УИД: 78RS0№-31
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 19 июля 2023 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.А.
при секретаре ФИО3
с участием прокурора ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО6 ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Санкт-Петербурга (с учетом уточнений иска) обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО7 ФИО1 об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ФИО8 ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом, страдает заболеванием: <данные изъяты>. Согласно выписке из истории болезни № СПб ГАУЗ «Хоспис (детский)», питание ребенка ФИО9 ФИО1 производится через гастростому смесью «Нутриен стандарт». Согласно заключению врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический специализированный центр высоких медицинских технологий» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 ФИО1 по жизненным показаниям рекомендовано питание смесью «Нутриен стандарт». В соответствии с протоколом врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника №» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 ФИО1 показано специализированное лечебное питание по жизненным показаниям смесью «Нутриен стандарт с пищевыми волокнами NUTRIEN Standart Fiber» из расчета 102 пачки сухой смеси в год. Вместе с тем, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга отказывает в организации льготного обеспечения ребенка данным специализированным питанием.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство здравоохранения РФ, Комитет финансов Санкт-Петербурга, СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника №».
Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал.
Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, возражает против требований иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника №» в суд не явился, в суд направил актуальный протокол врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО12 ФИО1 по жизненным показаниям показано специализированное лечебное питание смесью «Нутриен стандарт с пищевыми волокнами NUTRIEN Standart Fiber» из расчета 120 пачек сухой смеси в год, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третьи лица - Министерство здравоохранения РФ, Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, возражений на иск не предоставили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствие с п. 1.3-1. «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1070 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Комитете по здравоохранению", Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга. Одной из основных задач Комитета является, согласно п.2.1 Положения, реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере охраны здоровья граждан.
В силу п. 3.7 Положения, Комитет организует оказание населению Санкт-Петербурга обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
В силу п.3.8 Положения, Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования как за счет бюджета субъекта, так и за счет федеральных субвенций, привлекаемых на эти цели.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 816-О-О, право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п.9 ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. В силу требований ч.1 ст. 6.2 этого же закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч.1 ст.137 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу части 15 статьи 137 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п. п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 502н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", к компетенции врачебной комиссии относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение детей-инвалидов лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированым питанием по рецептам врачей бесплатно. При этом, суд полагает, что действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения инвалида (тем более ребенка-инвалида) в том случае, если причиной такой инвалидности явилось жизнеугрожающее и хроническое прогрессирующее заболевание. Данная позиция отражена, в частности, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность принятия необходимых мер для обеспечения права на жизнь и на охрану здоровья инвалидов.
Таким образом, суд полагает, что при наличии медицинских показаний (в том числе, по жизненным показаниям) врачебная комиссия вправе принять решение о назначении пациенту конкретного лечебного питания и, в случае, если это питание не входит в стандарт медицинской помощи, поскольку при определенных заболеваниях специализированные продукты лечебного питания являются патогенетической терапией, то есть основным или существенным методом лечения.
В настоящем случае установлено, что несовершеннолетний ФИО13 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, страдает заболеванием: <данные изъяты>. Стандартами медицинской помощи не предусматривается обеспечение ребенка-инвалида лечебным питанием при указанных заболеваниях.
Согласно выписке из истории болезни № СПб ГАУЗ «Хоспис (детский)», питание ребенка ФИО14 ФИО1 производится через гастростому смесью «Нутриен стандарт». Согласно заключению врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический специализированный центр высоких медицинских технологий» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 ФИО1 по жизненным показаниям рекомендовано питание смесью «Нутриен стандарт». В соответствии с протоколом врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Детская городская поликлиника №» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 ФИО1 показано специализированное лечебное питание по жизненным показаниям смесью «Нутриен стандарт с пищевыми волокнами NUTRIEN Standart Fiber» из расчета 102 пачки сухой смеси в год.
Суд полагает, что, хотя указанное лечебное питание не входит в стандарт оказания медицинской помощи, однако, поскольку врачебными комиссиями медицинских учреждений принято решение о необходимости обеспечения ФИО17 ФИО1 специализированным лечебным питанием по жизненным показаниям, отказ ответчика в организации обеспечения данным питанием противоречит требованиям закона. Делая данный вывод, суд также учитывает, что избранный медицинскими комиссиями вид специализированного питания не противоречит Перечню специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3731-р.
Суд полагает, что отказом Комитета по здравоохранению организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО18 ФИО1 указанным специализированным лечебным питанием нарушены права на жизнь и здоровье ребенка, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает возможным обязать Комитет по здравоохранению организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО19 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным лечебным питанием смесью «Нутриен стандарт с пищевыми волокнами NUTRIEN Standart Fiber» из расчета 102 пачки сухой смеси в год.
Довод ответчика об отсутствии достаточного финансирования не может быть положен в основу отказа в настоящем иске, поскольку по своей природе этот довод является неправовым. По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценила бы установленную гарантию на обеспечение ребенка-инвалида государственной социальной помощью в виде набора социальных услуг на льготной основе, поскольку предоставление такой помощи должно быть своевременным и полным.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд, с учетом ходатайства прокурора, считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, учитывая необходимость ежедневного приема ФИО22 ФИО1 назначенного безальтернативного специализированного лекарственного питания на постоянной основе и по жизненным показаниям, а также тяжесть заболевания ребенка и его инвалидность.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО20 ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием – удовлетворить.
Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО21 ФИО1, рождения ДД.ММ.ГГГГ, специализированным продуктом лечебного питания – смесью «Нутриен стандарт с пищевыми волокнами NUTRIEN Standart Fiber» по жизненным показаниям на весь срок лечения из расчета 102 пачки сухой смеси в год.
Решение суда обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд.
Судья: