Дело № 2-20/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Новая Ляля. 23 января 2014 года.
Новолялинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой Т.Л.,
при секретаре Федоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 10» о возложении обязанности оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами) и рабочими столами в соответствии с санитарными правилами и нормами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 10» (далее – МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10») о возложении обязанности оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами) и рабочими столами в соответствии с санитарными правилами и нормами.
В обоснование иска прокурор Новолялинского района Свердловской области указал, что 11 декабря 2013 года в ходе выездной проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних при реализации приоритетного национального проекта «Образование», в том числе по созданию образовательными учреждениями условий, гарантирующих обучающимся и воспитанникам охрану их жизни и здоровья, установлено, что в МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10», расположенном по адресу ул. Кузнецова, 9, п. Лобва, Новолялинский район, Свердловская область в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, компьютерный класс (кабинет № 27) не соответствует требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства. В том числе выявлены следующие недостатки:
- в нарушение п. 11.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, конструкцией имеющихся в классе столов не предусмотрена плавная регулировка по высоте горизонтальной поверхности для размещения ПЭВМ и плавная регулировка по высоте и углу наклона с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении второй горизонтальной поверхности для клавиатуры, не предусмотрена опора поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети;
- в нарушение п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, кабинет оборудован ученическими стульями, а не рабочими стульями (креслами).
Выявленные нарушения ущемляют права несовершеннолетних, создают опасность причинения вреда здоровью учащимся МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» при работе с персональными электронно-вычислительными машинами в ходе образовательного процесса.
Просит обязать МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» устранить нарушения требований п.п. 9,6, 11.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а именно: в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами); в срок до 01 апреля 2015 года оборудовать компьютерный класс школы одноместными столами, предназначенными для работы с персональными электронно-вычислительными машинами.
Определением суда от 18 декабря 2013 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Свердловской области, Министерство образования Свердловской области, Управление образованием Новолялинского городского округа, Администрация Новолялинского городского округа.
В судебном заседании помощник прокурора Новолялинского района Ефремова Е.В. уточнила исковые требования, просила обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 10» (далее – МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10») устранить нарушения требований п.п. 9,6, 11.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а именно: в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами); в срок до 01 апреля 2015 года оборудовать компьютерный класс школы одноместными столами, предназначенными для работы с персональными электронно-вычислительными машинами, в остальном полностью поддержала требования, указанные в исковом заявлении, по предмету и основаниям иска.
Представитель ответчика МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» Гафуров В.А. иск признал и пояснил, что денежные средства, выделенные в 2013 году на приобретение мебели, были потрачены на приобретение учебников к учебному году. Обязуется до нового учебного года 01.09.2014 оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами) и одноместными столами, предназначенными для работы с персональными электронно-вычислительными машинами.
Представитель ответчика Администрация Новолялинского городского округа Старчикова Ю.С. иск не признала и пояснила, что она не оспаривает, что компьютерный класс должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПина, но считает, что администрация Новолялинского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с Уставом Новолялинского городского округа на территории Новолялинского городского округа существует Управление образованием, которое является отраслевым органом управления, соучредителем МБОУ НГО «СОШ № 10», и именного на него возложено обеспечение муниципальных образовательных учреждений техническими средствами обучения, к которым относятся стулья и столы.
Из возражений ответчика Администрация Новолялинского городского округа следует, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и структуры системы образования входят федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. В соответствии со ст. 34 Устава Новолялинского городского округа Управление образованием городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления городских округов в сфере образования, установленных ст. 9 Закона № 273-ФЗ относятся только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, которые финансируются из местных бюджетов. Закон № 273-ФЗ предусматривает предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций на финансирование расходов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (л.д. 36).
Представители ответчиков Министерства финансов Свердловской области и Управление образованием Новолялинского городского округа в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела , однако не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие .
В связи с чем суд считает возможным в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Из отзыва ответчика Министерства общего и профессионального образования Свердловской области следует, что на основании п. 4 Положения о Министерстве образования, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1302-ПП, Министерство образования осуществляет функции и полномочия учредителя только по отношению к государственным образовательным учреждениям Свердловской области, находящемся в непосредственном ведении Министерства образования. Функции и полномочия учредителя МБОУ НГО «СОШ № 10», согласно Уставу выполняет Управление образованием Новолялинского городского округа .
Из отзыва ответчика Управление образованием Новолялинского городского округа следует, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 2013 года № 1527-ПП «Об утверждении порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание и коммунальных расходов) в 2013-2015 г.г.». Решением Думы Новолялинского городского округа от 24 декабря 2012 года № 55 «О бюджете Новолялинского городского округа на 2013 год» формируется сводная бюджетная роспись лимитов бюджетных ассигнований в целях обеспечения бюджетного процесса по исполнению местного бюджета по учреждениям. Бюджет в разрезе учреждений распределяется по нормативам бюджетного финансирования муниципальных и автономных общеобразовательных учреждений, утвержденного постановлением Управления образованием Новолялинского городского округа № 28 от 26 декабря 2010 года и доводится до руководителей учреждения. Руководителями составляется план муниципального заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждений, на основании этого составляется смета расходов и расчеты к смете. В муниципальном заказе на поставки товаров руководители планируют приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, мебели, оборудования, программного обеспечения, спортивного инвентаря, учебников и т.д. Сметы составляются согласно порядку составления, учреждения и ведения бюджетной системы учреждения, утвержденного постановлением начальника Управления образованием Новолялинского городского округа от 30 декабря 2011 года № 6.5 и согласно выделенных средств .
Заслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, должны выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Согласно п.п. 9.1, 9.6, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года, при размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Из материалов дела следует, что приведенные требования действующего законодательства ответчиком МБОУ НГО «СОШ № 10» не выполняются.
Так, согласно рапорту помощника прокурора Новолялинского района, 11 декабря 2013 года в ходе выездной проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних при реализации приоритетного национального проекта «Образование», в том числе по созданию образовательными учреждениями условий, гарантирующих обучающимся и воспитанникам охрану их жизни и здоровья, установлено, что в МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10», расположенном по адресу ул. Кузнецова, 9, п. Лобва, Новолялинский район, Свердловская область в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, компьютерный класс (кабинет № 27) не соответствует требованиям санитарно - эпидемиологического законодательства. В том числе выявлены следующие недостатки:
- в нарушение п. 11.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, конструкцией имеющихся в классе столов не предусмотрена плавная регулировка по высоте горизонтальной поверхности для размещения ПЭВМ и плавная регулировка по высоте и углу наклона с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении второй горизонтальной поверхности для клавиатуры, не предусмотрена опора поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети;
- в нарушение п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, кабинет оборудован ученическими стульями, а не рабочими стульями (креслами) .
Согласно информации МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» от 23 января 2014 года, по устранению нарушений законодательства об охране здоровья несовершеннолетних при реализации приоритетного национального проекта «Образование» представление прокуратуры Новолялинского района «Об устранении нарушений законодательства об охране здоровья несовершеннолетних» рассмотрено на совещании при директоре и принято решение о замене компьютерных столов и стульев в соответствии с СанПиНом 2.2.2/2.3.13400-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы» .
В судебном заседании стороны не отрицали, что выявленные нарушения имеют место. Представитель ответчика МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» Гафуров В.А. с указанными нарушениями согласен, пояснив, что нарушения будут устранены по мере поступления денежных средств.
Согласно Уставу МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» является юридическим лицом, имеет план финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципального образование Новолялинский городской округ. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образованием Новолялинского городского округа .
В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности от 24 мая 2012 года № 16090, МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности .
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, 25 февраля 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица МКОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» .
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год, предусмотрено поступление субсидии на выполнение муниципального задания, в том числе на учебные расходы в размере 890 000 рублей .
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку установленные нарушения ущемляют права ребенка, создают опасность причинения вреда учащимся в будущем, угрозу их жизни и здоровью, признаны МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10», требования прокурора об устранении данных нарушений являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Таким образом, субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения в силу абзаца 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена. МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» отвечает по своим обязательствам самостоятельно и получает финансовое обеспечение в рамках муниципального задания.
Поэтому суд считает, что Министерство финансов Свердловской области, Министерство образования Свердловской области, Управление образованием Новолялинского городского округа и Администрация Новолялинского городского округа подлежат освобождению от гражданской ответственности по настоящему делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор как истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с чем МБОУ НГО «Средняя общеобразовательная школа № 10» освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 10» о возложении обязанности оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами) и рабочими столами в соответствии с санитарными правилами и нормами удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 10» устранить нарушения требований п.п. 9,6, 11.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а именно: в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать компьютерный класс школы рабочими стульями (креслами); в срок до 01 апреля 2015 года оборудовать компьютерный класс школы одноместными столами, предназначенными для работы с персональными электронно-вычислительными машинами.
Освободить Министерство финансов Свердловской области, Министерство образования Свердловской области, Управление образованием Новолялинского городского округа и Администрацию Новолялинского городского округа от гражданской ответственности по настоящему делу.
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Новолялинский районный суд Свердловской области.
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2014.
Судья: Новикова Т.Л.
Решение вступило в законную силу 03.03.2014.