Решение по делу № 5-2506/2021 от 24.09.2021

К делу №5-2506/2021

МАЙКОПСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д.199 факс, телефон (8772)52-24-00,

адрес эл. почты: maikopsky.adg@sudrf.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 октября 2021 г.                                     г. Майкоп

Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Зубков Г.А.,

с участием представителей Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» Казначевской О.С.,Аракелян К.В. и Меркушева Ю.Н.,

рассмотрев в отношении Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» (ИНН 0105038964, КПП 010501001, ОГРН 1030100529546, дата присвоения ОГРН – 17.02.2003г., юридический адрес: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

государственным инспектором отдела государственного экологического надзора по Республике Адыгея Южного межрегионального управления Росприроднадзора Корсун Г.С. 09 июня 2021 года составлен протокол № 08-01-80-ЭР об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп».

Согласно протоколу Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» 23 апреля 2021 года в 14 часов 00 минут совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, по факту нарушения – использования прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта, с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, которое выразилось в следующем. При проведении обследования территории в районе географических координат 440 35.447 с.ш. 400 06.827 в.д. специалистом – экспертом ОГЭН по РА установлено, что на данной территории имеется засыпка грунтом, вперемешку со строительным мусором территории водоохранной зоны и природного русла реки Белой в районе ул. Лесной, между ул. Кубанской и ул. Шовгенова в г. Майкопе Республики Адыгея. На указанной территории обнаружено размещение отходов от 4 до 5 класса опасности, морфологический состав которых, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242, включает в себя: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме – 5 класс опасности (код 8 22 201 01 21 5), трубы, муфты из асбоцемента, утратившие потребительские свойства, незагрязненные – 4 класс опасности (код 4 55 510 01 51 4), покрышки пневматических шин отработанные – 4 класс опасности (код 9 21 130 00 00 0), грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами – 5 класс опасности (код 8 11 100 01 49 5).

В протоколе № 08-01-80-ЭР также указано, что земельные участки по данному адресу, на которых обнаружено несанкционированное размещение отходов, не зарегистрированы как ОРО (объект размещения отходов), а также не внесены в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов). Право собственности или права аренды на земельные участки по вышеуказанным координатам не зарегистрированы, в связи с чем, по мнению государственного инспектора на основании п. 8.1, пунктов 9.3, 9.16 Положения о Комитете по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» (утвержденного Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 23 июля 2014 года № 66-рс) Комитет осуществляет права собственника в отношении указанной территории. Вина Комитета выражается в несоблюдении требований природоохранного законодательства РФ в части осуществления контроля за использованием земель как собственника распорядителя земель, Комитет, как лицо, обладающее правами собственника земельного участка в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при накоплении строительных отходов, что выражается в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки строительных отходов.

В судебном заседании исполняющая обязанности заместителя Главы Администрации, руководителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» Казначевская О.С, а также представители Комитета Аракелян К.В. и Меркушев Ю.Н. просили производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в отношении Комитета.

Представитель отдела государственного экологического надзора по Республике Адыгея Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Выслушав доводы представителей Комитета, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статья 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой, состоит в использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Субъектами предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ административного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, использующие прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о береговой полосе р. Белой с реестровым (учетным) номером 01:00-6.87. В соответствии с представленной в материалы дела топографической сьемкой территории, расположенной в районе ул. Лесной в кадастровом квартале 01:08:0508061, указанные в протоколе № 08-01-80-ЭР координаты находятся в пределах береговой полосы реки Белой.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных коммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. При этом реки находятся исключительно в федеральной собственности.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое, как природный комплекс, следовательно, береговая полоса в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации независимо от государственной регистрации права.

Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять только Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 308-ЭС15-13877.

Таким образом, органам местного самоуправления не предоставлено право управления и распоряжения такими земельными участками.

Между тем, материалы дела не содержат сведений о зарегистрированном в установленном порядке права муниципальной собственности на спорный земельный участок.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку Комитет не является собственником вышеуказанного земельного участка в районе географических координат 440 35.447 с.ш. 400 06.827 в.д., а также не наделен законом правами собственника в отношении указанного земельного участка, то по смыслу ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ он не может являться субъектом вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем не может нести ответственность в связи с организацией несанкционированной свалки на указанной территории.

Кроме того, оценивая полномочия Комитета, суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 1.1., 1.4. Положения об администрации муниципального образования «Город Майкоп», утвержденного постановлением Совета народных депутатовмуниципального образования «Город Майкоп» от 1 февраля 2006 года № 13-ПС Администрация муниципального образования «Город Майкоп» в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Майкоп» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп», наделенным Уставом муниципального образования «Город Майкоп» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Республики Адыгея.

В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования «Город Майкоп», принятого Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 19 апреля 2018 года № 301-рс, Решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 14 июня 2018 года № 515 «Об утверждении структуры Администрации муниципального образования «Город Майкоп» в структуру Администрации входят различные отраслевые (функциональные) структурные подразделения, в т.ч. Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп».

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, материалы дела, включая протокол № 08-01-80-ЭР, не содержат сведений о наделении Комитета в структуре Администрации муниципального образования «Город Майкоп» полномочиями в области организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Так, постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп от 24 июня 2004 г. № 376 «О Положении о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Майкоп» (в редакции, действовавшей на дату выявления правонарушения) организация мероприятий по охране окружающей среды в части выявления и ликвидация несанкционированных свалок к полномочиям органа муниципального земельного контроля не отнесена.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие в действиях Комитета состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, исключает дальнейшее производство по делу и, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, влечет прекращение производства по нему.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» (ИНН 0105038964, КПП 010501001, ОГРН 1030100529546, дата присвоения ОГРН – 17.02.2003г., юридический адрес: г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21) прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья                    -подпись-                  Г.А. Зубков

Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2021-005688-32

Подлинник находится в материалах дела № 5-2506/2021 в Майкопском городском суде Республики Адыгея

5-2506/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп"
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Зубков Геннадий Анатольевич
Статьи

8.42

Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
24.09.2021Передача дела судье
27.09.2021Подготовка дела к рассмотрению
19.10.2021Рассмотрение дела по существу
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее