадью 1193 кв.м., расположенного по адресу: РМЭ, <адрес>, находящегося в аренде по договору № от ДД.ММ.ГГГГ на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами: № площадью 2730 кв.м и № площадью 586 кв.м. внести соответствующие изменения в действующий договор аренды.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Б.Емельянова
Решение в окончательной форме принято
06 апреля 2015 года.