Решение по делу № 12-90/2019 от 22.10.2019

УИД № 11RS0001-01-2019-013640-27 Дело № 12-90/2019

РЕШЕНИЕ

02 декабря 2019 года с.Койгородок

Судья Сысольского районного суда Республики Коми (постоянное судебное присутствие в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми) Батова Л.А. рассмотрев жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиал АВО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» № 284 от 27 августа 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. № 284 от 27 августа 2019 года ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50000 рублей.

Не согласившись с постановлением ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиал АВО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» обратилось в суд с жалобой.

В обоснование жалобы указали, что на проведение осмотра места лесосек, проводимого 06.05.2019 ГУ РК «Сысольское лесничество» представители ПАО «МРСК Северо-Запада» не приглашались. С актом осмотра лесосеки от 06.05.2018 представители ГУ РК «Сысольское лесничество» не знакомили. Возможное наличие порубочных остатков в просеках ЛЭП не привело ни к каким последствиям в виде возникновения пожара и т.п. Из материалов дела не ясно, почему, вместо предупреждения Министерство назначило штраф.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли. В представленном отзыве указали, что не согласны с жалобой, поскольку постановление вынесено законно, обоснованно, с соблюдением всех процессуальных норм. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор аренды лесного участка от 27.03.2018 № С0990521/01/18-АЗ, в соответствии с которым Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,3549 гектар, расположенный на территории Республики Коми, Сысольский район, ГУ «Сысольское лесничество», Визингское участковое лесничество, квартал 156, выдела 2, 3, номер в государственном лесном реестре 079-2018-03.

Согласно п.4 договора Арендатору передается лесной участок с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования – под строительство ВЛ 10кВ, КТП 10/0,4 кВ в с.Визинга Сысольского района. Срок действия договора установлен с 27.03.2018 по 01.03.2019 (п.22 договора).

Согласно лесной декларации от 28.05.2018 ПАО «МРСК Северо-Запада» заявило об использовании лесного участка в квартале 156 в выделе 2, 3 Визингского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество» в период с 27.03.2018 по 01.03.2019.

06.05.2019 государственным инспектором по охране леса Визингского участкового лесничества ФИО1 проводился осмотр мест осуществления лесосечных работ на территории ГУ Сысольского лесничества на основании приказа № 63-П от 27.03.2019 «О проведении осмотра лесосек», в ходе которого выявлено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, которое выразилось в оставлении порубочных остатков в валах вдоль стены хвойного леса на расстоянии менее 10 метров на площади – 0, 0656 гектар; оставлена заготовленная древесина в штабелях, размещена вдоль стены хвойного леса на расстоянии менее 40 метров на площади 0,006 гектар. По итогам осмотра составлен акт осмотра лесосеки от 06.05.2019 года.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Статьей 99 Лесного кодекса РФ определено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.

Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонных линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 8 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляется:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

В силу пункта 16 вышеназванных Правил, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) кладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах, складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров – 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров – 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более – 60 метров.

Пунктами 34, 35 названных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждый 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 – 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие вещества – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, вести, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Республики Коми N 212 от 26 апреля 2019 года, начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми установлено с 29 апреля 2019 года. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах ПАО "МРСК Северо-Запада" в результате эксплуатации линейного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом осмотра лесосеки от 06.05.2019; абрисом осмотра мест осуществления лесосечных работ; фототаблицей; служебной запиской государственного инспектора по охране леса от 06.05.2019; договором аренды лесного участка № СО 990521/01/18-АЗ от 27.03.2018.

Вывод должностного лица о наличии в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам.

При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ПАО "МРСК Северо-Запада" в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие Обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено.

Допущенное Обществом нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлено и образует состав вмененного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах доводы жалобы, в которых заявитель оспаривает событие вмененного административного правонарушения, ссылается на недоказанность вины юридического лица, не могут быть приняты во внимание.

Утверждение в жалобе о проведении внеплановой проверки юридического лица с нарушением, установленного Федерального законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядка, не может быть принято во внимание.

Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки, а в результате осмотра лесного участка, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, статье 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учетом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.

Доводы жалобы о том, что на проведение осмотра места лесосек представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» не приглашался, противоречат материалам дела. Так, осмотр лесосеки производился в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» - начальника Сысольского РЭС ФИО2, его подпись имеется в акте осмотра лесосеки от 06.05.2019 (л.д.16). Соответственно, доводы жалобы о неознакомлении с актом осмотра лесосеки являются необоснованными.

Отсутствие вредных последствий не является исключительным обстоятельством, и должно оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, поскольку объектом посягательства является нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач в период пожароопасного сезона, горючих материалов, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде угрозы негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении указанных правил.

Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у юридического лица возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств - повторное совершение однородного правонарушения (постановления от 19.10.2018, 22.10.2018, 23.10.2018, 27.11.2018, 20.12.2018, 25.01.2019, 05.02.2019).

Вопреки доводам жалобы, административное наказание, назначенное должностным лицом административного органа, применено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.

Учитывая характер выявленных нарушений, посягающих на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности, выявленный факт нарушения требований пожарной безопасности в лесах, представляющий угрозу жизни и здоровью людей, не может быть признан малозначительным.

Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении № 284 от 27.08.2019 не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Королевой М.П. № 284 от 27 августа 2019 года о привлечении ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья Л.А.Батова

12-90/2019

Категория:
Административные
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Батова Лариса Александровна
Дело на странице суда
sysola.komi.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее