Судья ФИО1 Дело № 33-8824/2020 (№2-2104/2020)
25RS0029-01-2020-002621-32
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е2 ноября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего ФИО7
судей ФИО8
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В результате установлено, что зданию хранилища инв. №, используемому в интересах войсковой части №, расположенному по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, требуется капитальный ремонт. Просил суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инв. № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту. Обязать Министерство обороны РФ при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища инв. № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалицированных и опытных специалистов. Обязать Министерство обороны РФ выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВВО работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций) здания хранилища инв. № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В суде первой инстанции помощник военного прокурора ФИО5 иск поддержал.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – ФИО6 иск признал частично. Указал на то, что учреждение не является лицом, которое в соответствии с государственным заданием может проводить капитальный ремонт объектов Минобороны России. Следовательно, требование о выделении ФГБУ «ЦЖКУ» лимитов денежных средств на проведение капитального ремонта заявлено необоснованно.
Представитель Министерства обороны РФ в суде первой инстанции не участвовал.
Судом принято решение, которым иск военного прокурора Уссурийского гарнизона удовлетворен в части. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инвентарный № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>
На Министерство обороны РФ возложена обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ здания хранилища инвентарный № войсковой части 59313-29, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, обеспечить участие специализированной организации, оснащенной необходимым оборудованием и имеющей в своем штате соответствующих специалистов. Исковое требование прокурора о проведении капитального ремонта здания хранилища оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение отменить. Ссылается на то, что суд первой инстанции не учел действующий в настоящее время порядок проведения капитального ремонта. Организация и проведение процедур с учетом требований законодательства составляет длительный промежуток времени, содержит ряд этапов и ограничений. Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств. В противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства обороны РФ по ранее заключенным государственным контрактам. Для включения объекта в титул капитального ремонта и выполнения соответствующих работ необходимо проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, а также определить стоимость подлежащих выполнению работ.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Уссурийского гарнизона просит жалобу оставить без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, не явились.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для изменения решения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 10.1, ст. 13 Федерального закона «Об обороне» комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Из материалов дела следует, что здание хранилища инв. № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, является собственностью Министерства обороны РФ и в соответствии с Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ «ЦЖКУ».
В соответствии с актом общего осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указанному зданию требуется проведение капитального и текущего ремонта. Объемы такого ремонта не определены.
Возлагая на ФГКУ «ЦЖКУ» обязанность провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инв. № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, а на Министерство обороны РФ обязанность обеспечить участие в этом осмотре специализированные организации, суд первой инстанции исходил из необходимости определения конкретного объема работ по капитальному ремонту этого здания.
Решение в указанной части ответчики не обжалуют, поэтому его законность в данной части судебной коллегией не проверяется.
Министерство обороны РФ в апелляционной жалобе не согласно с возложением на него обязанности по проведению капитального ремонта, однако такой обязанности суд на указанного ответчика обжалуемым решением не возлагал, поэтому доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания и являются несостоятельными.
В резолютивной части решения суд отказал в удовлетворении такого требования, однако оно в рамках настоящего спора прокурором не заявлялось. В мотивировочной части суд отказал прокурору в удовлетворении искового требования о выделении лимитов денежных средств на проведение капитального ремонта. Таким образом, имеется несоответствие между мотивировочной и резолютивной частью решения в части разрешенных исковых требований.
Таким образом, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац 3 резолютивной части решения, указав на отказ военному прокурору в удовлетворении искового требования к Министерству обороны РФ о возложении обязанности выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение капитального ремонта.
Судебная коллегия отмечает, что возложение на Министерство обороны РФ обязанности выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение капитального ремонта здания хранилища в соответствии с действующим законодательством является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа. Подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание принадлежащего ему имущества, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части, изложив абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Исковое требование военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о возложении обязанности выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение капитального ремонта оставить без удовлетворения».
Апелляционную жалобу Министерства обороны РФ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи