Решение по делу № 33-10412/2024 от 14.06.2024

Судья Войнов А.В.                УИД 61RS0003-01-2024-000731-36

Дело № 33-10412/2024

Дело № 2-1214/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июля 2024 года     г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Говоруна А.В.,

судей Джагрунова А.А., Пастушенко С.Н.,

при секретаре Кравцовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарчук Ирины Сергеевны, Назарчук Владимира Юрьевича к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, ГБУ РО «Агентство жилищных программ», третьи лица прокуратура Кировского района г.Ростова-на-Дону, Министерство труда и социальной защиты Херсонской области о признании факта постоянного проживания, признании незаконным решения об отказе в оплате государственного жилищного сертификата, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения; взыскании расходов по оплате государственной пошлины, по апелляционной жалобе Назарчук Ирины Сергеевны, Назарчук Владимира Юрьевича на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 марта 2024 года.

Заслушав доклад судьи Джагрунова А.А., судебная коллегия

установила:

Назарчук И.С., Назарчук В.Ю. обратились с настоящим иском в суд, указав, что в экстренном массовом порядке с ребенком ФИО14 покинули место постоянного проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Решением Министерства труда и социальной политики Херсонской области № 01-32/002-052023/27/182 от 19.05.2023 произведена проверка заявления истца о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений и пакета документов на соответствие требованиям Положения о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибившим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительство, единовременных выплат на обзаведение имуществом. Принято решение утвердить социальную выплату на приобретение жилого помещения; утвержден и выдан государственный жилищный сертификат № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Назарчук И.С. и членам ее семьи в размере 4 791 798 рублей.

10.07.2023 между Медведевой И.А. (продавец) и Назарчук И.С., ФИО15 и Назарчук В.Ю. (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Оплата недвижимого имущества производится за счёт средств Федерального бюджета в соответствии с социальной выплатой на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 №1876.

25.07.2023 Назарчук И.С. обратилась в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением об оплате сертификата. Уведомлением от 11.08.2023 № 7132 истцу отказано в оплате сертификата в связи с несоответствием требованиям Постановления Правительства РФ №1876, в редакции Постановления от 25.07.2023г. №1210 (дата принятие решения 09.08.2023).

13.09.2023 Назарчук И.С. повторно обратилась в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением об оплате сертификата. Уведомлением от 08.11.2023 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в оплате государственного жилищного сертификата поскольку супруг заявителя снят с регистрационного учета по месту жительства в населенном пункте, который не включен в перечень населённых пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства РФ №1876 после 24.02.2022 (снятие с регистрационного учета по месту жительства - АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН дата принятия решения 07.11.2023).

По мнению истцов, ответчиком необоснованно не приняты во внимание предоставленные с заявлением об оплате сертификата в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» документы, свидетельствующие о совместном проживании вместе с членами семьи в составе: дочери ФИО16 и супруга Назарчук В.Ю. на территории г. Херсон, в том числе по состоянию на 22.10.2022, а потому имеются основания для признания решения ГБУ РО «Агентство жилищных программ», незаконным.

На основании изложенного, истцы, с учетом утонения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили суд признать факт постоянного фактического проживания супруга истца, Назарчука Владимира Юрьевича, в составе семьи на территории г. Херсон, в том числе по состоянию на 22.10.2022г. по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признать незаконным решение об отказе в оплате государственного жилищного сертификата № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; обязать предоставить Назарчук Ирине Сергеевне социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 4 791 798 рублей; взыскать с ГБУ РО «Агентство жилищных программ» в расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25.03.2024 года исковые требования Назарчук И.С., Назарчук В.Ю. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Назарчук И.С., Назарчук В.Ю. просят решение отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование повторяют свою позицию по делу, полагая, что суд не дал ей надлежащей правовой оценки, настаивают на том, что решение об отказе в оплате государственного жилищного сертификата неправомерно, поскольку установленный документально факт проживания на территории г.Херсона свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апеллянты полагают, что уполномоченный орган, отказывая в оплате сертификата, формально подошел к рассмотрению заявления об оплате сертификата, не осуществил проверку заявления об оплате и приложенных к нему документов.

Заявители жалобы обращают внимание на то, что судом не были учтены документы, подтверждающие факт постоянного проживания Назарчук В.Ю. по адресу, который входит в перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положения постановления Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 после 24.02.2022.

На апелляционную жалобу поступили возражения, в которых Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отзыве ГБУ РО «Агентство жилищных программ» просит решение суда отставить без изменения.

В заседании судебной коллегии представитель истцов Назарчук И.С., Назарчук В.Ю. – Ахременко С.А., действующая на основании доверенностей, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила жалобу удовлетворить.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области - Гадзиян А.А., а также представитель ГБУ РО «Агентство жилищных программ» - Бутримова О.А. поддержали возражения на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив возражения ответчиков на апелляционную жалобу, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, обращаясь в суд, истцы указали, что 23.10.2022 Назарчук И.С., Назарчук В.Ю. с ребенком ФИО17 в экстренном массовом порядке, покинули место постоянного проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Согласно решению Министерства труда и социальной политики Херсонской области № 01-32/002-052023/27/182 от 19.05.2023 произведена проверка заявления истца о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений и пакета документов на соответствие требованиям Положения о порядке и условиях предоставления жителям
г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибившим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительство, единовременных выплат на обзаведение имуществом, принято решение утвердить социальную выплату на приобретение жилого помещения; утвержден и выдан государственный жилищный сертификат № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Назарчук И.С. и членам ее семьи в размере 4 791 798 рублей.

10.07.2023 между Медведевой И.А. (продавец) и Назарчук И.С., ФИО18 и Назарчук В.Ю. (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. По условиям договора оплата недвижимого имущества производится за счет средств Федерального бюджета в соответствии социальной выплатой на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением правительства Российской Федерации от 21 октября 2022г. №1876.

25.07.2023 Назарчук И.С., реализуя право на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обратилась в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением об оплате сертификата. Уведомлением от 11.08.2023 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в оплате сертификата в связи с несоответствием требованиям Постановления Правительства РФ №1876 (в ред. Постановления от 25.07.2023г. №1210, дата принятия решения 09.08.2023), на основании распоряжения министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 09.08.2023 № 285.

13.09.2023 Назарчук И.С. повторно обратилась в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением об оплате сертификата. Уведомлением от 08.11.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в оплате государственного жилищного сертификата поскольку супруг заявителя снят с регистрационного учета по месту жительства в населенном пункте, который не включен в перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства РФ №1876 после 24.02.2022 (снятие с регистрационного учета по месту жительства – АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, дата принятия решения 07.11.2023), на основании распоряжения министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 07.11.2023 № 409.

По информации ГУ МВД России по Ростовской области от 21.09.2023 № 41/12/24-26012 сведения об убытии с постоянного места жительства супруга – Назарчук В.Ю. по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН подтверждены. Период регистрации с 30.01.1989 по 12.09.2023.

19.02.2024 министерством труда и социальной защиты Херсонской области принято решение № 01-32/002-022024/56/1932 об отмене решения о предоставлении государственного жилищного сертификата. Одновременно этим же решением принято решение об отмене ранее выданного решения о предоставлении государственного жилищного сертификата.

При этом из абз. 1 решения следует, что решение Министерства приято на основании проведенной проверки ранее поданного заявления о предоставлении государственного жилищного сертификата и пакета документов на соответствие требованиям Правил, Порядка и полноту сведений граждан Назарчук И.С., ФИО19 и Назарчук В.Ю.

Принимая обжалуемое решение, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории», Постановлением Правительства Ростовской области от 23.10.2022 № 894, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, исходил из отсутствия оснований для признания незаконным решения министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об отказе в оплате сертификата в форме распоряжения министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области с учетом решения министерства труда и социальной защиты Херсонской области № 01-32/002-022024/56/1932 об отмене решения о предоставлении государственного жилищного сертификата.

Кроме того, учитывая факт отмены решения о предоставлении государственного жилищного сертификата, требования постановлений Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 и Правительства РО от 23.10.2022 № 894, предусматривающих возможность реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения при подтверждении регистрация лица по месту жительства в г.Херсон или части Херсонской области, суд пришел к выводу о том, что установление фактического проживания супруга истца правовых последствий не влечет.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия, не повторяя мотивов принятого судом решения, с выводами суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным решения об отказе в оплате государственного жилищного сертификата, обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения соглашается, находит их обоснованными, сделанными на основе действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, а доводы апелляционной жалобы в данной части подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей
г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.

В соответствии с пунктом 2 Правил (здесь и далее в редакции на момент принятия оспариваемого решения об отказе в оплате жилищного сертификата) мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев: а) граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства; б) граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата; в) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. не были зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации; г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке; д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства РО от 23.10.2022 № 894 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 Положения (здесь и далее в редакции на момент принятия оспариваемого решения об отказе в оплате жилищного сертификата) определено, что министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области является исполнительным органом Ростовской области, уполномоченным на предоставление жителям г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов. Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Агентство жилищных программ» является организацией, осуществляющей взаимодействие с гражданами и сопровождение реализации мероприятий по предоставлению гражданам социальных выплат, выдаче сертификатов.

В силу пункта 4 Правил предоставления финансовой поддержки порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 данных Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает, в том числе необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 данных Правил, факта постоянного проживания в
г. Херсоне или части Херсонской области следующими документами:

- документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей до 14 лет). При этом к членам семьи гражданина, указанного в пункте 2 настоящих Правил, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними;

- документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г. либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр.

В случае отсутствия у граждан выданных компетентным органом Украины, либо Херсонской области, либо Российской Федерации до 13 октября 2022 г. документов, содержащих сведения об их проживании в г. Херсоне или части Херсонской области до 13 октября 2022 г., уполномоченный исполнительной орган субъекта Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области. Принятие решений о подтверждении факта постоянного проживания гражданина, членов его семьи на территории г. Херсона или части Херсонской области может осуществляться коллегиальным органом, образованным Губернатором Херсонской области (временно исполняющим обязанности Губернатора Херсонской области).

При рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат, в том числе сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 24 февраля 2022 г., а также о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области.

Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан по месту жительства на территории Российской Федерации, в иные органы государственной власти.

В соответствии с п. 5(1) Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливаемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не может предусматривать требований, не предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РО от 23.10.2022 № 894, предусмотрено, что уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня получения от агентства списков граждан, подавших заявление, осуществляет их проверку на предмет соответствия сведениям и документам, находящимся в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ».

Основаниями для отказа в предоставлении выплаты предусмотрено пунктом 16 Положения, в частности: несоответствие гражданина критериям и требованиям, установленным настоящим Положением; несоответствие заявления (в том числе неполного заполнения, заполнения не на русском языке) и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным настоящим Положением; непредставление гражданином или его представителем документов, предусмотренных настоящим Положением, либо наличие недостоверных сведений, содержащихся в представленном заявлении и прилагаемых к нему документах; выявление противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в представленном заявлении и прилагаемых к нему документах; неполучение агентством в течение 14 рабочих дней ответа на запрос, направленный в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения; неполучение агентством в течение 20 рабочих дней ответа на запрос, направленный в соответствии с пунктами 10, 11 настоящего Положения; получение ответа на запрос, направленный в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящего Положения, об отсутствии в соответствующем органе запрашиваемых сведений.

В соответствии с п. 8 Положения к заявлению прилагаются: копия паспорта гражданина Российской Федерации, гражданина, достигшего 14 лет, с отметкой о снятии с регистрационного учета по месту жительства в г. Херсон или части Херсонской области после 24 февраля 2022 г. и отметкой о регистрации по месту жительства на территории иных субъектов Российской Федерации после 24 февраля 2022 г.; в случае отсутствия в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации по месту жительства в г. Херсон или части Херсонской области - копии документов, удостоверяющих факт регистрации по месту жительства гражданина в г. Херсон или части Херсонской области в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе выданные компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г. либо компетентным органом Херсонской области документы, содержащие отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр.

Согласно п. 11 Положения в случае, если определить, был ли зарегистрирован по месту жительства на иной территории Российской Федерации гражданин по состоянию на 24 февраля 2022 г., невозможно, агентство в течение пяти рабочих дней после даты получения заявления и прилагаемых к нему документов направляет запрос о предоставлении соответствующих сведений в государственный орган, осуществляющий регистрационный учет граждан по месту жительства на территории Российской Федерации, и (или) иные органы государственной власти. Данные запросы не осуществляются в отношении несовершеннолетних детей, указанных в заявлении о предоставлении выплаты.

Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, основанием для принятия решения об отказе в оплате государственного жилищного сертификата явился факт регистрации истца Назарчук В.Ю. (супруг истца Назарчук И.С.) по состоянию на 24.02.2022 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, который не входит в перечень населенных пунктов Херсонской области, утвержденный в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 3099-р.

Принимая во внимание, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности критериев пункта 2 Правил Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876, п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 23.10.2022 № 894, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела министерством труда и социальной защиты Херсонской области принято решение № 01-32/002-022024/56/1932 об отмене решения о предоставлении государственного жилищного сертификата, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным решения министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об отказе в оплате сертификата в форме распоряжения Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 07.11.2023, а соответственно – об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по его оплате, судебной коллегии представляются по существу верными.

При этом судебная коллегия учитывает, что представленные истцами суду документы, а именно – справка Чаплынской военно-гражданской Администрации Херсонской области от 14.12.2023, согласно которой Назарчук И.С. с семьей: мужем Назарчуком В.Ю. и дочерью ФИО20 во время проведения СВО переместилась из г.Херсон 23.10.2022 на временное проживание в Чаплынский муниципальный округ, а также выписка из решения Военно-гражданской Администрации Херсонской городской территориальной громады Херсонского района Херсонской области № 30/1.4 от 22.12.2023, которым подтвержден факт постоянного проживания Назарчука В.Ю. по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с 30.08.2018 по 22.10.2022, не предоставлялись ответчикам с заявлениями об оплате сертификата, получены после принятия оспариваемого решения.

Кроме того судебная коллегия отмечает, что признание незаконным обжалуемого решения с учетом отмены министерством труда и социальной защиты Херсонской области 19.02.2024 решения о предоставлении государственного жилищного сертификата не повлечет восстановления прав истцов.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истцов о том, что решение уполномоченного органа об отказе в оплате государственного жилищного сертификата неправомерно, поскольку материалами дела факт проживания на территории г.Херсона установлен документально, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, равно как и доводы о том, что уполномоченный орган, отказывая в оплате сертификата, формально подошел к рассмотрению заявления, не осуществил проверку заявления об оплате и приложенных к нему документов, что также повлекло невозможность заключения договора купли-продажи жилого помещения, судебной коллегией исследованы и проанализированы, однако, подлежат отклонению, поскольку не опровергают установленные судом обстоятельства по делу и основанные на них выводы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отказа в удовлетворении требований об установлении факта постоянного проживания, считает, что вывод суда первой инстанции в данной части основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Поскольку перечень юридических фактов, имеющих юридическое значение, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и других фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.

К таким юридическим фактам может относиться установление факта постоянного проживания гражданина по конкретному адресу по состоянию на конкретную дату, с целью реализации заявителем права на получение меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, повлекшей полную утрату имущества первой необходимости.

В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По правилам ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Так, в соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 приведенного Закона, а также пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в ряде решений (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 4 октября 2016 года N 18-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П и др.), что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, необязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (абз. 6 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, наличие регистрации Назарчук В.Ю. в спорный период по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не свидетельствует о фактическом месте жительства последнего по адресу регистрации.

Как следует из материалов дела, истцы Назарчук И.С. и Назарчук В.Ю. являются супругами.

Назарчук И.С. с 25.12.1991 по 12.09.2023 была зарегистрирована по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Местом регистрации супруга владельца сертификата Назарчук В.Ю. на территории Украины с момента начала СВО (24.02.2022) и по 12.09.2023 являлось АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

При этом из материалов дела следует, что Назарчук В.Ю. с 30.08.2018 по 22.10.2022 постоянно проживал с супругой Назарчук И.С. и дочерью ФИО21 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Проанализировав и оценив в их совокупности вышеуказанные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства по делу нашел свое подтверждение факт постоянного проживания Назарчук В.Ю. в спорный период в населенном пункте, который включен в перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в данной части у суда первой инстанции не имелось.

Указанные выше нормы закона судом не были учтены, а потому с решением суда в данной части согласиться нельзя, и оно в соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.

При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что установление факта постоянного проживания указанного выше лица является основанием для обращения истцов впоследствии в соответствующие органы с заявлением и представлении других необходимых документов для реализации права на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.

При таком положении судебная коллегия полагает необходимым отменить принятое по делу решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Назарчук Ирины Сергеевны, Назарчук Владимира Юрьевича об установлении факта постоянного проживания, в отмененной части принять по делу новое решение, которым исковые требования Назарчук И.С., Назарчук В.Ю. удовлетворить частично, установить факт постоянного проживания Назарчука В.Ю., в составе семьи на территории
г. Херсон, в том числе по состоянию на 22.10.2022 года, по адресу:
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, согласно представленным доказательствам.

В остальной части решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25.03.2024 года подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 марта 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Назарчук Ирины Сергеевны, Назарчук Владимира Юрьевича об установлении факта постоянного проживания, в отмененной части принять по делу новое решение.

Установить факт постоянного проживания Назарчука Владимира Юрьевича, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в составе семьи на территории
г. Херсон, в том числе по состоянию на 22.10.2022 года, по адресу:
АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

В остальной части решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Назарчук Ирины Сергеевны, Назарчук Владимира Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.07.2024.

33-10412/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Назарчук Владимир Юрьевич
Назарчук Ирина Сергеевна
Ответчики
ГБУ РО Агенство жилищных программ
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Другие
Министерство труда и социальной защиты Херсонской области
Суд
Ростовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
01.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024Передано в экспедицию
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее