<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2022 года г. Кинель Самарская область
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Трибунской Л.М.,
при секретаре Абросимовой К.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-717/2022 по исковому заявлению Красильниковой Г. И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании публичного договора недействительным и возложении обязанности по заключению договора
УСТАНОВИЛ:
Красильникова Г.И. обратилась в Кинельский районный суд с требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ООО «ЭкоСтройРесурс», согласно которых просила урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора №/физ. лицо на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ, путем внесения в договор следующих условий: пункт 6.2. Договора в части определения S читать в следующей редакции: «S - количество заездов спецтехники (мусоровозов) в зону расположения места площадки накопления ТКО в месяц, фиксируемое в журнале учета заездов спецтехники; пункт 13.1. договора изложить в следующей редакции: «Сторонами определена периодичность оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов следующим образом: по мере необходимости (по телефонному звонку-заявке потребителя) по номеру телефона, при этом каждый вывоз номинального объема индивидуальных накопителей фиксируется в журнале вывоза ТКО, о чем проставляются росписи потребителя и представителя регионального оператора»; пункт 25. договора изложить в следующей редакции: «Договор заключается на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г»; приложение №1 изложить в редакции согласно приложению №1 к настоящему протоколу разногласий.
В судебном заседании истец Красильникова Г.И. и её представитель Брагина Е.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований, дали пояснения в соответствии с доводами, приведенными в исковом заявлении и письменных пояснениях по делу, приобщенных к материалам дела.
Из содержания иска и пояснений представителя истца следует, что истец является потенциальным потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО поставляемой Ответчиком, поскольку истцу на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о праве собственности. Данный адрес относится к территории, которая обслуживается региональным оператором. ДД.ММ.ГГГГ. Красильникова Г. И. обратилась к региональному оператору ООО «ЭкоСтройРесурс» с заявлением о применении к ней коммерческого учёта твёрдых коммунальных отходов расчётным путём исходя из количества и объёма контейнеров для накопления твёрдых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твёрдых коммунальных отходов - около жилого дома. Ее площадка накопления ТКО соответствует требованиям, установленным Законом об отходах и Порядком накопления ТКО, что подтверждается заключением Роспотребнадзора по Самарской области. В связи с чем, в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ №505 от 03.06.2016г., полагая необходимым применить к ней абз.3 подпункта а) п.5 постановления Правительства РФ №505 от 03.06.2016г. В связи с тем, что подпункт а) п.5 Правил №505 гласит: «Коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления либо из количества и объёма контейнеров. При этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника производить учёт объёма и массы только способом исходя из нормативного накопления. Соответственно, собственник вправе выбрать любой способ коммерческого учёта, предусмотренный данным пунктом. Указано, что п.8 вышеуказанных Правил № 505 устанавливается только для ситуаций, когда применяется система раздельного сбора ТКО. Поскольку на принадлежащем ей же земельном участке организован раздельный сбор ТКО, истец требовала применения именно данного параметра расчёта. Иных ограничений на применение способа коммерческого учёта Правила №505 не содержат. В связи с вышеизложенным Истцом в адрес Ответчика был направлен проект договора, который ответчик отклонил и направил свой проект с учетом пожеланий истца. Однако даже с исправленным договором, направленным в адрес Истицы - договор №/физ. лицо на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ., который предлагает заключить Ответчик, Красильникова Г.И. не согласна в части, приведенной в протоколе разногласий. Указанный протокол разногласий Ответчик частично принял, при этом остались отвергнутыми ключевые положения: Пункт 6.2. Договора в части определения S читать в следующей редакции: «S - количество заездов спецтехники (мусоровозов) в зону расположения места площадки накопления ТКО в месяц, фиксируемое в журнале учета заездов спецтехники; Пункт 13.1. договора изложить в следующей редакции: «Сторонами определена периодичность оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов следующим образом: по мере необходимости (по телефонному звонку-заявке потребителя) по номеру телефона: При этом каждый вывоз номинального объема индивидуальных накопителей фиксируется в журнале вывоза ТКО, о чем проставляются росписи потребителя и представителя регионального оператора»; Пункт 25. договора изложить в следующей редакции: «Договор заключается на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.»; приложение №1 изложить в редакции согласно приложению №1 к настоящему протоколу разногласий. Ответчик направил в адрес истца протокол согласования разногласий, в котором указанные разногласия остались неразрешенными. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории <адрес> осуществляется Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс». Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес> присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Региональный оператор в своих возражениях указывает в качестве основания несогласия с иском: Включение площадки для накопления ТКО в Реестр мест (площадок) накопления ТКО не имеет юридического значения и что региональный оператор обязан вывозить ТКО исключительно согласно территориальной схеме субъекта РФ. Пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), предусмотрено, что в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами № 1156 не предусмотрен. Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление 7-го Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А03-17321/2020). Ссылка истца на предусмотренную пп. «в» п. 20 постановления Правительства № 1130 возможность потребителя вносить предложения по корректировке территориальной схемы не освобождает Регионального оператора от исполнения им указанной выше обязанности по направлению информации о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом следует отметить, что нормами законодательства не предусмотрены полномочия регионального оператора давать оценку местам накопления ТКО на предмет их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям и, основываясь на этой субъективной оценке, отказывать от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которые накапливают отходы в месте накопления, указанном в договоре, а также согласованном органом местного самоуправления и включенном в реестр мест (площадок) накопления ТКО. В ДД.ММ.ГГГГ году Красильниковой Г.И. в управление Роспотребнадзора было подано заявление, согласно которому ею было организовано место для сбора мусора. Контейнерная площадка организована по правилам раздельного сбора мусора, что подтверждается заключением. Заключение выдано на площадку именно для раздельного сбора мусора, что подтверждается следующим. Согласно п.6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.43648-20 « Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный N 61573) - в случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи должно быть не менее 8 метров. Согласно заявке Администрации г.о. Кинель № № ДД.ММ.ГГГГ. с приложением схемы данных об источниках образования "ГКО, а также данных геолокации установлено, что контейнерная площадка располагается в 8 м. жилого дома. В связи с тем, что заключение подтверждает правомерность размещения площадки, полагаем доказанным факт выдачи разрешения на площадку для раздельного сбора мусора.
Представитель ответчика ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, судом извещен, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также свою позицию по настоящему иску изложил в письменном отзыве на иск, имеющемся в материалах дела, возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лицо привлечена МБУ «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель».
Представитель третьего лица МБУ «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель» в судебное заседание не явился, судом извещен, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также сообщил, что у третьего лица МБУ «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель» отсутствуют прямые взаимоотношения с истцом и ответчиком.
Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Красильникова Г.И. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок оказания и оплата коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 №354.
В силу п. 148(30) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к Правилам №354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребителя», ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Красильникова Г.И. обратился к Региональному оператору ООО «ЭкоСтройРесурс» с заявлением о применении к ней коммерческого учёта твердых коммунальных отходов расчетным путём исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов- около своего жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» направлен проект договора №.
Однако Красильникова Г.И. не согласившись с проектом договора № в части, направила ДД.ММ.ГГГГ. протокол разногласий к указанному договору.
Из ответа регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» на протокол согласования разногласий от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что система раздельного накопления ТКО не предусмотрена региональным законодательством <адрес>. В расчёт платы за коммунальную услугу по обращению ТКО используется единый предельный тариф регионального оператора, в который раздельное накопление и вывоз ТКО не включены. На федеральном уровне законодательно не утвержден в Сан-ПиН, регламентирующий порядок обращения с ТКО в случае введения на территории субъекта Российской Федерации раздельного накопления. Также до настоящего времени не закреплены периодичность вывоза раздельно накопленных по фракциям отходов, а также утверждена методика складирования отсортированных с ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов. В связи с чем, довод истца о том, что им организован раздельный сбор ТКО является не состоятельным, поскольку территориальная схема <адрес> не включает в себя места (площадки) раздельного накопления ТКО. Согласно пункту 14 Порядка раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями путем их разделения по отдельным видам отходов и их последующего складирования в специально маркированные контейнеры. Организация раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> осуществляется с применением двухконтейнерной системы раздельного накопления:
- отходов, содержащих полимерные материалы, бумагу, картон, стекло, металл, отходы электронного оборудования (сухие перерабатываемые отходы);
- прочих отходов.
На местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов для раздельного накопления размещаются контейнер (контейнеры) для сухих перерабатываемых отходов и отдельно контейнер (контейнеры) для прочих отходов.
Контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение о видах отходов, подлежащих накоплению в соответствующих контейнерах. При этом текстовое и (или) графическое обозначение о видах отходов на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления сухих перерабатываемых отходов, должно быть выполнено с применением зеленой цветовой индикации, а на контейнере (контейнерах), используемом (используемых) для накопления прочих отходов, - с применением желтой цветовой индикации.
Как следует из пункта 15 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес> ( утвержденного Постановлением правительства Самарской области от 7 июля 2020 г № 471) предусматривается поэтапное введение данной системы накопления.
Поэтапное введение раздельной системы накопления предусматривает, что Органы местного самоуправления должны определить места (площадки) для раздельного накопления отходов, схемы их размещения на соответствующей территории, проведение мероприятий по обустройству (установке) мест (площадок) накопления отходов, в том числе размещение контейнеров для раздельного накопления и включение в реестр мест (площадок) накопления отходов. В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления отходов с органом местного самоуправления.
Обязанность внесения изменения в территориальную схему утвержденным Порядком возлагается на Министерство Энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Согласно Порядка места (площадки) раздельного накопления отходов в территориальную схему включаются по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года.
Судом установлено, что организованная истцом площадка для раздельного сбора ТКО, до настоящего времени в территориальную схему не включена.
В соответствии с пунктом 84 Распоряжения Губернатора Самарской области от 6 марта 2020 года N 77-р "Об утверждении Программы действий Правительства Самарской области на 2020 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и Послания Губернатора Самарской области от 3 февраля 2020 года", на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области возложена обязанность разработать проект "дорожной карты" по введению раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Самарской области и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (срок исполнения - ДД.ММ.ГГГГ года).
Федеральный план мероприятий ("дорожная карта") по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов утвержден распоряжением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 1 июня 2020 года N 4586/п-П11. Указанным документом предусматривается подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство в части регулирования отношений по обращению с вторичными ресурсами (в IV квартале 2020 года), внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации в части установления правил осуществления раздельного накопления твердых коммунальных отходов и в части системы коммерческого учета раздельно накопленных твердых коммунальных отходов, установления особенностей расчета платы за обращение с отходами при их раздельном накоплении (в I квартале 2021 года). Особо оговорено в плане мероприятий внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в части включения в реестры мест (площадок) накопления отходов сведений о количестве и видах контейнеров для раздельного накопления (в I квартале 2021 года).
Изложенное свидетельствует о том, что принятое Правительством Самарской области решение о поэтапном переходе к раздельному накоплению ТКО не содержит конкретных сроков внедрения системы раздельного сбора ТКО.
С учетом, суд не находит оснований для возложения обязанностей на ответчика по заключению договора в редакции, предложенной истцом, поскольку до внесения изменений в территориальную схему обращения с ТКО, т.е. до включения организованной истцом площадки для раздельного сбора ТКО в территориальную схему, у истца отсутствуют основания требовать от ответчика оказания услуги по обращению с ТКО на иных условиях.
Доводы представителя истца о том, что отказ ответчика заключить договор на предложенных истцом условиях влечет нарушение ее прав на оплату коммунальной услуги исходя из фактически вывезенного объема контейнеров, а также нарушение права на осуществление самого выбора способа осуществления учета ТКО, не могут быть приняты во внимание судом поскольку ответчик не обладает административными полномочиями по внедрению раздельной системы раздельного накопления ТКО.
С учетом изложенного, суд полагает, что договор на оказание услуг, подготовленный Региональным оператором, соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 №1156 и требованиям гражданского законодательства и не нарушает права истца.
По мнению суда, оснований для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора №. не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Красильниковой Г. И. к ООО «Экостройресурс» об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -05 сентября 2022 г..
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>