Дело № 2-1158/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Карманова К.А.,
при секретаре судебного заседания – Корчагиной М.С.,
с участием:
истца – Башкатова А.Р.,
представителя истца на основании устного заявления – Куревлева О.Г.,
представителя ответчика – Дыбовой С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Башкатова Анатолия Романовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - 1 финансово-экономическая служба, о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии и понуждении к совершению определенных действий
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее также – ОСФР по <адрес>, пенсионный орган), в котором просил суд признать незаконным решение пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости, признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом периодов его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, включенных в страховой стаж, обязать ОСФР по <адрес> произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с даты ее назначения - с ДД.ММ.ГГГГ с учетом указанных периодов трудовой деятельности и всех индексаций, произвести выплаты по результатам перерасчета.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что является гражданином Российской Федерации, в период с 2008 до 2015 постоянно проживал в <адрес>, выполнял работу по трудовым договорам на различных должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена трудовая пенсия по старости, размер которой был определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 2008 года. В 2023 году ФИО2 обращался в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете размера назначенной ему страховой пенсии по старости, просил учесть при расчете стаж работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 2008 до 2015 и произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента. На обращение ФИО2 пенсионным органом дан письменный ответ об отсутствии оснований для перерасчета размера его страховой пенсии по старости с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды работы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за указанные периоды работы ФИО2 не поступали. ФИО2 полагает, что неуплата дислоцированными в <адрес> войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации (работодателями), в которых он осуществлял трудовую деятельность на различных должностях гражданского персонала, за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушения его пенсионных прав. По мнению ФИО2, для определения размера страховых взносов, которые подлежали уплате за него работодателями в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, могут быть использованы сведения о его заработке в этот период.
Истец, представитель истца на основании устного заявления в судебном заседании требования искового заявления поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на различных должностях гражданского персонала в войсковых частях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории <адрес>, о чем свидетельствуют сведения о трудовой деятельности истца, содержащиеся в трудовой книжке на его имя, архивных справках № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, представленными архивным отделом (на Черноморском флоте, <адрес>) Федерального казенного учреждения Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, Архивом Военно-Морского Флота Федерального казенного учреждения Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, справке войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по старости, назначенной на основании положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно договору между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец продолжал работать в войсковой части Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированной на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете размера получаемой им страховой пенсии по старости в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12025/23 истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период не уплачены и, соответственно, в индивидуальном лицевом счете истца не отражены.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ).
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно работал по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украины, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на территории <адрес>.
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-О-П).
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации было издано постановление N 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1097).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до ДД.ММ.ГГГГ воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Таким образом, поскольку истец является гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины и г. Севастополя (субъекта Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ), являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда.
Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование пенсии истца, который по трудовым договорам был занят на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства (Украина) и на территории г. Севастополя (субъекта Российской Федерации с 18 марта 2014 г.), не может препятствовать реализации им права на получение пенсионного обеспечения в полном объеме. Истец не может быть лишен гарантированного государством права на получение пенсии по старости в установленном законом размере. Иное приводило бы к необоснованным различиям в условиях приобретения пенсионных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, и граждан Российской Федерации, осуществляющих такую трудовую деятельность на территории Российской Федерации), и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение по старости.
На недопустимость подобных различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, обращено внимание и в пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, а именно что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
При указанных обстоятельствах решение пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости на том основании, что в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за периоды работы ФИО2 не поступали, является незаконным, а требования искового заявления – законными, обоснованными, а соответственно подлежащими удовлетворению.
Поскольку пенсионным органом расчет размера страховой пенсии истца необоснованно осуществлен без учета страховых взносов, подлежавших к уплате работодателями (страхователями) истца, именно с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, то и право на перерасчет размера страховой пенсии истец имеет также с приведенной даты.
Поскольку и истец (пп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ), и ответчик (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) освобождены от уплаты государственной пошлины (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-КГ19-14, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16-КГ20-11-К4), государственная пошлина в силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ уплате сторонами или распределению в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за ФИО2 (№) право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> <данные изъяты>) произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости ФИО2 (№) с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО2 за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату ФИО2 денежной суммы в объеме пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ – даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, или принесения апелляционного представления прокурором в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий К.А. Карманов