РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2020 года.
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Степаненко Р.А.,
при помощнике судьи Мутигуллиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2159/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Косых Алексею Владимировичу о взыскании задолженности по пени,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Иркутской области (далее – МИФНС № 9, инспекция, налоговый орган, административный истец) указано, что Косых Алексей Владимирович (далее – Косых А.В., административный ответчик) имеет задолженность в размере 21 262 рублей 11 копеек, в том числе по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период, начиная с 1.01.2017 (далее – ОМС) в размере 90 рублей 50 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 01.01.2017 (далее – ОПС) в размере 391 рублей 92 копеек; пени по единому налогу на вмененный доход в размере 212 рублей 29 копеек; пени по транспортному налогу в размере 20 567 рублей 40 копеек.
Мировым судьей судебного участка № 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области 06.03.2020 вынесен судебный приказ № 2а-957/2019. По заявлению должника судебный приказ отменен мировым судьей 10.06.2020.
Обязанность по уплате пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнена.
Просит взыскать с Косых А.В. задолженность по пени в размере 21 254 рублей 51 копейки, в том числе пени по ОМС в размере 89 рублей 06 копеек, пени по ОПС в размере 385 рублей 76 копеек, пени по ЕНВД в размере 212 рублей 29 копеек, пени по транспортному налогу в размере 20 567 рублей 40 копеек.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о дате времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своевременно, согласно административного искового заявления просил рассмотреть дело без участия представителей налогового органа.
Административный ответчик Косых А.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом путем направления судебных извещений по имеющемуся в материалах дела адресу пребывания и места жительства (ответ отдела по вопросам миграции МО МВД России «Усть-Илимский» от 13.10.2020) заказным письмом, судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой оператора почтовой связи «Истек срок хранения».
Суд учитывает, что административному ответчику Косых А.В. известно о наличии задолженности и мерах, принимаемых к ее взысканию, поскольку по его заявлению отменен судебный приказ о взыскании задолженности по пени.
Применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Возвращение в суд неполученного административным ответчиком заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая требования ст. 150 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Исследовав доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, материалы административного дела № 2а-957/2020 в подлиннике, и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 68, 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 3 ст. 2 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В частности, в силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 34 названного Кодекса основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.
Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определяется в виде суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и 1% от дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, которая не может быть более предельной величины.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего, за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Судом установлено, что административный ответчик в период осуществления предпринимательской деятельности (с 21.12.2017 по 27.05.2019) в соответствии со ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком ЕНВД. Следовательно административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога, ЕНВД, а также страховых взносов на ОПС И ОМС.
Согласно карточкам расчета с бюджетом по состоянию на 07.09.2020 налогоплательщиком не уплачена задолженность в сумме 21 254 рубля 51 копейка, в том числе: пени по страховым взносам на ОМС в размере 89 рублей 06 копеек; пени по страховым взносам на ОПС в размере 385 рублей 76 копеек; пени по ЕНВД в размере 212 рублей 29 копеек; пени по транспортному налогу в размере 20 567 рублей 40 копеек.
Из налогового требования № 23582 по состоянию на 23.09.2019 следует, что за Косых А.В. числится задолженность по пени по транспортному налогу в общей сумме 20 567 рублей 40 копеек; по пени по страховым взносам на ОМС в размере 89 рублей 06 копеек; по пени по страховым взносам на ОПС в размере 385 рублей 76 копеек; пени по ЕНВД в размере 212 рублей 29 копеек. Предложено погасить числящуюся задолженность в срок до 11.11.2019.
Фактическое направление требования должнику подтверждается реестром заказной корреспонденции за 26.09.2019.
Из представленного к административному иску расчета видно, что пени на несвоевременно уплаченный транспортный налог начислены в размере 20 567 рублей 40 копеек за период с 01.12.2015 по 04.02.2019; пени по обязательным страховым взносам на ОМС начислены в размере 21 рубля 18 копеек за период с 29.01.2019 по 07.05.2019 и с 12.06.2019 по 18.08.2019 в размере 69 рублей; пени по обязательным страховым взносам на ОПС начислены в размере 97 рублей 72 копеек за период с 29.01.2019 по 31.01.2019 и с 12.06.2019 по 15.07.2019 в размере 294 рублей 20 копеек; пени по ЕНВД в размере 208 рублей 57 копеек за период с 29.04.2019 по 25.07.2019 и с 28.01.2019 по 01.02.2019 в размере 3 рублей 72 копеек.
Из материалов дела следует, что пени начислены административному ответчику в связи с неисполнением им в установленный законом срок обязанности по уплате налога.
Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области в адрес мирового судьи судебного участка № 99 по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району 12.02.2020 направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Косых А.В. задолженности по пени в общем размере 21 262 рублей 11 копеек.
06.03.2020 мировым судьей судебного участка № 101 по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району вынесен судебный приказ № 2а-957/2020, который определением от 10.06.2020 отменен по заявлению должника.
С настоящим иском в суд административный истец обратился 02.10.2020, т.е. с соблюдением установленных сроков.
Согласно расшифровке задолженности, представленной налоговым органом, налогоплательщиком не уплачена задолженность по пени по страховым взносам на ОМС в размере 89 рублей 06 копеек; пени по страховым взносам на ОПС в размере 385 рублей 76 копеек; пени по ЕНВД в размере 212 рублей 29 копеек; пени по транспортному налогу в размере 20 567 рублей 40 копеек.
Доказательства уплаты указанных выше пени ответчиком в судебное заседание представлены не были. В связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании положений статьи 114 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Усть-Илимск в размере 838 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Волковой Марине Викторовне о взыскании задолженности по пени удовлетворить.
Взыскать с Косых Алексея Владимировича, ** ** **** года рождения, уроженца ** ** **** , зарегистрированного по адресу: <адрес> в соответствующий бюджет через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 9 по Иркутской области:
пени по транспортному налогу за период 2015-2019 год за период с 02.12.2016 по 04.02.2019 в размере 20 567 рублей 40 копеек,
пени по страховым взносам на ОМС начислены за период с 29.01.2019 по 18.08.2019 в размере 89 рублей 06 копеек,
пени по страховым взносам на ОПС начислены за период с 29.01.2019 по 15.07.2019 в размере 385 рублей 76 копеек;
пени по ЕНВД за период с 28.01.2019 по 25.07.2019 в размере 212 рублей 29 копеек,
а всего 21 254 рублей 51 копеек.
Взыскать с Косых Алексея Владимировича, ** ** **** года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу бюджета муниципального образования город Усть-Илимск государственную пошлину в размере 838 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Р.А. Степаненко