Судья Митькова М.В. № 33а-1377/2020
УИД 12RS0003-02-2020-000836-56
№ 2а-1784/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 24 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Салиховой Э.И.,
судей Халиулина А.Д. и Орловой С.Г.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Марий Эл» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2020 года, которым признано незаконным решение призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 18 декабря 2019 года, оформленное протоколом <№> от 18 декабря 2019 года, о признании Иванова К.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; на призывную комиссию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о призыве Иванова К.В. на военную службу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Орловой С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просил признать незаконным решение от 18 декабря 2019 года о выдаче ему справки как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложить на военный комиссариат города ЙошкарОлы обязанность выдать Иванову К.В. военный билет.
В обоснование заявленных требований Иванов К.В. указал, что состоял на воинском учете в военном комиссариате города Йошкар-Олы. В связи с обучением в высшем учебном заведении с 2009 года и в аспирантуре с 1 октября 2014 года по 30 сентября 2019 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, и до достижения им возраста 27 лет мероприятия по организации призыва на военную службу административным ответчиком в отношении него не осуществлялись. Решением призывной комиссии от 18 декабря 2019 года он зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. От службы в армии он не уклонялся, выдача справки взамен военного билета нарушает его право на прохождение гражданской службы. Решение в порядке подчиненности не обжаловалось.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены военный комиссариат города Йошкар-Олы Республики Марий Эл и Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Марий Эл».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата города Йошкар-Олы Республики Марий Эл просит решение суда отменить, признать решение призывной комиссии законным. В обоснование жалобы указано, что право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу при оформлении академического отпуска во время обучения в аспирантуре Федеральным законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не предусмотрено. Выводы суда первой инстанции о том, что мероприятия, связанные с призывом Иванова К.В. на военную службу, должным образом не проводились, не соответствуют действительности. Военным комиссариатом 2 апреля 2018 года и 1 октября 2018 года направлялись обращения в адрес начальника УМВД России по г. ЙошкарОле об оказании содействия во вручении Иванову К.В. повестки, проведены совместные рейды с сотрудниками полиции по месту жительства истца. Сотрудниками военного комиссариата принимались меры по извещению административного истца по месту жительства, направлялось письмо на имя руководителя организации, в которой работают его родители, проводилось оповещение призывника по мобильному телефону о явке на медицинскую комиссию. Учитывая обстоятельства, вследствие которых призывник Иванов К.В. не прошел военную службу по призыву, в том числе невыполнения им обязанностей, предусмотренных статьей 10 Федерального закона № 53-ФЗ, решение призывной комиссии соответствует требованиям законодательства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Иванов К.В. приводит доводы в поддержку решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Представитель призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», военного комиссариата города Йошкар-Олы Республики Марий Эл в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, данные о надлежащем извещении имеются. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков.
Заслушав объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» Шишкина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Иванова К.В., его представителя Васениной Е.Н., поддержавших доводы возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы административного дела, изучив учетную карту, личное дело призывника, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные пунктами <...>" 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, имеются.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из представленных материалов, Иванов К.В., 26 января 1992 года рождения, состоит на воинском учете с 4 февраля 2009 года в военном комиссариате г. ЙошкарОлы Республики Марий Эл.
Приказом ФГБОУ ВО «ПГТУ» от 13 августа 2009 года <№> Иванов К.В. был зачислен на 1-й курс очной формы обучения по специальности: «<...>»; отчислен приказом от 21 августа 2014 года <№> в связи с защитой дипломного проекта (л.д.17).
Решением призывной комиссии от 12 апреля 2010 года <№> Иванову К.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 июля 2014 года на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ).
Приказом ФГБОУ ВО «ПГТУ» от 19 сентября 2014 года <№> Иванов К.В. был зачислен в аспирантуру, начало обучения 1 октября 2014 года (срок обучения 4 года).
Согласно справке от 14 февраля 2019 года дата окончания обучения Иванова К.В. в аспирантуре 30 сентября 2019 года (л.д. 12).
10 ноября 2014 года на основании решения призывной комиссии <№> Иванову К.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 сентября 2018 года на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ.
В период обучения в аспирантуре Иванову К.В. по его заявлению приказом от 12 января 2018 года <№> предоставлялся академический отпуск с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года по семейным обстоятельствам (л.д. 85).
Решением призывной комиссии городского округа «Город ЙошкарОла» от 18 декабря 2019 года <№> Иванов К.В. на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, согласно пункту 1 статьи 52 указанного закона зачислен в запас.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции руководствовался тем, что мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца должным образом не проводились, в материалах дела отсутствуют доказательства о направлении ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, доказательств невозможности извещения Иванова К.В. по месту обучения, месту жительства не представлены, и пришел к выводу об отсутствии у военного комиссариата правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон № 53-ФЗ.
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 Федерального закона № 53-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ).
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее Положение).
В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» высказал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Как отмечено выше, Иванову К.В. в связи с обучением по очной форме в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию программам на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в период с апреля 2012 года до 1 июля 2014 года; в связи с обучением по очной форме в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ – по 30 сентября 2018 года.
С 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года Иванову К.В. по его заявлению по семейным обстоятельствам образовательной организацией предоставлен академический отпуск.
При этом подпунктом «б» в отличие от подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ не предусмотрено сохранение права на отсрочку для лиц, обучающихся в аспирантуре, и получивших во время образовательного процесса академический отпуск.
26 января 2019 года Иванову К.В. исполнилось 27 лет.
Из содержания приведенных норм и указанных обстоятельств следует, что при проверке законности оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии оценке подлежали обстоятельства, в связи с которыми Иванов К.В. в период призывной кампании в 2018 году не исполнил обязанность по прохождению военной службы с точки зрения их обоснованности и возникновения объективных причин, препятствующих для призыва на военную службу, при условии отсутствия действий самого Иванова К.В., препятствующих его призыву на военную службу. Указанные обстоятельства являются юридически значимыми.
Доводы административного истца и его представителя, изложенные при рассмотрении апелляционной жалобы, а также выводы суда первой инстанции о том, что Иванов К.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам ввиду не вручения ему повесток, не проведения военным комиссариатом в отношении административного истца мероприятий, связанных с призывом на военную службу, судебная коллегия считает необоснованными ввиду следующего.
Действительно, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ, пунктов 6, 7 Положения оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Исходя из положений пункта 2 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций.
Из материалов личного дела призывника Иванова К.В., а также из пояснений представителей административных ответчиков следует, что после получения сведений о предоставлении аспиранту Иванову К.В. в 2018 году академического отпуска в отношении него начались розыскные мероприятия. Сотрудники военного комиссариата с марта 2018 года неоднократно осуществляли выходы по месту жительства административного истца с целью вручения повесток о необходимости явки в военный комиссариат г.Йошкар-Олы. Иванов К.В. 11 апреля 2018 года включен военным комиссариатом в список призывников, подлежащих розыску.
Из докладных записок сотрудников военного комиссариата следует, что при выходе по месту жительства по адресу: <адрес> в ходе мероприятий по установлению местонахождения призывника и вручения ему повестки для явки в военный комиссариат: 6 марта 2018 года в 7 часов 20 минут мама Иванова К.В. сообщила, что сына дома нет, на просьбу передать повестку сыну ответила отказом; 11 апреля 2018 года родители сообщили, что сын их учится, не скрывается, устроили скандал, сказали, что доведут информацию до сына лично; 20 сентября 2018 года дверь в квартиру не открыли.
В судебном заседании представители административных ответчиков пояснили, что дата явки в военный комиссариат проставляется в повестке при личном вручении призывнику либо его родственникам. Поскольку повестки во время выходов по месту жительства Иванова К.В. не были вручены ввиду его отсутствия дома и отказа родственников от их получения, в материалы личного дела были закреплены повестки без указания в них дат явки. По месту учебы повестки не направлялись, так как Иванов К.В. в 2018 году находился в академическом отпуске, о месте своей работы и о факте трудовой деятельности он не сообщал.
18 июня 2018 года военным комиссариатом г.Йошкар-Олы в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл был направлен запрос о представлении адреса регистрации по месту жительства (пребывания) призывника Иванова К.В. В указанную дату по запросу предоставлена адресная справка о месте жительства и регистрации Иванова К.В. по адресу: <адрес>.
2 апреля 2018 года и 1 октября 2018 года военным комиссариатом г.Йошкар-Олы начальнику УМВД России по г. Йошкар-Оле направлялись обращения об оказании содействия в розыске Иванова К.В.
Из сводной ведомости по рейдам, предоставленной на обозрение суду апелляционной инстанции, копия которой приобщена к материалам дела, пояснений представителей административных ответчиков следует, что ввиду невозможности вручения Иванову К.В. повестки, он лично был извещен по сотовому телефону с номером <№> о необходимости явки в военный комиссариат 12 ноября 2018 года.
Данное обстоятельство в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицал сам Иванов К.В., который подтвердил принадлежность ему указанного номера телефона и факт передачи лично ему сообщения по данному номеру телефона с указанием конкретной даты явки в военный комиссариат, однако по данному вызову он не явился. Также пояснил, что о месте работы в ЗАО в военный комиссариат, призывную комиссию он не сообщал. Академический отпуск брал, так как осуществлял трудовую деятельность и не успевал подготовиться к итоговой аттестации в аспирантуре.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Анализируя представленные доказательства, исходящие от органа, осуществляющего воинский учет, не доверять которым оснований не имеется, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сотрудники военного комиссариата выполняли свои обязанности по вручению повесток Иванову К.В. надлежащим образом. Результаты невручения ему повесток о явке на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии не могут свидетельствовать о ненадлежащей организации призыва Иванова К.В. на военную службу. Более того, Иванов К.В. лично был извещен по телефону о необходимости явки в военной комиссариат с указанием конкретной даты, однако вызов проигнорировал, о месте своей работы в военкомат не сообщил, тем самым не выполнил возложенную на него законом обязанность об уведомлении органа о месте работы.
Изложенное, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о том, что именно в результате бездействия административного истца военным комиссариатом, несмотря на проведенные мероприятия, не был осуществлен призыв Иванова К.В. на военную службу в период осеннего призыва 2018 года, при отсутствии у него в этот период права на освобождение от прохождения военной службы и действующей отсрочки от призыва.
Объективные условия или уважительные причины для неисполнения Ивановым К.В. своей конституционной обязанности по защите Отечества не установлены.
Вывод суда первой инстанции о том, что Иванов К.В. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, сделан без оценки всех обстоятельств настоящего административного дела, а также доказательств, представленных административными ответчиками в подтверждение законности оспариваемого решения.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что у призывной комиссии имелись основания для вынесения в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ решения от 18 декабря 2019 года о признании Иванова К.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности судебного решения, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Иванова К.В. об оспаривании решения призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» от 18 декабря 2019 года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Э.И. Салихова
Судьи А.Д. Халиулин
С.Г. Орлова