УИД 59OS0000-01-2021-000542-13
Дело № 3а-965/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гатиной О.Ф.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М. (до перерыва в судебном заседании), Масленниковой И.А. (после перерыва в судебном заседании), представителя административного истца Логинова А.С., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Избирательной комиссии Пермского края об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Плотниковой Елены Александровны, выдвинутой политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58»,
У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58» на Избирательную комиссию Пермского края.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 29 июля 2021 года № 180/12-3, в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Плотникова Елена Александровна зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58».
Избирательная комиссия Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с административными исковыми требованиями об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Плотниковой Елены Александровны, выдвинутой политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58», на основании пункта 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с установлением факта владения и пользования иностранными финансовыми инструментами кандидатом в депутаты.
В судебном заседании, назначенном на 07 сентября 2021 года, объявлен перерыв на 10 августа 2021 года.
Представитель административного истца Логинов А.С. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Плотникова Е.А. в судебное заседание, назначенное как на 07 сентября 2021 года, так и на 10 сентября 2021 года не явилась, извещена надлежащим образом, в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заинтересованное лицо политическая партия «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом (как посредством телефонограммы, так и направлением судебного извещения). При этом суд считает необходимым отменить, что представитель заинтересованного лица Мясников М.Г. ознакомился с материалами дела 09 сентября 2021 года, произвел фотосъемку, о чем им составлена расписка, в которой он отразил, что ознакомлен с материалами дела на 39 листах. При этом представитель Мясников М.Г. отказался от получения судебного извещения от 08 сентября 2021 года, в котором содержалась информация о продолжении судебного заседания 10 сентября 2021 года в 14-00 часов. Несмотря на это, произвел фотосъемку указанного судебного извещения, находящегося на л.д. 37.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», других федеральных законов.
Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» допускает отмену регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена краевым судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, по основаниям, указанным в части 12 статьи 99, одним из которых признается установление факта открытия или наличия у кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (пункт 10).
Гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Судом установлено, что 26 июля 2021 года в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Плотниковой Е.А. в Избирательную комиссию Пермского края представлены документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутой политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58», что подтверждается выданным ей подтверждением.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ (если такие изменения имеются); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 29 июля 2021 года № 180/12-3, в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Плотникова Е.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58», выдвинутая политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
В целях проверки достоверности представленных сведений, в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избирательная комиссия обращается в соответствующие органы с представлениями о проверке достоверности представленных в соответствии со статьей 42 данного федерального закона сведений о кандидатах, включенных в федеральные списки кандидатов, выполнения этими кандидатами требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 поименованного закона. Соответствующие органы обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представленных в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 42 названного закона, выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 этого закона, - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки, осуществляемой по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
На дату регистрации кандидата избирательная комиссия не располагала сведениями о том, что Плотникова Е.А. владела иностранными финансовыми инструментами. В избирательную комиссию кандидатом 02 июля 2021 года направлено уведомление о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов (пункт 6.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
Пунктом 6.4 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Такой порядок установлен Указанием Банка России от 05 мая 2016 года № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» (далее по тексту – Указание».
В соответствии с пунктом 1 Указания, центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы».
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Таким образом, взаимодействие между Избирательной комиссией Пермского края и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
По результатам, направленного Избирательной комиссией Пермского запрос через информационные ресурсы Центрального банка Российской Федерации, поступил ответ, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которого следует, что кандидат Галимуллин М.М. владеет следующими иностранными финансовыми инструментами, классифицированных в качестве ценных бумаг иностранного эмитента - облигациями:
- *** (1 шт.);
- *** (130 шт.);
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (***)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.***), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, все перечисленные выше ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (***), а компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку организационно-правовая форма соответствующих компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами «б», «в» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, спорные ценные бумаги признаются иностранными финансовыми инструментами. Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.
Кроме того, обстоятельства, связанные с наличием в его владении и пользовании иностранных финансовых инструментов, как на момент регистрации, так и после такой регистрации, административным ответчиком не опровергнуто.
Напротив, административный ответчик Плотникова Е.А., после проведенной проверки, 20 августа 2021 года представила в избирательную комиссию письменные пояснений, из содержания которых следует, что в АО «***» к ее карте привязан брокерский счет, по которому банком самостоятельно производятся операции на фондовом рынке; фактически акциями и другими ценными бумагами она лично не владеет. Указанные пояснения сопровождались представлением отчета о сделках и операциях за период с 01 августа 2021 года по 25 августа 2021 года в отношении инвестора Плотниковой Е.А., действующей на основании договора от 15 ноября 2020 года № **, подготовленный брокером АО «***», с датой расчета 30 августа 2021 года.
Как следует из указанного отчета, 12 августа 2021 года Плотникова Е.А. выдано распоряжение о совершении сделки по покупке ценных бумаг *** в количестве 1 шт.
До указанного времени, Плотниковой Е.А. принадлежали ценные бумаги *** в количестве 1 шт. и ценные бумаги *** эмитента *** в количестве 130 шт.
Таким образом, после совершения операции, то есть после 16 августа 2021 года, Плотниковой Е.А. принадлежали ценные бумаги *** в количестве 2 шт. и ценные бумаги *** в количестве 130 шт.
20 августа 2021 года Плотниковой Е.А. совершена сделка по продаже, принадлежащих ей ценных бумаг *** в количестве 130 шт., а также сделка по продаже ценных бумаг *** в количестве 2 шт. Расчеты по данным операциям произведены 24 августа 2021 года (л.д. 20-22).
Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя.
Таким образом, распоряжение Плотниковой Е.А о списании бездокументарных ценных бумаг со своего счета осуществлено лишь 20 августа 2021 года. Кроме того, 12 августа 2021 года приобретала иностранные финансовые инструменты, квалифицированные в качестве ценных бумаг, то есть она, во всяком случае, владела и пользовалась иностранными финансовыми документами в период после регистрации в качестве кандидата
При этом суд считает необходимым отметить следующее.
Установление факта владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами кандидатом является основанием для отмены регистрации судом (пункт 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Пунктом 36 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата, которым признается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата
Согласно части 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
Таким образом, с момента получения статуса кандидата до момента его утраты, последний не должен владеть (или) пользования иностранными финансовыми инструментами, установление факта владения и (или) пользования ими в этот период является основанием для отмены регистрации кандидата судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии.
Представленные компетентными органами сведения о владении Плотниковой Е.А. иностранными финансовыми инструментами, квалифицированными в качестве ценных бумаг, по результатам проверки достоверности представленных на регистрацию сведений кандидата, подтверждают владение и пользование иностранными финансовыми инструментами кандидатом на день подачи документов на регистрацию кандидата. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено, хотя бремя опровержения указанных сведений лежит на нем.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что кандидат Плотникова Е.А. на дату представления документов для регистрации его в качестве кандидата владела и пользовалась иностранными финансовыми инструментами, а также в период после регистрации продолжала владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, что является основанием для отмены ее регистрации по пункту 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Само по себе прекращение владения и пользования иностранными финансовыми инструментами на момент рассмотрения настоящего спора не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В целях реализации полномочий, предоставленных приведенной нормой закона, Избирательная комиссия Пермского края на своем заседании 03 сентября 2021 года большинством голосов приняла решение обратиться в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Плотниковой Е.А., соответствующее требованиям пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 175-180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Избирательной комиссии Пермского края удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Плотниковой Елены Александровны, выдвинутой политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Пермский одномандатный избирательный округ № 58».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья
Решение суда изготовлено в окончательной форме 10 сентября 2021 года