КОПИЯ
Дело № 2-883/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2022 года город Усмань Липецкая область
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Поляковой О.М.,
при секретаре Зверевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-883/2022 по иску Кузнецова Виталия Павловича к ООО «Чистый город» о признании действий по включению суммы долга в платежный документ неправомерными, взыскании морального вреда, оспаривании договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и ответа на обращение,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.П. обратился с иском к ООО «Чистый город» о признании действий по включению суммы долга в платежный документ неправомерными, взыскании морального вреда, ссылаясь на то, что 18.08.2022 на его адрес пришла квитанция об оплате услуг ООО «Чистый город» на сумму 488,86 руб., при этом была указана сумма долга 244,43 руб. Подобные действия были в марте 2022 года, когда была выставлена сумма долга 1097,71 руб. Так как у истца не имелось задолженности, он обратился в офис ООО «Чистый город» по ул. Радищева, 117, но от него отказались принимать плату по тарифу, требуя оплатить 488,86 руб., высказывая обвинения и унижения в адрес истца. Просит признать неправомерными действия ООО «Чистый город» по включению суммы долга в платежный документ, обязать директора Елисеева А.Л. привлечь к ответственности лиц, которые высылают подобные платежные документы в адрес истца, взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Истец Кузнецов В.П. обратился также с иском к ООО «Чистый город» об оспаривании договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и ответа на обращение, мотивируя требования тем, что истцом 19.08.2022 была подана жалоба на нарушения ООО «Чистый город», жалобу приняла Беляева В.В., но не оформила ее в журнале, не поставила печать. Истец не согласен с условиями публичного договора на вывоз ТБО, неоднократно обращался в ООО «Чистый город» с заявлением о составлении индивидуального договора на вывоз ТБО, в котором истец смог бы изложить свои требования и условия, договор не составляют, нарушая его права. Просит признать публичную оферту по оказанию услуг Кузнецову В.П. ущемляющей его права как потребителя, обязать ООО «Чистый город» составить в соответствии с законом РФ взаимоустраивающий договор, признать ответ Дуева М.В. от 01.09.2022 №598 недействительным.
Определением Усманского районного суда Липецкой области от 27.09.2022 требования Кузнецова В.П. объединены в одно производство.
Истец Кузнецов В.П. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно объяснил, что включение в платежный документ долга за вывоз ТБО в размере 244 руб. неправомерно, поскольку у него не имелось задолженности, включение долга в квитанции носит систематический характер, ранее в марте 2022 года также была указана в квитанции сумма долга в размере 1097,71 руб. Истец неоднократно обращался к ответчику с требованиями составить договор на оказание услуг, в котором он смог бы указать все свои требования и условия транспортировки ТКО, но ответчик уклоняется от заключения указанного договора, требует предоставления дополнительных документов, но при этом у ответчика имеются данные на истца, имеется лицевой счет, в котором указаны все сведения.
Представитель ответчика ООО «Чистый город» Углова Л.А. исковые требования не признала, указав, что цена на услугу регионального оператора определена в пределах единого тарифа, утвержденного уполномоченным органом субъекта РФ. 19.08.2022 в абонентский отдел по ул. Радищева г. Усмань действительно обратился Кузнецов В.П. с претензией о двойном начислении платы за услугу по обращению с ТКО за август 2022 года, сотрудник ООО «Чистый город» объяснила истцу, что произошел сбой в программе, долга у Кузнецова В.П. не имеется, плата за услуги составляет 244,43 руб. На претензию Кузнецова В.П. был дан ответ представителем Дуевым М.В. от 01.09.2022, какая-либо излишняя плата с истца не удерживалась. На претензию Кузнецова В.П. о заключении отдельного договора на оказание услуг по вывозу ТБО истцу был дан ответ о необходимости предоставления правоустанавливающих документов для возможности составить проект договора. Истцом документы так и не были предоставлены региональному оператору, в связи с чем, заключить договор не имелось возможности.
Представила письменный отзыв на иск.
Третье лицо Кузнецова Л.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица Кузнецовой Л.И.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ч.5 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Обязанность собственника помещения по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными с организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности в установленном законом порядке, предусмотрена ст.ст. 153,154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Размер платы за коммунальные услуги установлен нормами ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда России Федерации от 27.06.2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность собственника жилого помещения и проживающих с ним членов его семьи по несению расходов на содержание принадлежащего ему имущества, в том числе по оплате за сбор и вывоз ТКО.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 155.
В силу прямого указания п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 года N354, платежные документы, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который, производится оплата.
В силу ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, договором управления установлен срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), согласно п. 69 которых, в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного п.п. 42 и 42(1) настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с п.п. 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Пунктом 71 Правил предусмотрено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 года № 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендация по ее заполнению.
В судебном заседании установлено, что в силу подписанного 30.04.2018 года соглашения, заключенного с Управлением ЖКХ Липецкой области, ООО «Чистый город» исполняет обязанности Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Грязинского, Добринского и Усманского районов, осуществляет уборку твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно лицензии № № ООО «Чистый город» имеет право на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Истец зарегистрирован и проживает на территории Усманского муниципального района Липецкой области, ему принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Третье лицо Кузнецова Л.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>, и является членом семьи Кузнецова В.П.
В соответствии с постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 13.12.2021 года предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город» на территории зоны Грязинская Липецкой области (Грязинский, Добринский район и Усманский районы) на период с 01.01.2022 года по 31.12.2028 года составляет с 01.07.2022 516,32 руб. за 1 куб. м.
В августе 2022 года ответчиком истцу предъявлен к оплате оспариваемый платежный документ - счет за август 2022 года, который содержит сведения, указанные в п. 69 Правил, в том числе указание на сумму долга в размере 244,43 руб.
Из объяснений истца следует, что у него не имелось задолженности по оплате услуг за вывоз ТБО, что не оспаривалось и представителем ответчика в судебном заседании.
Представитель ответчика указал, что включение суммы долга в квитанции, направленной истцу, в размере 244,43 руб. возникло по причине сбоя в программе, задолженности у истца не имелось, недостатки были устранены, в лицевом счете сумма долга не отражалась.
Согласно выписки из лицевого счета №№ за июль 2022 года истцу была начислена плата за услуги в размере 232,34 руб., за август 2022 года начислена и оплачена сумма в размере 232,34 руб.
Таким образом, из представленного расчета следует, что истцом были оплачены услуги за вывоз ТКО за период июль-август 2022 года в пределах начисленной платы без взыскания какой-либо задолженности.
Указание в платежном документе сведений о задолженности не свидетельствует о незаконности платежного документа, а также неправомерности действий регионального оператора. Это лишь напоминание для собственника об исполнении возложенных на него законом обязанностей. При этом, региональный оператор имеет право публиковать напоминание о необходимости погасить долг в платежном документе. Это не нарушает интересов получателей счетов, а является лишь способом напомнить плательщикам о необходимости оплатить задолженность при ее наличии.
В данном случае действия ООО «Чистый город» по выставлению счета с указанием долга не свидетельствует о нарушении прав Кузнецова В.П., поскольку взыскание указанной в квитанции задолженности до настоящего времени ответчиком не произведено.
Кроме того, в случае взыскания ответчиком долга в судебном порядке Кузнецов В.П. вправе оспаривать обоснованность его начисления, как и достоверность расчета в части объемов и стоимости потребленной коммунальной услуги.
При добровольной оплате выставленного счета истец также вправе обратиться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, оспаривая обоснованность расчета.
Разрешая требования истца о признании публичного договора на оказание услуг по вывозу ТБО от 14.06.2018 по отношению к потребителю Кузнецову В.П. недействительным и возложении обязанности на ООО «Чистый город» заключить индивидуальный договор с Кузнецовым В.П. суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
П. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п.1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п.2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
14.06.2018 г. в газете «Новая жизнь» ООО «Чистый город» опубликовало публичную оферту о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц - собственников домовладений, а также земельных участков населенных пунктов, входящих в зону деятельности регионального оператора, включающей территории Грязинского, Добринского, Усманского муниципальных районов Липецкой области, не заключивших прямой договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Названная оферта также размещена на официальном сайте ООО «Чистый город»: https://cleansity48.ru/.
По условиям указанного договора исполнитель обязуется оказывать услуги по обращению с отходами (регулярному сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов, согласно утвержденному им графику), а потребитель обязуется производить оплату этих услуг.
Вышеуказанный договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, опубликованный в газете «Новая жизнь», является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п.1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 (в редакции, действовавшей до 11.07.2018 г.), заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Правила накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Пунктом 8.1 предусмотрено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4 Правил).
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (п. 8.5).
В заявке потребителя указываются следующие сведения (п.8.6):
а) реквизиты потребителя: для юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, фактический адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты и документы, удостоверяющие право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты; для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя;
б) наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1) настоящих Правил;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
К заявке потребителя прилагаются следующие документы (п.8.7): а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; б) документы, подтверждающие наличие: у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов; у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); г) документы, содержащие сведения: о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8.7 настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (п. 8.8).
В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8.6 и 8.7 настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8.6 и 8.7 настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (п. 8.10).
Из материалов дела следует, что 29.12.2021 Кузнецов В.П. обратился в ООО «Чистый город» с требованием заключить договор на оказание услуг по вывозу ТКО.
13.01.2022, а также дополнительно 24.02.2022, истцу был дан ответ на его заявление с предложением предоставить документы, предусмотренные п. 8.6 Правил заключения договора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, для возможности составления договора на услуги по обращению с ТКО.
Поскольку истцом не были предоставлены необходимые сведения и документы, региональный оператор прекратил рассмотрение заявки потребителя.
Сведений о том, что истцом были направлены ответчику необходимые для заключения договора оказания услуг документы, в материалах дела не имеется.
Боле того, в судебном заседании истец не оспаривал факт того, что не предоставил ответчику указанные документы, а также не приложил необходимые документы и к вновь поданному заявлению о заключении договора от 07.11.2022, мотивируя, что у ответчика имеются необходимые сведения.
Таким образом, оснований для возложения обязанности на ООО «Чистый город» заключить договор на оказание услуг по обращению с ТБО с Кузнецовым В.П. при рассмотрении настоящего иска не имеется.
То обстоятельство, что истец не согласен с содержанием ответа представителя ООО «Чистый город» Дуева М.В. от 01.09.2022, не является основанием для признания указанного ответа недействительным и неправомерным.
Ответ от 01.09.2022 был дан заявителю в установленные сроки лицом, имеющим доверенность на представление интересов ООО «Чистый город».
Истец также не лишен возможности обратиться в ООО «Чистый город» с надлежащим образом оформленной заявкой на заключение такого договора в письменной форме с указанием и приложением предусмотренных сведений и документов.
Более того, договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, опубликованный в газете «Новая жизнь», считается заключенным на условиях типового договора, между истцом и ответчиками уже существуют договорные отношения, поскольку ООО «Чистый город» фактически оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а истец принимает услуги.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права.
Компенсация морального вреда, являясь мерой гражданско-правовой ответственности, предполагает наличие состава гражданского правонарушения: совершение действий (бездействий), посягающих на нематериальные блага или личные неимущественные права; нравственные или физические страдания; причинная связь между действиями (бездействиями) и страданиями; вина причинителя вреда (за исключением случаев, установленных ст. 1100 ГК РФ, когда вина причинителя вреда не является условием ответственности).
Поскольку судом не установлено, что ответчиком ООО «Чистый город» нарушены права истца, истцом не доказана причинная связь между действиями ответчика и физическими или нравственными страданиями, которые у него, по его мнению, имелись, требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Кузнецова Виталия Павловича к ООО «Чистый город» о признании действий по включению суммы долга в платежный документ неправомерными, взыскании морального вреда, оспаривании договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и ответа на обращение – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Усманский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.М. Полякова
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2022 года.
Судья О.М. Полякова
Копия верна.
Судья: О.М. Полякова
УИД 48RS0018-01-2022-001257-90
Решение не вступило в законную силу 15.11.2022.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-883/2022.
Секретарь: И.А. Зверева